Технология получения управляющей информации включает, как правило, два этапа: во-первых, сбор учетной информации по предметной области принятия решений, во-вторых, применение аналитических ИТ для получения управляющей информации. Предметные области управляющей деятельности предприятия, требующие применения аналитических ИТ:
маркетинг; инвестиции; инновации; производственная, или основная,
деятельность; логистика; обеспечение ресурсами;
Принятие решений - это всегда выбор определенной альтернативы из какого-то набора на основании некоторых критериев предпочтения. Именно математические модели и являются средством выработки альтернатив, формализации возможных критериев принятия решения. Принятие решений - центральный пункт успешной деятельности предприятия..Поэтому на предприятии должны внедряться методы моделирования, позволяющие существенно повысить производительность процесса выработки и адекватности принимаемых решений.
В задаче поиска управленческих решений значительное место принадлежит исходной информации. Поэтому вопросам сбора, формирования, предоставления, повышения достоверности и целостности информации необходимо уделять постоянное внимание. Эти задачи решаются путем создания ИС предприятия, которая должна строиться в соответствии с бизнес-стратегией предприятия. ИС превращает информацию в информационные ресурсы предприятия.
На основе анализа затрат времени успешных менеджеров в различных корпорациях выделяются:
1. постановка целей, составление планов
2. построение сети отношений
Процесс принятия решения по Г. Саймону имеет три стадии: информационную, проектную, выбора.На информационной стадии исследуется среда, определяются события и условия, требующие принятия решения. На проектной стадии разрабатываются и оцениваются возможные направления деятельности. На стадии выбора обосновывают и отбирают определенную альтернативу, организуя слежение за ее реализацией. Отдельные стадии процесса могут многократно повторяться, если менеджер не будет удовлетворен собранной информацией или результатами ее обработки. К каждой стадии предъявляются свои уникальные требования.
|
На информационной стадии менеджеры получают от ИС сведения о работе предприятия, которые могут побудить к принятию решений. Например, отчеты по анализу продаж, поступающие к менеджеру по графику или по разовому требованию, информируют об уровне продаж, общей тенденции и исключительных ситуациях для предприятия. Результаты изучения рынка и просмотр внешних баз данных могут дать сведения об изменениях конкурентоспособности фирмы или потребительских предпочтений. Оптимальным вариантом является регулярное поступление информации, которое можно обеспечить ИС.
На проектной стадии менеджер должен выяснить, является ли ситуация, требующая принятия решения, программируемой или непрограммируемой, т. е. структурируется она или нет.
Программируемые (структурируемые) решения могут быть детализированы и расписаны заранее, приводя к определенному (детерминированному) алгоритмическому решению.
Непрограммируемые (неструктурируемые) решения возникают, когда невозможно дать предварительную спецификацию большей части процедур принятия решения. Большинство реальных ситуаций зависит от случайных событий и неизвестных факторов. Некоторые процедуры могут быть предопределены, но этого недостаточно для автоматизированного получения конкретной рекомендации, т. е. довольно часто решения могут быть полуструктурируемыми. Таким образом, информация будет частично формализованная.
|
На стадии выбора аналитические ИТ должны облегчать менеджеру выбор правильного направления деятельности и обеспечивать обратную связь для контроля выполнения решения. Предполагается, что на первой стадии была собрана необходимая информация, а на второй - разработан и оценен ряд альтернатив, иначе менеджер может вернуться к ранним стадиям в поисках наилучшего (оптимального) решения. Из-за реальных ограничений по времени и ресурсам менеджеры чаще выбирают просто удовлетворяющее, а не оптимальное решение. С помощью обратной связи оценивается ход претворения решения в жизнь, и при необходимости решение либо корректируется, либо разрабатывается новое.
Основное содержание планирования можно отнести к проектной стадии принятия решения, ему свойственны непрограммируемые (неструктурируемые) решения. Основным инструментом получения решений являются возможные модели планирования, которые могут давать информацию о потребностях во внутренних ресурсах и о внешних факторах (например, о ставках процента, курсе валют на планируемый период). Функции планирования требуют использования специальных моделирующих программ или программных модулей, универсальных офисных систем (с электронными таблицами), широкого использования графических средств, возможностей проигрывания и сохранения сценариев. При этом аналитические программные продукты создаются коллективом профессионалов в области обработки данных и группой высококвалифицированных менеджеров-экспертов. Их главной особенностью является наличие математической модели.