Типологические исследования. Виды.




Задачи, объект и цели курса сравнительной типологии.

Сравнительная типология - раздел языкознания, изучающий языки в сопоставлении друг с другом с целью установления сходств и различий между языками. Это сравнение может проводиться в историческом плане и иметь целью установление родственных отношений м\у языками.

Например: на столе – on the table, на картине – in the picture

Задача курса: предвидеть ошибки, кот могут быть сделаны.

Метод: сравнение, сопоставление, но в зависимости от объекта и цели выдвинуты различные методы языкознания.

 

Сравнит типология объединяет 2 направления в языке:

1) сопоставительная лингвистика (2 языка не зависят от степени родства с целью выявления сходств и различий)

2) типологическая лингвистика (специфика языка на фоне общих черт).

 

Специфика языка – сочетание всеобщего, общего, специфического. Специфика будет определять взаимосвязь всех черт.

Сравнит типологии объединяет сопоставительный и типологический анализ языков.

 

Практической целью сравнительно-типологического исследования языков является:

1) выявление схождений и расхождений в использовании языковых средств различными языками.

2) Изучение конкретных особенностей обоих языков.

3) установление общих закономерностей и фактов, свойственных разным языкам, выявление языковых универсалий и возможностей их реализации в конкретных языках.

 

Курс сравнительной типологии английского и русского языков ставит перед собою задачу научить студентов выявлять наиболее существенные типологические характеристики (признаки) английского и русского языков, показать те методы и приемы, с помощью которых можно сопоставлять структуры английского языка, отсутствующие в родном языке учащихся, а также и средства, используемые для их передачи на родном языке студентов.

 

Объект и задачи сопоставительно-типологического, сравнительно-исторического языкознания и ареального.

Задача сравнительно-исторического язык – определение степени родства и общности в происхождении языков, восстановление языка-основы, из кот развились изучаемые языки, установление законов, по кот шло развитие.

Сопоставительно-типологическое языкознание изучает языки независимо от родства с целью выявить схождение и расхождение способов выражения одних и тех же значений, различить функции однотипных элементов структуры языка.

 

Ареальное языкознание – сопоставляет языки не зависимо от степени родства с целью определения общих элементов (языки располагаются рядом, но не являются родственными, но в силу общих культ особенностей в них можно найти общие черты)

 

Языковые универсалии.

1. деление звуков на гласные и согласные

2. наличие местоименных элементов (мест 1 и 2 лица)

3.разграничение и противопоставление имени и гл (имя – объект, гл – действие)

4. наличие полнозначных, семантически полноценных, служебных единиц языка.

5. наличие имен собственных

6. явление семантической неоднозначности (многозначности)

 

Универсалии определяются:

1. общими закономерностями функционирования языка как средства общения

2. артикуляционной база голосового аппарата человека

3. глубин отношением м/у языком и мышлением, языком и окружающей действительности, языком и психологией.

 

Серебренников дает определение, что языковые универсалии - это единообразный, изоморфный способ выражения внутрисистемных отношений языковых элементов, или однотипный по своему характеру процесс, дающий одинаковые результаты, проявляющиеся с достаточно высокой степенью частотности в различных языках мира. Т.е. в любом языке есть признаки, которые свойственны другим языкам, поэтому они имеют всеобщий, универсальный характер.

 

Существует несколько типов, например

1) абсолютные универсалии – свойственны всем языкам, благодаря своему всеобщему языковому характеру могут быть использованы для выделения универсалий, свойственных только языковым системам в отличии от любых других систем, например семиотических.

Поэтому можно говорить о

2) лингвистических и

3) экстралингвистических универсалиях, свойственных той или другой системе знаков в отличии от системы знаков языка.

Наряду с универсалиями, имеющими описательный или статистический характер и определяющими типологию языка в синхронном плане, необходимо отметить

4) диахронические универсалии, которые характеризуют процесс движения или развитие в языке. Напр. наблюдение над развитием фонем [k]=> [tş]-в древнерусском фонема [к] перед гласным переднего ряда [э] систематически переходила в [ч] – пеку-печешь-печет, но пекут.

Существуют также и

5) морфологические универсалии, такие как редукция окончаний в неударных слогах (наблюдаются в английском, нидерл, русск, франц языках.

 

Определение типа в лингвистике.

 

Тип – обобщенная форма, разновидность предметов, явлений.

Типология – классифицирует, анализ предметов по общности их признаков.

Тип:

(1) тип в узком значении

(2) тип в широком значении

 

(1) тип языкового выражения – это форма универсалий или общего языкового явления (тип артикуляции, синтаксической связи, морфологических выражений, словосочетаний и предложений).

(2) языковой тип – совокупность обобщенных особенностей языка в цели исходя из общих особенностей, соотношение м/у словом и грамматической морфемой, м/у функцией и формой выделяют

3 основных типа языка: изоморфирующий, агглютинативный и флективный.

Типология изучает как типы языковых элементов так и общие языковые типы.

 

Типологические исследования. Виды.

 

Каждый язык обладает своей, характерной для него структурой, под которой следует понимать его внутреннюю организацию (сложная система связей и отношений неограниченного числа единиц различных уровней: фонем, морфем, слов и т.п) Эти единицы, различаясь м\у собой во многих планах и отношениях, обладают в то же время рядом общих свойств и признаков, например, словоизменительные морфемы обладают общим свойством использоваться в рамках слова в качестве аффиксов. Фонемы не имея самостоятельного значения, будучи единицами односторонними, служат материалом для образования морфем и слов и в то же время обладают различительными или дистинктивными признаками. Эти свойства дают возможность объединить различные единицы языка по признаку их общности в совокупности различной величины, называемые подсистемами. Так можно говорить о подсистеме фонем, морфем и т.д.

Эти подсистемы не существуют изолированно в структуре языка, они связаны м\у собой различными связями и отношениями. От числа фонем и их типов в конкретном языке зависит структура слова, его протяженность. Слова используются для построения словосочетаний и предложении. Не все подсистемы занимают в структуре языка одинаковое положение. Одни как бы являются основанием для других, те в свою очередь служат основание для третьих и т.д. Т.о., создается ярусная организация структуры языка. Каждый из ярусов представляет собой уровень языка, в котором объединены однотипные единицы, обладающие определенными свойствами, признаками и системой отношений. В состав уровней языка входят уровни – фонетический, фонологический, морфемный, морфологический, синтаксический и уровень слова.

 

Иерархичность языковой системы. Изоморфизм. Алломорфизм.

 

Для типологии важно установить сходство или подобие систем различного объема и масштаба. Такое подобие, или параллелизм, отдельных звеньев структуры языка, отдельных микро- и макроструктур, ее составляющих, получило название изоморфизм. Одной из целей топологического описания языка следует считать выявление изоморфизма различных языков, т.е. установление подобия или сходства не только микросистем, но так же и подсистем целых систем ряда языков. Изоморфизму противостоит алломорфизм, который свидетельствует о разнотипности структуры языковых единиц, составляющий данный уровень.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: