Гуманистический подход к психологическому консультированию: методология, цели, задачи.




 

Он ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. Цели - создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контро­ля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие чело­веческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.
Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.
Психолог поддерживает у клиента состояние пси­хического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направ­ления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внима­ния и выслушивания, качественной эмпатии. Психо­лог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтнос­ти с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к кли­енту заведомо положительно и безоценочно. В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, переска­зом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимо­действия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии осо­бое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной, с чувством вины, ищущей про­щения; фиксированное ощущение; работа со снами. Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники пере­мены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.
Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия.

21. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса; гештальт-консульт ирование.

 

Роджерс и Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты человеко–центрированой терапии: 1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности; 2) основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент–центрированной»); 3) терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент; 4) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуре; 5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены – к лицам, страдающим психозами, невротикам или к психически здоровым людям; 6) интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Роджерс сравнивает психотерапевтический контакт с работой садовника: хороший психотерапевт, словно садовник, бережно, терпеливо, с любовью и вниманием лишь создает условия для актуализации внутренних механизмов роста личности клиента. Акцент, таким образом, переносится на обеспечение психотерапевтом необходимых и достаточных условий контакта с клиентом, а следовательно, и его терапевтических изменений. Обеспечить эти условия может далеко не каждый психотерапевт, так как они не являются результатом некоторой терапевтической техники. Скорее они представляют собой личностные установки самого психотерапевта. Для изменений клиента необходимы следующие условия: во–первых, эмпатическое понимание клиента терапевтом. Терапевт должен воспринимать мир клиента таким, каким видит его сам клиент. При этом терапевт должен не только воспринять слова клиента, но и прочувствовать его переживания. К примеру, клиентка говорит: «Я развелась с мужем, я настояла на разводе, хотя у меня двое детей; теперь я свободна и довольна тем, что могу строить свою жизнь как хочу…». Но произносится это с некоторой агрессивной бравадой, за которой чувствуются внутренняя боль и печаль, которые она не хочет в себе принять. Возможная реакция психотерапевта: склонить голову клиентки к своему плечу и погладить ее. Такая терапевтическая реакция сопряжена с риском: психотерапевт может быть «отброшен» клиенткой. Однако если клиент расплачется, примет свою боль и печаль, то это будет означать расширение Я–концепции клиента.

Гештальт-терапия была создана Ф. Перлзом в начале 50-х годов XX в. Ф. Перлз считал, что подлинно целостный (холистический) взгляд на человека и психотерапию требует существенной деин-теллектуализации. В попытке понять человеческую природу про­исходит переоценивание интеллекта, который Ф. Перлз сравнивал с компьютером.

В гештальт-терапии описывается пять наибо­лее часто встречающихся форм нарушения взаимодействия (контакта) между индивидом и средой.

/. Интроекция склонность человека неразборчиво погло­щать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгля­ды, мнения, ценности других людей, не пытаясь в них разобрать­ся и критически переосмыслить.

2. Проекция представляет собой отмежевание от некоторых аспектов собственной личности и приписывание их окружению.

Ретрофлексия («обращение на себя»). Человек, которому свойственна данная форма нарушения, пытается отделиться от окружения и направить на самого себя действия, первичной целью которых была внешняя среда.

Конфлюенция (слияние) состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не-Я». В состоянии слияния (ребенка с матерью, индивида с группой, влюбленного со своей возлюбленной) происходит полное отождествление с другим (другими), отказ от различий, чувства реальности собственного «Я».

Дефлексия (уклонение) позволяет избегать нежелательного контакта (с определенным человеком или аспектом реальности).

В гештальт-терапии часто используются следующие методы воздействия: директива, обратная связь, интерпретация. Гештальт-терапевт во время сеанса может вести себя несколько отчужденно,

1.Восприятие -«здесь-и-сейчас». Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас, а не в прошлом или будущем.

2.Директивностъ, или направление поведения. В некоторых ситуациях психолог указывает клиенту, что ему делать: предлага­ет выполнить определенные действия, дает инструкции и указа­ния относительно того, что нужно совершить в данный момент.

3.Речевые изменения. Гештальт-терапевт, как правило, стре­мится сменить вопросы на утверждения.

4.Диалог -«верхней»- и -«нижней»- собак. Эта техника связана с наличием у клиента различных расщеплений, фрагментов, противоположностей "личности

Работа со сновидениями.

6. Противоположности Иногда явное поведение клиента представляет собой отрицание глубоких искрытых желаний, противоречие с тем, чего он хочет на самом де­ле.

7. Преувеличение,. Гештальт-терапевты большое внимание уделяют невербальным, телесным сигналам," считая, что они более точно передают чувства человека, чем язык.

8.Выявление фантазий. Эта техника используется для уско­рения процесса гештальт-терапии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: