ПРЕДМЕТ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
Общее понятие о педагогике как науке.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. С развитием человечества, изменением государственных систем менялись и педагогические учения, появлялись различные системы воспитания. Менялись представления о целях обучения и воспитания, о педагогических средствах и т.д.
На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Педагогические учения зародились в Древней Греции в 5-4 вв. до н.э. как часть философских систем. В ДГ педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании - педагогика. Как особая наука педагогика была выделена из системы философских знаний в начале 17 века.
Педагогика - это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития личности.
Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
|
Задачи педагогики: 1. Воспитание, обучение подрастающего поколения.
2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.
4. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.
5. Исследование человеческой природы.
Категории педагогической науки.
Воспитание - процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и учащихся в различных видах деятельности.
Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и потенциальных возможностей.
Образование - процесс и результат воспитания и обучения.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических и т.д.
Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Социализация личности - это процесс и результат двух взаимодополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
Педагогическая деятельность - это последовательность действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания.
|
Педагогический процесс - объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
ПОНЯТИЕ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ»
Понятие «методология» трактуется неоднозначно. В широком смысле методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе (Философский энц. словарь) – учение о методе научного познания и преобразования мира (Филос. словарь Розенталя). В совр-ой лит-ре под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деят-сти. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задачи, иссл. средств, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.
Методология педагогики ставит задачу разработки способов методологического обеспе-чения пед. исследований.
Уровни методологии (Э.Г. Юдин)
1-ый, высший, уровень философской методологии содержит общие принципы познания и категории науки.
2-ой – общенаучная методология – уровень содержательных общенаучных концепций, воздействующих на все научные дисциплины.
3-ий – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
|
4-ый уровень – методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует соподчинение. Все категории, подходы и методы находят отражение на частно-научном уовне методологии, в методологии пед. науки.
Проблема соотношения пед. науки и пед. практики яв-ся исходной для методологии педагогики, выражающей сущность предмета методологии. От того, как она решается, зависит и управление развитием пед. науки и разработка эффективных систем обучения и воспитания, которая яв-ся конечной целью всей научной работы в области педагогики. От уровня этой работы и ее связи с практикой во многом зависит преодоление каждым учителем затруднений в работе. Проблема имеет 2 аспекта – логико-методологический и организационный.
В методологическом аспекте нужно рассмотреть вопросы научно-познавательной деят-сти в области педагогики в единстве составных частей этой деят-сти, вопросы логической структуры научного познания в ее соотнесении с объектом педагогики – воспитанием как областью пед. практики, соотношения практических задач и научных проблем, способы теоретического и нормативного отражения пед. действительности и т.д.
К организационному аспекту относятся вопросы организации пед. исследований, система разделения труда в области педагогики, формы и процедуры внедрения рез-тов пед. исследований в пед. практику в соответствии с характером знаний, получаемых на разных этапах их получения в педагогике.
Наиболее общим ориентиром, определяющим характер и логику рассмотрения всех вопросов данной проблемы яв-ся тезис теории познания о единстве теории и практики.
Задачей методологии педагогики яв-ся исследование не науки самой по себе, а связи одной из специальных наук с одним из видов практической деят-сти – педагогической. Эта связь осуществляется в контексте системы, по отношению к которой сама данная наука и данный вид практики выступают как подсистемы. Исходный элемент этой системы – сама пед. деят-сть, или практическая пед. деят-сть.
Главной «призмой» для педагогики яв-ся представление о деят-сти. В поле зрения педагогики специальным объектом научно-педагогического анализа становится только то, что включается в пед. деят-сть. Поэтому пед. действительность можно определить как действительность, взятую в аспекте пед. деят-сти. Это понятие и объединяет науку и практику.
Система связи науки и практики существует не в виде застывшей схемы, а движется и развивается. Это не просто система знаний, а единый, все время возобнавляющийся цикл деят-сти.