Бихевиоральный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Стратегия предотвращения рецидивов




Для проведения бихевиоральной терапии и консультирова­ния необходимы следующие умения: 1) разбивать поведение на фрагменты, т.е. операционализировать его; 2) проводить функцио­нальный анализ для уточнения предыстории проблемы, результи­рующего поведения и последствий; 3) определять совместно с клиентом цели, являющиеся общественно приемлемыми; 4) ис­пользовать специальные процедуры изменения поведения. Наибо­лее часто используются нижеперечисленные техники.

1. Релаксация. Психологи бихевиорального направления счи­тают более эффективным не поиск причин физической скован­ности, которая может проявляться в форме бессонницы, высокого давления, а обучение клиента механизму релаксации. Программы релаксации обычно основаны на следующих техниках: а) контраст напряжения и расслабления. На первой стадии клиент закрывает глаза и делает несколько глубоких вдохов и выдохов. На второй ему предлагается попеременно напрягать или расслаблять разные группы мышц, пока он не ощутит различий в этих состояниях. На третьей он пробует запомнить разницу между напряженным и расслабленным состоянием с целью понимания того, что такое мышечное напряжение. Четвертый этап посвящен процедуре контрастного сжатия и расслабления групп мышц в определенном порядке для достижения релаксации. Пятый этап связан с завер­шением упражнения; б) прямой релаксации, когда клиент просто расслабляет группы мышц одну за другой. При данной технике особенно важны отношения между психологом и клиентом.

2.Систематическая десенситизация (или уменьшение тревожности). Данная техника, разработанная Дж. Вольпе, направлена на решение проблем, связанных с тревожностью и напряжением. Она включает в себя несколько этапов: а) обучение клиента технике глубокой мышечной релаксации по технологии Джейкобсона; б) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. При установлении начальной и конечной точек самой страш­ной ситуации им присваивается 100 баллов, состоянию абсолютно­го покоя — 0 баллов; в) прохождение шкалы страхов от нижней точки до верхней в состоянии глубокой мышечной релаксации

3. Имплозия (наводнение). Данная техника сходна с система­тической десенситизацией, однако проводится без мышечной ре­лаксации. После составления иерархии страхов переходят к имплозии — представлению ситуаций страха. По поведению кли­ента (двигательной активности, напряжению мышц, мимике) пси­холог оценивает интенсивность испытываемого страха и степень включенности клиента. Задача психолога — поддерживать высо­кий уровень страха в течение примерно 40—45 мин.

4. Парадоксальная интенция (стремление). Согласно этой методике, предложенной В. Франклом, клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом или, наоборот, пытаться умыш­ленно вызвать его и усилить. Данный метод заключается не толь­ко в «перевертывании» своего страха, но и в юмористическом к нему отношении.

5. Моделирование. Использование данной техники предпола­гает демонстрацию желаемого поведения. Психолог может сам по­казать клиенту, как спокойно вести себя в пугающих ситуациях (например, как убивать пауков), либо использовать видеозапись.

6. Позитивное подкрепление (поощрение). Таковым со сторо­ны психолога могут служить улыбки, внимательное выслушивание, кивки головой. Широко распространена жетонная (талонная) сис­тема поощрения за желательное поведение.

7. Техника вызывания отвращения (аверсивное обусловли­вание). В основе данного метода лежит выработка условного рефлекса. Нежелательное поведение клиента пресекается непри­ятным стимулом: резкими, громкими звуками, ударами электри­ческим током (при невротическом заикании, энурезе, дрожании рук), веществами, вызывающими рвоту (при алкоголизме) и др.

8. Наказание. В этой технике наказание следует после неже­лательного поведения.

9. Самоконтроль. Данная техника предполагает активную роль клиента в определении целей консультирования и выполне­ нии программы позитивных изменений. Самоконтроль — основа успешной саморегуляции поведения. Психолог помогает клиенту
определять краткие, ясные, четкие цели, успешное достижение ко­ торых ведет к самоутверждению.

10. Предотвращение рецидивов. Данная стратегия помогает клиенту поддерживать нужное поведение после завершения кон­сультирования. Задача психолога — помочь клиенту построить программу, которая помогла бы ему справиться с рецидивами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: