На предприятии в условиях рыночной экономики




 

Технология получения управляющей информации включает, как правило, два этапа: во-первых, сбор учетной информации по предметной области принятия решений, во-вторых, применение аналитических ИТ для получения управляющей информации. Предметные области управляющей деятельности предприятия, требующие применения аналитических ИТ:
маркетинг; инвестиции; инновации; производственная, или основная,
деятельность; логистика; обеспечение ресурсами;

 

Принятие решений - это всегда выбор определенной альтер­нативы из какого-то набора на основании некоторых критериев предпочтения. Именно математические модели и являются сред­ством выработки альтернатив, формализации возможных крите­риев принятия решения. Принятие решений - центральный пункт успешной деятельности предприятия..Поэтому на предприятии должны внедряться методы моделирования, позволяющие суще­ственно повысить производительность процесса выработки и адекватности принимаемых решений.

В задаче поиска управленческих решений значительное место принадлежит исходной информации. Поэтому вопросам сбора, формирования, предоставления, повышения достоверности и це­лостности информации необходимо уделять постоянное внимание. Эти задачи решаются путем создания ИС предприятия, которая должна строиться в соответствии с бизнес-стратегией предприятия. ИС превращает информацию в информационные ресурсы предприятия.

На основе анализа затрат времени успешных менеджеров в различных корпорациях выделяются:

1. постановка целей, составление планов

2. построение сети отношений

Процесс принятия решения по Г. Саймону имеет три стадии: информационную, проектную, выбора.На информационной стадии исследуется среда, определяются события и условия, требующие принятия решения. На проектной стадии разрабатываются и оцениваются возможные направления деятельности. На стадии выбора обосновывают и отбирают определенную альтернативу, организуя слежение за ее реализацией. Отдельные стадии процесса могут многократно повторяться, если менеджер не будет удовлетворен собранной информацией или результатами ее обработки. К каждой стадии предъявляются свои уникальные требования.

На информационной стадии менеджеры получают от ИС све­дения о работе предприятия, которые могут побудить к приня­тию решений. Например, отчеты по анализу продаж, поступаю­щие к менеджеру по графику или по разовому требованию, ин­формируют об уровне продаж, общей тенденции и исключитель­ных ситуациях для предприятия. Результаты изучения рынка и просмотр внешних баз данных могут дать сведения об изменени­ях конкурентоспособности фирмы или потребительских предпоч­тений. Оптимальным вариантом является регулярное поступле­ние информации, которое можно обеспечить ИС.

На проектной стадии менеджер должен выяснить, является ли ситуация, требующая принятия решения, программируемой или непрограммируемой, т. е. структурируется она или нет.

Программируемые (структурируемые) решения могут быть детализированы и расписаны заранее, приводя к определенному (детерминированному) алгоритмическому решению.

Непрограммируемые (неструктурируемые) решения возника­ют, когда невозможно дать предварительную спецификацию большей части процедур принятия решения. Большинство реаль­ных ситуаций зависит от случайных событий и неизвестных фак­торов. Некоторые процедуры могут быть предопределены, но этого недостаточно для автоматизированного получения конк­ретной рекомендации, т. е. довольно часто решения могут быть полуструктурируемыми. Таким образом, информация будет частично формализованная.

На стадии выбора аналитические ИТ должны облегчать ме­неджеру выбор правильного направления деятельности и обеспечи­вать обратную связь для контроля выполнения решения. Предпо­лагается, что на первой стадии была собрана необходимая инфор­мация, а на второй - разработан и оценен ряд альтернатив, иначе менеджер может вернуться к ранним стадиям в поисках наилучше­го (оптимального) решения. Из-за реальных ограничений по времени и ресурсам менеджеры чаще выбирают просто удовлетворя­ющее, а не оптимальное решение. С помощью обратной связи оце­нивается ход претворения решения в жизнь, и при необходимости решение либо корректируется, либо разрабатывается новое.

Основное содержание планирования можно отнести к проект­ной стадии принятия решения, ему свойственны непрограммиру­емые (неструктурируемые) решения. Основным инструментом по­лучения решений являются возможные модели планирования, ко­торые могут давать информацию о потребностях во внутренних ресурсах и о внешних факторах (например, о ставках процента, курсе валют на планируемый период). Функции планирования тре­буют использования специальных моделирующих программ или программных модулей, универсальных офисных систем (с элект­ронными таблицами), широкого использования графических средств, возможностей проигрывания и сохранения сценариев. При этом аналитические программные продукты создаются кол­лективом профессионалов в области обработки данных и груп­пой высококвалифицированных менеджеров-экспертов. Их глав­ной особенностью является наличие математической модели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: