МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач

Методы исследования можно разделить на общенаучные, те, которые используют и другие науки, изучающие человека; на эмпирические, проводимые как в естественных, так и в специально организованных условиях; на теоретические.

Эмпирические методы исследования наиболее разнообразны. Эмпирические исследования устанавливают новые факты, которые фиксируют общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию объектах и явлениях. На эмпирическом уровне проводится классификация фактов, например, классификация методов обучения; типы урока, типология неуспевающих учащихся.

Наблюдение позволяет изучать объект в естественных условиях, получать конкретные педагогические факты. Наблюдение как метод исследования должен иметь четкую цель (что будем наблюдать); программу (как наблюдать) и разработанные критерии (что и как фиксировать); заранее разработанную методику обработки результатов.

Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Беседа как метод исследования должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологические тонкости участников, вес­тись в свободной форме без записи ответов.

Анкетирование используется для массового обследования. Вопросы анкеты должны быть посильными, однозначными, краткими и ясны ми; вызывать интерес и желание отвечать; не содержать а скрытом виде какого-либо внушения. Анкеты бы­вают открытые (требуется развернутый ответ) и закрытые (выбор ответов).

Изучение и обобщение передового педагогического опыта — теоретическое осмысление положительных результатов мастеров педагогического труда и их опыта. Под передовым педагогическим опытом (ППО) понимают такую практическую работу, которая дает высокий педагогический результат. Это практика, которая содержит в себе элементы новизны и оригинальности. Обобщение педагогического опыта становится научным методом в том случае, если посредством его открывают нечто новое, имеющее объективное значение, и этому новому дается точная педагогическая характеристика (выясняются тенденции, затруднения, новинки, состояние решения какой-либо проблемы). При этом исследователь должен выделить четкие ориентиры, критерии, способы и приемы, позволяющие реализовать метод обобщения.

Критерии анализа:

-результативность профессиональной деятельности по сравнению с другими педагогами;

-оптимальность опыта (за счет каких условий и средств достигается высокий педагогический результат: грамотная организация процесса на основе психолого-педагогических закономер­ностей, есть ли перегрузка, есть ли отклонения в здоровье и т. д.);

-целенаправленность опыта (какие цели ставит и реализует педагог);

-новизна опыта (уровень усовершенствования, уровень изобретательства и т. п.);

-актуальность опыта;

-системность опыта.

Опытная работа выражается в том, что исследователь проверяет некоторые новые методы и приемы работы (пособия, рекомендации и пр.) и сознательно анализирует их эффективность, применимость, посильность для учащихся или учителя. Опытная работа не предполагает строгих замеров, а дает проводимой работе общую оценку (хорошие или нет рекомендации, пособия, программы и т.п.).

Опытная работа становится методом исследования при следующих условиях: 1)когда она поставлена на основе добытых наукой данных; 2) когда она создает новые педагогические явления; 3) когда она сопровождается глубоким анализом, из нее извлекают выводы и создаются теоретические обобщения (в форме научных понятий).

Педагогический эксперимент — специально организован­ная поисковая педагогическая деятельность с целью создания нового опыта или проверки выдвинутой гипотезы и т. д.

Виды экспериментов:

- констатирующий (диагностический), имеющий целью исследовать исходное состояние проблемы;

-созидательно-преобразующий (формирующий), имеющий целью сконструировать и реализовать на практике разработан­ную систему чего-либо;

-контрольно-проверочный, цель которого — проверить экспериментально разработанную методику или систему, но в других условиях;

-естественный эксперимент, при котором исследователь не привносит извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, изменяя лишь отдельные элементы.

Теоретические методы.

Одним из широко распространенных общенаучных методов яв-ся моделирование, т.е. воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. Модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи функции предмета исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие между исследуемым объектом и его моделью.

По форме воспроизведения модели подразделяют на материальные и идеальные. Вторые получают применение в пед. исследованиях.

Мысленное моделирование связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которых происходит выделение и отображение опр. сторон моделируемых объектов.

Абстрагирование как теоретический метод позволяет выделить из явления определенную сторону в «чистом виде», то есть в таком виде, в каком она в действительности не встречается. Идеализация – прием научного исследования, заключающийся в образовании особых объектов, которые в процессе исследования служат моделями объектов действительности и п/с мыслительные конструкции, воплощающие существенные моменты исследуемого явления в «чистом виде».

Мысленный эксперимент – логическое рассуждение о том, как протекали бы определенные явления или процессы, если бы удалось создать условия, почему-либо не осуществимые в данный момент. Экспериментатор создает и превращает идеальные объекты в определенные динамические модели, имитируя мысленно ситуации, которые могли бы быть в реальном экспериментировании. Нередко мысленный эксперимент предшествует реальному. Представляя себе мысленно ход возможного эксперимента, исследователь уточняет всю логику и варианты для проверки, а также определяет предполагаемые, гипотетические результаты, с которыми он впоследствии будет сравнивать результаты действительного эксперимента.

Для успешного проведения мысленных экспериментов исследователь должен использовать комплекс мыслительных операций, которые также относят к методам теоретического исследования. К этим методам-операциям относятся анализ, синтез, сравнение, ранжирование,обобщение, конкретизацию, систематизацию и некоторые другие.

Анализ – это разложение исследуемого целого на единицы, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Синтез – это смысловое соединение ранее выделенных, сравненных и систематизированных определенным образом частей.

Сравнение состоит в определении сходства или различия между явлениями. При сравнении исследователь должен определить основу сравнения – критерий.

Аналогия – перенос знания, полученного из рассмотрения какого-либо одного объекта на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект.

Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенные факты.

Обобщение – это сведение единичных частей в нечто общее, нахождение существенного признака, объединяющего разрозненные элементы.

Конкретизация – это нахождение частного, отвечающего общему критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет лучше понять общее.

Систематизация – это распределение явлений в смысловые группы по определенным (задаваемым исследователем) основаниям.

Источники опережающего отражения и преобразования пед. действительности реально действуют, когда используются при построении моделей, отображающих эту действительность как в плане сущего, так и должного. Главным признаком модели сущего – теоретической модели – яв-ся то, что она п/с четкую фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности. Модель должного, нормативная модель, содержит представление о том, что должно быть сделано для достижения наилучших результатов.

Моделирование успешно применяется для решения следующих важных задач:

- оптимизации структуры учебного материла;

- улучшение планирования учебного процесса;

- управления познавательной деят-стью;

- управления учебно-воспит-ым процессом;

- диагностики, прогнозирования, проектирования.

Моделирование служит трем целям:

- эвристической (для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных);

- вычислительной (для решения вычислительных проблем с помощью модели);

- экспериментальной (для решения проблемы эмпирической проверки гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями).

Целенаправленное моделирование дает возможность также совершенствовать экспериментальные исследования.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: