ПОНЯТИЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.




Главный для каждого педагога вопрос «как учить» выводит нас на одну из важнейших категорий педагогики - категорию методов обучения. Слово «метод» происходит от греческого теthоdоs, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи (см.: Советский энциклопедический словарь. – М., 1981. - С.806).

Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятель­ность.

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые-дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. Главная проблема - в многогранности этого понятия.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:

обозначает цель обучения;

способ усвоения;

характер взаимодействия субъектов обучения.

Перечислим различные подходы к определению понятия методы обучения:

1) это способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы;

3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Ученые, занимающиеся методами обучения, предлагали свое понима­ние метода, акцентируя внимание на той или иной его стороне. Предложим ряд определений для самостоятельного анализа:

• это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов);

• это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащегося, применяемого для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (О.С. Гребенюк);

• это апробированная и систематически функционирующая струк­тура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности (В. Оконь);

• это способ достижения цели обучения, представляющий собой сис­тему последовательных и упорядоченных действий учителя, орга­низующего с помощью определенных средств практическую и поз­навательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.И. Лернер).

Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга.

Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматри­вает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в пер­вом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И. Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким об­разом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что ме­тод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Широкое распространение в дидактике получило также понятие «прием обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезис цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода - объяснения преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если она только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: