Перспективным представляется моделирование педагогических ситуаций при помощи игровых и информационных технологий.




В игре строятся отношения между субъектом и объектом. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентиро­ван на личность обучаемого (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Игра выступает как свободно принимаемая, продуктивная, напряженная, жизненно имитирующая деятельность.

Причем, игровая деятельность как коллективная форма организации обуче­ния таит в себе могучие резервы ее активизации, прежде всего за счет взаим­ной поддержки, соучастия и соревнования учащихся.

В педагогической литературе деловые игры рассматриваются как особое средство формирования отношения личности к окружающему миру; особая деятельность учащегося, которая изменяется как его субъективная де­ятельность; социально-заданный и усвоенный им вид деятельности (или от­ношение к миру); особое содержание усвоения; социально - педагогичес­кая форма организации детской жизни, «детского общества» (Н.П. Аникеева, 1994).

Под деловыми играми понимается форма воссоздания предметного и со­циального содержания профессиональной (общественной, управленческой и т.д.) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характер­ных для того или иного рода практики человека. Это, в свою очередь и рас­крывает суть второго ее аспекта - делового.

Деловая игра - это игровая имитационная модель, которая воссозда­ет условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельно­сти(С.А. Шмаков, 1994, С. 138).

Итак, учебно-деловая игра активизирует творческие особенности лич­ности и позволяет видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенных знаний; взаимосвязывать разнопредметные факторы, влияющие на процесс решения и конечный результат (экономические, материально технические, организационные, социально-психологические, нравственные, правовые и другие); целостно воспринимать ряд взаимосвязанных проблем; извлекать из памяти информацию в нужный момент; переключаться с одного класса явлений на другой; восполнять недостающую информацию интуитивным пу­тем.

Характерная черта креативной деятельности в учебно-деловой игре - при­нимая нестандартные решения, ученик возлагает на себя полную ответствен­ность за его правильность.

Таким образом, учебно-деловая игра, в системе личностно ориентированного образования, выступает как:

- самостоятельный вид деятельности (развивающей), принцип и способ жизнедеятельности детей, средство познания ученика и организации его жиз­ни и неигровой деятельности;

- свободная, естественная форма проявления деятельности учащихся, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий про­стор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, воли и рефлексии;

- путь поиска учеником себя в коллективе сотоварищей, в целом в обще­стве, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру про­шлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики;

- ситуация познания и приобретения социального и личностного опыта, межличностных отношений;

- свободы самораскрытия, самореализации и саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество (Н.В. Борисова, В.М. Симонов, 2002).

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и иг­ровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру учебно-деловой игры,направленной на разви­тие функции самореализации личности учащихся.

Имитационная модельотражает выбранный фрагмент реальной действи­тельности, которую можно назвать прототипом модели или объектом ими­тации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности спе­циалиста в учебном процессе.

Игровая модельявляется фактическим способом описания работы уча­стников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профес­сиональной деятельности специалистов и создание ситуации самореализа­ции, ориентированной на выявление и использование человеком своего по­тенциала, что задает личностный контекст деятельности.

В соответствии с данным представлением система учебно-деловых игр, направленная на развитие функции самореализации личности учащихся, образуют три группы учебно-деловых игр.

Так, последовательность учебно-деловых игр на первом этапестроит­ся в соответствии с целью побудить учеников к действию, дать возмож­ность выявить сущностные силы и реализовать возможности, организовать целенаправленную и самостоятельную деятельность. Учитывая это на пер­вом этапе реализуются учебно-деловые игры первой группы системы.

Первая группа учебно-деловых игрвключает в себя игры, ориентиро­ванные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также вклю­чение учащихся в самостоятельную деятельность. На первом этапе проведения данной группы в системе учебно-деловых игр, решаются следующие задачи: 1) развитие мотивов осоз­нания самоценности и значимости ученика; 2) развитие способности к целе­направленности и целеустремленности в действиях и поступках; 3) развитие навыков рациональной организации деятельности (планирование, направлен­ность и т.д.); 4) совершенствование приемов самостоятельной деятельнос­ти, направленной на развитие способности к рефлексии своих возможнос­тей и способностей.

Второй этапразвития функции самореализации личности учащихся сво­ей целью предполагает развитие второго компонента функции самореализациии личности - свободы. Согласно этому, на втором этапе реализуются учеб­но-деловые игры второй группы системы.

Вторая группа учебно-деловыхигр системы предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности в получении предметных знаний и умений, оценку своих возможностей, но и независимо­сти в процессе достижения цели, отстаивания своей позиции. На этом - втором этапе проведение данной группы систе­мы учебно-деловых игр, позволяет решать следующие задачи: 1) развитие навыков межличностного общения; 2) развитие способности к свободе вы­бора деятельности; 3) развитие умения быть независимым в принятии решений и поступков; 4) развитие волевых качеств личности.

Третья группа учебно-деловых игрвключает в себя игры, ориентированные на развитие функции самореализации личности посредством вклю­чения ученика в ситуации креативности в деятельности (ситуации третьего типа самореализации). Такие игры дают учащимся возможность не только самостоятельно выбирать роли в игре и работать над проблемой «производ­ства», автономно и в коллективе, но и создавать возможность нахождения нестандартных и оригинальных решений, элементов творчества в любой де­ятельности.

Данная система учебно-деловых игр на третьем этапе дает возможность:

1) развивать способности к созданию оригинальных, неповторимых продуктов жизнедеятельности;

2) развивать ответственность за свои действия и поступки;

3) воспитывать добросовестность и честность;

4) совершенствовать приемы творческой деятельности, направленной на развитие способности к опредмечиванию своих сущностных сил.

Как видим, такое деление деловых игр на группы в полной мере соответствует представленному в нашей диссертации трехэтапному процессу формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: