Что нужно для того, чтобы диалог состоялся? Чтобы две стороны проявили готовность искать ”третью истину”?




Прежде всего, конечно, необходим материал, проблема, которые бы побудили их к этому. Объективно существующую проблему нужно представить в виде субъективно значимого вопроса. “Нужен неумирающий вопрос... Если можно найти на него ответ без поиска и диалога, то зачем подвергать класс искусственному эксперименту?..” - размышляет известный педагог-новатор Е.Н.Ильин. Здесь так и хочется вспомнить прекрасные строки В.Высоцкого:

“А гениальный всплеск похож на бред.

В рожденье смерть проглядывает косо,

а мы все ставим каверзный ответ

и не находим нужного вопроса!..”

Диалог с учениками - это не просто разговор. Это - совместное “дело”, сотрудничество, предполагающее распределение ролей. Диалог при этом развертывается внутри других личностно значимых сфер деятельности как некая жизненная ситуация, как образ жизни учителя и ученика, наставника и класса, педагогического и ученического коллективов. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении гуманитарных предметов (или, точнее, гуманитарного компонента любых предметов).

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТЕКСТ

Задача как универсальное средство организации учебной деятельности обретает в связи с личностной ориентацией образования качественно новые характеристики. Именно через задачу может моделироваться контекст познания как условие актуализации личностного плана учебной деятельности.

Задача выступает основанием личностно ориентированной ситуации, если она становится для ученика событием, требующим перехода от одной модели мировосприятия и поведения к другой.

В соответствие с моделью личностно-гуманитарной ориентации обучения все задачи, решаемые в курсах общеобразовательных (главным образом естественнонаучных) дисциплин, можно условно разделить на три группы. Первая группа - предметно-познавательные задачи, в которых собственно личностный компонент (методология, рефлексия, поиск смысла) представлен в минимальной степени. В такой задаче рассматривается ситуация, предполагающая построение модели на основе объективных законов. Эти задачи направлены на освоение понятийного и операционного аппарата изучаемой науки. Они могут носить качественный или количественный характер, предлагаться в устной, текстовой или экспериментальной форме.

Вторая группа - практико-ориентированные задачи - содержат уже простейшую ценностную ориентацию, т.е. направлены на простейшие практические потребности человека. Речь, как показано в работах В.И.Данильчука, Ю.Д.Зарубина, В.М.Симонова, может идти, например, о прикладной физике, связанной с техникой, производством, медициной, спортом, различными видами обслуживания человека. Особенность задачной ситуации здесь состоит в том, что в ней представлена уже не рафинированная учебная ситуация, а более целостная жизненная коллизия, где предметные знания играют инструментальную роль в оптимизации жизненных функций человека, и тем самым раскрывается более широкий смысл изучения предмета.

Третья группа - это собственно личностно-ориентированные задачи, в которых наряду с когнитивным и практическим мышлением ученик должен проявить и собственно личностный потенциал - способность воспринимать связь изучаемой науки с нравственно-культурными проблемами бытия человека, осмысливать вопросы методологии и философии познания, видеть роль творческой созидательной деятельности ученого в построении картины мира, обсуждать мировоззренческие коллизии, смысл познания природы человеком. Материалом таким задач могут выступать проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности, моральной ответственности ученых и т.п.

Опыт применения учебных задач показал, что их использование способствует развитию личностно-волевого потенциала, организованности, ориентировочной основы поведения ученика в сложной ситуации переноса теоретических знаний в практику. Решение учебных задач - наиболее характерная составляющая учебной деятельности, при проектировании которой наиболее полно может быть реализована методология деятельностного и личностного подходов.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. ПОДХОДЫ.

Бондаревская Е.В.

1) ученик - субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самоизменению;

образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы;

2) педагог - посреднику между ребенком и культурой;

3) творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве;

4) школа - целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых.

Якиманская И.С.

1) понимание учения как индивидуально значимой деятельности отдельного

субъекта, в которой реализуются его личный опыт;

2) ученик - субъект познавательной и предметной деятельности;

3) обучение - «встреча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом,

обогащение, «окультуривание) последнего, а вовсе не его порождение;

4) субъектный опыт - опыт, приобретенный в процессе обучения самостоятельно;

5) роль учения - создать условия для раскрытия и развития индивидуальных

познавательных возможностей;

6) главное назначение обучения - преобразовывать, шлифовать, обогащать

субъектный опыт.

Алексеев Н.А.

1) сущность личностно ориентированного образования связывается не только с уникальностью учащегося;

2) сущность личностно ориентированного образования связывается с неповторимостью личности педагога;

3) сущность личностно ориентированного образования связывается с понятием «культурного акта»;

4) смысл «культурного акта» заключается в создании учащимися себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Сериков В.В.

1) сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию;

2) личность – способность проявлять свои отношения к миру и к самому себе;

3) личностно ориентированного образование -образование, которое создает условия для проявления личностных функций учащихся;

4) цель - создание условий для проявления личностных функций, или универсальных личностных способностей ребенка;

5) главное условие - создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: