В игре строятся отношения между субъектом и объектом. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность обучаемого (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Игра выступает как свободно принимаемая, продуктивная, напряженная, жизненно имитирующая деятельность.
Причем, игровая деятельность как коллективная форма организации обучения таит в себе могучие резервы ее активизации, прежде всего за счет взаимной поддержки, соучастия и соревнования учащихся.
В педагогической литературе деловые игры рассматриваются как особое средство формирования отношения личности к окружающему миру; особая деятельность учащегося, которая изменяется как его субъективная деятельность; социально-заданный и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); особое содержание усвоения; социально - педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества» (Н.П. Аникеева, 1994).
Под деловыми играми понимается форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной (общественной, управленческой и т.д.) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека. Это, в свою очередь и раскрывает суть второго ее аспекта - делового.
Деловая игра - это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности(С.А. Шмаков, 1994, С. 138).
Итак, учебно-деловая игра активизирует творческие особенности личности и позволяет видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенных знаний; взаимосвязывать разнопредметные факторы, влияющие на процесс решения и конечный результат (экономические, материально технические, организационные, социально-психологические, нравственные, правовые и другие); целостно воспринимать ряд взаимосвязанных проблем; извлекать из памяти информацию в нужный момент; переключаться с одного класса явлений на другой; восполнять недостающую информацию интуитивным путем.
|
Характерная черта креативной деятельности в учебно-деловой игре - принимая нестандартные решения, ученик возлагает на себя полную ответственность за его правильность.
Таким образом, учебно-деловая игра, в системе личностно ориентированного образования, выступает как:
- самостоятельный вид деятельности (развивающей), принцип и способ жизнедеятельности детей, средство познания ученика и организации его жизни и неигровой деятельности;
- свободная, естественная форма проявления деятельности учащихся, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, воли и рефлексии;
- путь поиска учеником себя в коллективе сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики;
- ситуация познания и приобретения социального и личностного опыта, межличностных отношений;
- свободы самораскрытия, самореализации и саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество (Н.В. Борисова, В.М. Симонов, 2002).
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру учебно-деловой игры,направленной на развитие функции самореализации личности учащихся.
|
Имитационная модельотражает выбранный фрагмент реальной действительности, которую можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модельявляется фактическим способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов и создание ситуации самореализации, ориентированной на выявление и использование человеком своего потенциала, что задает личностный контекст деятельности.
В соответствии с данным представлением система учебно-деловых игр, направленная на развитие функции самореализации личности учащихся, образуют три группы учебно-деловых игр.
Так, последовательность учебно-деловых игр на первом этапестроится в соответствии с целью побудить учеников к действию, дать возможность выявить сущностные силы и реализовать возможности, организовать целенаправленную и самостоятельную деятельность. Учитывая это на первом этапе реализуются учебно-деловые игры первой группы системы.
Первая группа учебно-деловых игрвключает в себя игры, ориентированные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. На первом этапе проведения данной группы в системе учебно-деловых игр, решаются следующие задачи: 1) развитие мотивов осознания самоценности и значимости ученика; 2) развитие способности к целенаправленности и целеустремленности в действиях и поступках; 3) развитие навыков рациональной организации деятельности (планирование, направленность и т.д.); 4) совершенствование приемов самостоятельной деятельности, направленной на развитие способности к рефлексии своих возможностей и способностей.
|
Второй этапразвития функции самореализации личности учащихся своей целью предполагает развитие второго компонента функции самореализациии личности - свободы. Согласно этому, на втором этапе реализуются учебно-деловые игры второй группы системы.
Вторая группа учебно-деловыхигр системы предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности в получении предметных знаний и умений, оценку своих возможностей, но и независимости в процессе достижения цели, отстаивания своей позиции. На этом - втором этапе проведение данной группы системы учебно-деловых игр, позволяет решать следующие задачи: 1) развитие навыков межличностного общения; 2) развитие способности к свободе выбора деятельности; 3) развитие умения быть независимым в принятии решений и поступков; 4) развитие волевых качеств личности.
Третья группа учебно-деловых игрвключает в себя игры, ориентированные на развитие функции самореализации личности посредством включения ученика в ситуации креативности в деятельности (ситуации третьего типа самореализации). Такие игры дают учащимся возможность не только самостоятельно выбирать роли в игре и работать над проблемой «производства», автономно и в коллективе, но и создавать возможность нахождения нестандартных и оригинальных решений, элементов творчества в любой деятельности.
Данная система учебно-деловых игр на третьем этапе дает возможность:
1) развивать способности к созданию оригинальных, неповторимых продуктов жизнедеятельности;
2) развивать ответственность за свои действия и поступки;
3) воспитывать добросовестность и честность;
4) совершенствовать приемы творческой деятельности, направленной на развитие способности к опредмечиванию своих сущностных сил.
Как видим, такое деление деловых игр на группы в полной мере соответствует представленному в нашей диссертации трехэтапному процессу формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя.