ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ




(Е.П. Белозерцев, Г.А. Бордовский, М.А. Вейт, В.Г. Воронцова и др.)

Идея непрерывного пед. образ-я (НПО)существует в современном пед. сознании на двух уровнях: обыденном и научном.

Обыденный: мысль о полезности пожизненного накопления учителем знаний, постоянного расширения его жизненного кругозора, «век живи – век учись».

Научный (интерпретации зависят от того, в рамках какого предмета рассматривается).

1. Философия образ-я исследует НПО посредством категорий непрерывности, взаимосвязи, интеграции, преемственности, системы и др.

2. Психология описывает НПО через выявление мотивационно-смысловых основ овладения пед. профессией, совершенствования в ней характеристику ценностно-смысловой и рефлексивной деят-сти учителя.

3. Педагогическая концепция НПО раскрывает его природу через категории цели, содержания образ-я, методов и форм образ-я и входящих в их состав конкретных образовательных технологий, критериев эффективности процесса НО учителя, механизмов управления.

Понятие непрерывности ПО понимается как целостность системы, состоящей из отдельных дискретных элементов. В качестве таких дискретных элементов системы ПО выступают: отдельные ступени восхождения к высотам профессии («Вертикальный сред системы»), реализующие их различные учреждения, решающие соответствующие задачи по ориентации на пед. профессию, профессиональной подготовки и профессиональному совершенствованию.

Системообразующим фактором, «сквозной» идеей НПО выступает идея формирования направленности личности педагога на непрерывное профессионально-пед-ое совершенствование, преобразование себя для решения задач усложняющейся креативной пед. деят-сти. Это становится возможным, если педагог на всех этапах профессионального становления и пед. деят-сти выступает как субъект:

- сознательного, свободного выбора пед. профессии и наиболее «подходящих» путей овладения ею;

- учебной деят-сти в профессиональном учебном заведении, которая организовывается как:

а) деят-сть, предоставляющая свободу выбора, методов решения учебно-познавательных задач на различных уровнях творческой активости;

б) совместная продуктивная деят-сть преподавателя и будущего педагога, взаимообагащающая их;

в) деят-сть, в которой формируется рефлексия, стимулируется сознание и выработка ее целей, смыслов;

г) становление индивидуального стиля деят-сти, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение, саморазвитие;

д) творческая деят-сть, ориентированная на выработку каждым студентом осознанных планов, прогнозов и сценариев своей проф. жизнедеят-сти в будущем;

- целенаправленной деят-сти по совершенствованию своей проф. квалификации, повышению личностного проф.-пед. потенциала, необходимого для сознательного целеустремленного пед. творчества, включающей его высший уровень – разработку и создание авторских пед. систем.

Эффективной формой организации НПО яв-ся учебно-научно-пед. комплекс как особого рода интеграция образовательных институтов региона, отвечающая представленной модели НПО и реализующая обоснованные и апробированные в исследовании механизмы управления данной структурой.

Пед. комплекс (ПК) как личностно-развивающая система НПО ориентируется на тип пед. деят-сти, характеризуется превращением духовного мира учителя в ведущий компонент содержания образ-я, приоритетом личностно-развивающей функции в образов-ой деят-сти, организческим взаимодействием учителя с социумом и региональной ситуацией жизнедеят-сти воспитанников.

Условия ПК обеспечивают усвоение педагогом содержания пед. образ-я, которое вне такого рода системы присваивается неэффективно, а именно:

- опыта проф. социализации;

- рефлексия генезиса своих пед. функций;

- самоуправлением профессиональным развитием;

- готовности реализовывать принцип непрерывности проф. совершенствования во всех последующих фазах своего проф. роста.

Критериями эффективности функционирования ПК как целостной системы НПО яв-ся взаимосвязь, преемственность, интеграция входящих в нее образовательных учреждений. Важнейшее условие эффективности – реализация принципа регионализации системы НПО, предполагающая учет:

а) специфики культурных традиций, особенностей производственно-экономических и соцльных сфер жизнедеят-сти региона;

б) сложившхся традиций в сфере образ-я;

в) условий их дальнейшего развития (потенциал научно-пед. и практико-новаторских школ как интеллектуального ядра региональной системы НПО и др.)

Эффективное функционирование ПК как региональной системы НПО предполагает последующее сотрудничество его субъектов, объединенных принятой ими концептуальной программой, специализированной системой управления, связанной с реализацией условий и механизмов научного, методического, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения, стимулирования, экспертизы качества подготовки специалистов, отвечающих потребностям современной сферы образ-я.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: