ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.




Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. В такой науке, как педагогика, изучающей особый вид практической деят-сти и призванной влиять на нее, исследователь идет от запросов практики. Сам запрос не яв-ся проблемой, он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и предполагает обращение к науке. Проблема должна найти отражение в теме исследования. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования.

Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если современно не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Пед. действительность бесконечно разнообразна. Ученый должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Для решения конкретных задач исследования потребуется привлечь многие другие, уже не новые, знания не только педагогической науки. Но новое слово будет сказано лишь о чем-то одном, выделяемом как специальный и оригинальный предмет изучения, и это станет реальным вкладом в пед. науку.

Необходимость получения нового знания определяет в исследовании все остальное. Потому, раскрывая любую хар-ку пед. изыскания, нужно установить отношение данной хар-ки к такому знанию.

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Предмет же обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное изыскание. Точное определение предмета избавляет исследователя от безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все новое об эмпирическом объекте, имеющем неограниченное число элементов, свойств и отношений. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.

Иногда допускается разрыв между объектом и предметом исследования. Они выделяются в разных научных отраслях, что ведет к нарушению целостности и концептуальности работы, систематичности получаемых результатов, снижению уровня теоретической и практической значимости исследования.

Несмотря на то, что обозначение объекта и предмета яв-ся важным шагом в развертывании пед. исследования и служит одним из показателей качества его осуществления, представление об этих методологических хар-ках нельзя считать окончательно устоявшимися.

Характер определения объекта и предмета исследования служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом иссл. процессе.

Логика научного иссл-я, ее шаги.

1. Выдвинуть проблему, ее актуальность. Актуальность зависит от состояния теории и практики вашей предметной области.

а) посмотреть на теор. знания (что положительное);

б) что не сделано.

Нужна ли эта работа практике. Чего не хватает.

2. Объект. Учебно-воспит-ый процесс → в школе, в ВУЗе.

3. Предмет – часть объекта

- ваш взгляд на то, чем вы будете заниматься.

Предмет должен быть эквивалентен теме + процесс формирования.

Объект шире темы и предмета.

4. Цель - изучить

- обосновать

- спроектировать

- смоделировать

закладывается теоре. работа, разработка

цель раскрывает предмет.

5. Гипотеза - модель теорет. представлений, которые должны реализовать цель. Высказывается предположение о формируемом как конечном результате.

1. целевой компонент

2. о диагностике

3. о содержании, о процессуальности → предположение о форме, методах

4. о личностном, о взаимоотношениях, которые формируются

5. отслеживание результативности

6. Задачи – разработать систему

диагностика

создать модель

провести апробацию

5 положений гипотез → 5 задач

7. Методы исследования: теоретические, эмпирические.

 

Структуру исследования составляют следующие этапы (Скаткин «Методология и методика»):

1. Определение целей исследования.

2. Установление объекта изучения.

3. Изучение известного об объекте действительности.

4. Постановка проблемы.

5. Определение предмета исследования.

6. Выдвижение гипотезы.

7. Построение плана исследования.

8. Осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования.

9. Проверка гипотезы.

10. Определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом.

11. Определение сферы применения найденного решения.

Исследования могут не содержать экспериментального этапа в силу своей специфики (например, историко-педагогические). Но в явном или снятом виде все указанные этапы присутствуют в инвариантной логике целостного пед. исследования. Наряду с ней каждому исследователю приходятся строить череду подпроблем, подчиненных основной решаемой проблеме. Эта череда вариатвна, потому что зависит от специфики предмета исследования, от связей с другими рядоположными проблемами, от накопленных в науке знаний.

В процессе исследовательской работы выделяют следующие этапы (Симонов В.М.) подготовки и проведения: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий и внедренческий.

Последовательность процедур пед. исследования (Краевский В.В.)

Первый шаг в отображении пед. действительности – эмпирическое описание. Затем на основе знаний из области философии, педагогики, психологии и др. наук конструируется теоретическое представление об описанном объекте (теор. модель I). Затем на основе исходных абстакций мысленно создается конкретное представление и создание нормативных моделей, в которых воплощаются знания о должном, о том, каким должен быть улучшенный участок пед. действ-сти, усовершенствованная пед. д-ть. Наконец, как итог всей работы разрабатывается проект будущей пед. деят-сти, конкретные материалы и указания для прктики.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: