Рационально-эмотивная терапия (РЭТ).— метод, разработанный в 50-х годах XX в. клиническим психологом Альбертом Эллисом. Личность в РЭТ рассматривается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Сущность концепции РЭТ выражается моделью А — В — С, где А — возбуждающее событие (activating event), В — система убеждений (belief system), С — эмоциональное последствие (emotional consequence). Обычно сильное эмоциональное последствие (С), следующее за возбуждающим событием (А), расценивается человеком с позиций причинно-следственной связи (А вызвало С). На самом же деле С возникает не под влиянием А, а под влиянием В, т.е. системы убеждений человека. Корни появляющихся эмоций (страха, гнева, тревоги) находятся в системе иррациональных убеждений человека. В качестве средства избавления от сильных эмоциональных последствий используются активное опровержение, приведение рациональных доводов, демонстрация несостоятельности иррациональных убеждений на поведенческом уровне.
РЭТ базируется на двух основных принципах.
1. Мысли — это главный фактор, определяющий эмоциональное состояние человека (как мы думаем, так и чувствуем).
2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. Эти нарушения А. Эллис называет «иррациональными суждениями»,
Для выявления иррациональных установок используется известная техника А. Бека: декатастрофизация, или техника «а что, если. Она предназначена для исследования действительных, фактических событий и тех последствий, которые существуют только в воображении клиента, нанося ему психологический ущербу вызывая чувство тревоги, помогает клиенту подготовиться к последствиям, сопряженным со страхом, а также полезна для уменьшения избегания.
|
После выявления иррациональных установок психолог приступает к реконструкции системы убеждений клиента. Воздействие осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Воздействие на когнитивном уровне. РЭТ применяет сократовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут.
Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие «было бы лучше» от «должно»).
Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются и для изменения когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной.
Эмоциональные расстройства трактуются А. Беком прежде всего как расстройства когнитивные. В частности, такое когнитивное нарушение, как депрессия, имеет три компонента: 1) восприятие себя; 2) восприятие переживаний; 3) восприятие будущего. Глубина депрессии измеряется специально сконструированным опросником, включающим измерение грусти, пессимизма, ощущения поражения, неудовольствия, вины и т.п. Процедура психотерапии заключается в специальной организации общения с психологом, когда задаются вопросы: “Что ты теряешь, если... “ или “Ты знаешь, что бессмысленно попытаться... “ и т.п. Затем составляется постепенно усложняющаяся программа действий, на основе которой устанавливается кооперация с психологом. Предпринимаются усилия по снижению уровня самокритики и самообвинения, по выработке альтернативных решений и способов действий. В качестве психологической защиты используются вопросы типа: “А если бы это не получилось у меня, ты бы меня тоже презирал, как себя сейчас?”. Юмор, ирония, с помощью которых достигается когнитивный сдвиг в восприятии ситуации, также имеют большое значение. Поскольку при эмоциональных нарушениях по типу снижения эмоциональности и депрессивных состояниях клиенты часто предъявляют жалобы к чрезмерности внешних требований к ним, полезным оказывается ранжирование сделанного и обсуждение возможных путей достижения запланированного. А. Бек предложил некоторые специфические техники работы: обнаружение и регистрация автоматически возникающих мыслей, в частности, с помощью наводящих вопросов; ежедневная запись “мешающих” мыслей; установление личностного смысла события; обобщение автоматических мыслей; операционализирование негативных конструктов, анализ значимости некорректных представлений и т.п.
|