Проблема методов исследования в консультативной психологии.




Единой классификации методов консультирования не существует, однако выделяют несколько оснований для классификации:

1) исследование проблем (сбор информации, диагностика) 2) снятие эмоционального напряжения; 3) определение приоритетов проблем и работа над ее решением; 4) психопрофилактика.

К первой группе методов относятся: беседа (интервью), наблюдение, тестирование, анкетирование, биографический метод и т. д.

Основным методом консультирования является определенным образом организованная беседа как системная ситуация общения (условие взаимодействия) клиента и консультанта, в процессе которого имеет место принятие последним профессиональных решений в отношении проблем клиента. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью. Разновидности интервью:

стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Метод наблюдения - это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственной регистрации фактов (событий и условий), значимых с точки зрения целей исследования (в ситуации консультирования - исследование консультантом клиента как личности, особенностей его жизненной ситуации и проблем и т.д.). Данный метод используется в процессе консультирования на всех этапах, в результате чего появляется возможность уточнения запроса клиента (над чем именно он готов работать в данный момент), формулирования, проверки и корректировки консультантом возникающих у него гипотез относительно проблем клиента.

Тестирование может проводиться консультантом в форме опроса, эксперимента, краткосрочного задания. Тест отличается от других психодиагностических методик своей стандартизованностью (существование задания, четкой инструкции, прописанной процедуры тестирования, стандартными являются и способы обработки и интерпретации тестовых заданий).

Анкетирование позволяет собрать материал об интересах, особенностях личности, психологических проблемах и поступках клиента. Прежде чем начать анкетирование, для достоверности результатов необходимо наладить рабочий контакт с клиентом, включающий доверительные отношения, искренность и открытость. Содержание вопросов анкеты может быть направлено на изучение планов на будущее; особенностей поведения; социального положения; уровня знаний и т.д.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Источником данного метода служат: опрос близких людей, анализ документов (дневников, писем и т.д.), биографические методики (сочинения, диаграммы жизненных изменений и т.д.).

Вторая группа методов направлена на снятие эмоционального напряжения клиента. Они могут использоваться в любом направлении консультативной работы. Такие методы называют катарсическими. Эмоциональное состояние клиента, безусловно, оказывает влияние на процесс консультирования, в этой связи снятие напряжения, создание безопасной и благоприятной атмосферы - одна из задач консультанта. Создание такой обстановки возможно с помощью применения следующих методов: вербальная и невербальная поддержка, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арт-терапия.

Третья группа методов: определение приоритетов проблем и работа над ее решением. Используются для анализа проблем, анализа факторов, вызывающих проблему, анализа взаимного влияния этих факторов, сравнения различной информации и др., что позволяет определить степень важности проблем и срочность их решения. К таким методам относят, например, метод ранжирования альтернатив, с помощью которого возможно упорядочить все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные.

Четвертая группа методов направлена на психопрофилактику. Это деятельность по психопросвещению клиента или его семьи: библиотерапия (использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения), тренинги на темы: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и многие другие важные для клиентов социальной сферы темы.

 

8. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта.

 

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самый общий ответ о роли консультанта кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие ролевые функции консультанта:

построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;

непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

постоянное совершенствование процесса консультирования.

Если таким образом в общих чертах представить содержание роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):

доверие к людям; уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга.

Рассмотрим факторы, способные составить остов модели консультанта.

Аутентичность. три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор.

Открытость собственному опыту.

Развитие самопознания.

Сила личности и идентичност ь.

Принятие личной ответственности.

О глубине отношений с другими людьми.

Постановка реалистичных целей.

К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

 

9. Мировоззрение и теория психолога-консультанта. Развитие профессионального мировоззрения консультанта.

 

Профессиональная деятельность психолога направлена на по­знание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценност­ных ориентации, которая определяет его представления об окру­жающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глу­бокая профессиональная подготовка, но и особое «профессио­нальное видение мира», предполагающее наличие специфической системы ценностей.

В работе психолога тесно переплетаются личные и профессиональные ценности. Ценностная позиция консультанта не подразумевает нраво­учений или морализаторства. Ценностная нейтральность психоло­га — ключевой момент терапевтических отношений. Быть ценност­но-нейтральным не означает прятать свои истинные чувства от кли­ента под профессиональной маской. В отдельных случаях предъ­явление консультантом собственной ценностной позиции может оказать огромный психотерапевтический эффект.

По мнению Дж. Корри, консультант, желая избежать ценност­ных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консультанту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и в то же время избежать навязывания собственных установок клиентам. В про­цессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентации и принять самостоя­тельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяет­ся не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов — он только расширяет зону осознавания клиента, а последний ищет решения и делает выбор на основе собственных ценностей.

Способ, при помощи которого психолог вычленяет и интерпретирует ключевые проблемы своего клиента, обычно отражает его теоретический фундамент и его взгляды на природу человека. Разные определения одной и той же проблемы показывают различные теоретические подходы и ведут к различным терапевтическим действиям, так как из теорий вытекает не только набор концепций, объясняющих человеческое поведение, но также довольно четкий арсенал методик и техник психологической помощи. Важная задача саморазвития психолога-консультанта заключается в том, чтобы выбрать из каждой теории идеи, которые, по его мнению, наиболее точны, и построить свою собственную теорию.

Существуют следующие возможности развития психологом-консультантом концепции психологической помощи (подробно об этом говорит А. Айви: монотеоретизм, эклектизм, обобщенная те­ория (систематический эклектизм).

Монотеоретизм. Сильной стороной приверженности психо­лога одной теории является углубленное изучение методологии, приемов и методов данного подхода, возможность приведения те­ории в соответствие с потребностями конкретного клиента.

Эклектизм. Под эклектиком понимается человек, который не создает собственной психологической теории, не присоединяется к взглядам какого-либо одного теоретика, а берет из различных систем то, что находит правильным, связывая это в одно более или менее законченное целое. Такой подход используется примерно половиной практикующих психологов.

Обобщенная теория (систематический эклектизм). Дж. Келли отмечал, что э клектики становятся все более систематичными в своем мышлении, развивают собственную теорию или обобщен­ную теорию психологической помощи, в которую объединены раз­личные подходы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: