Информатизация процесса
. Современные системы автоматизации управления предприятием не принимают сегодня самостоятельно управленческих решений. Для автоматизации принятия управленческих решений необходимо учитывать очень большое число трудно формализуемых факторов. Далеко не все из них могут быть выражены количественно.
Поэтому, компьютеризация процесса принятия решения, это получение информации для принятия решений. Конкуренция делают сферу обработки информации динамичной и быстро изменяющейся областью. Потребность в информационных технологиях(ИТ) получения информации для принятия решений увеличивается по мере развития рыночных отношений. Поэтому требование постоянных инноваций в информационной системе(ИС)предприятия становится задачей особой важности.
Большинство применений ИТ в нашей стране определяется потребностями переходной экономики, которые диктуют, первоочередную компьютеризацию учетных функций. Основные инновации в совершенствовании учетных функций предприятий, объясняется отсутствием развитого рынка, в условиях которого для выживания предприятий необходима компьютерная проработка принимаемых решений.
По мере развития рыночных отношений меняется направление инвестиций при создании ИС предприятия. В последнее время основным фактором конкурентной борьбы становится интеллектуальный капитал, в котором ведущее место в информационную эпоху занимают знания. Под знаниями понимается применение информации, которая включает метод, практику и стратегию. Знание - это информация, помогающая решать задачи, это- ноу-хау предприятия, оно отвечает на вопросы «как». Знания для предприятия вырабатывают его сотрудники
|
Информационные технологии помогают сотрудникам предприятий вырабатывать необходимые знания для принятия решений. Эти технологии образуют бизнес-офис предприятия. Бизнес-офис является cocтавной частью информационной системы предприятия. Под бизнес-офисом будем понимать совокупность аналитических ИТ для подготовки управляющей информации. В данном случае аналитические ИТ базируются на математических моделях, реализованных с помощью программных продуктов. Это объективные модели получения информации для принятия решений, в отличие от большого класса моделей поддержки принятия решений, при построении которых используются субъективные суждения.
Существенной разницы между моделями поддержки принятия решений и моделями принятия решений нет.
Модели поддержки принятия решений являются своеобразным теоретическим полигоном, где могут нарабатываться соответствующие модели. И если эти модели регулярно используются в практической работе конкретного предприятия, встраиваются в ИС, то можно говорить об ИТ бизнес-офиса для данного предприятия.
Другой характеристикой ИТ бизнес-офиса является возможность их использования в ИС предприятия. Для этого они должны базироваться на информации, реально существующей на предприятии и предполагающей компьютерную обработку или используемую как нормативно-справочную. Большинство ИТ бизнес-офиса базируются на учетной информации предприятия, и могут быть использованы автономно или быть встроены в АИС как модули. В последнем случае появляется возможность регулярно получать информацию для принятия управляющих решений, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
|
Для наших предприятий начало перехода к рыночным отношениям стало началом нового этапа компьютеризации. Компьютеризация сама по себе не может обеспечить прибыльность предприятия. Предприятие должно существовать на рынке, его продукция должна пользоваться спросом. Компьютеризация, которая требует финансовых затрат, может лишь уменьшить или увеличить эффективность действий предприятия на рынке.
Программные продукты, предназначенные для выполнения функций, связанных с принятием решений -это:
• диагностика финансового состояния предприятия;
• анализ и планирование маркетинга;
• построение бизнес-плана;
• анализ сценариев развития предприятия;
• оценка бизнеса.
Среди программных продуктов, решающих эти задачи, есть такие, которые по функциональным возможностям, по уровню технологии и качеству конкурентоспособны на мировом рынке. Такие продукты вполне удовлетворяют пользователей, решающих отдельные задачи управления. Проблемы возникают тогда, когда потребители стремятся связать эти инструменты в едином цикле управления. Поэтому основным достоинством программ в бизнес-офисе является системность.
В настоящее время никто из создателей информационных технологий в нашей стране не может предложить потребителям интегрированное решение задач менеджмента и оперативного управления ресурсами. Между тем такая потребность существует и по мере развития рыночных отношений в экономике будет расти. Именно поэтому и является актуальным создание бизнес-офиса на предприятии. Из всех задач, связанных с применением аналитических технологий в условиях переходной экономики, наиболее актуальной является составление бизнес-плана.
Обобщение практики диагностики состояния, уровня и эффективности работы предприятий в условиях переходной экономики показывает, что, как правило, лишь треть вины за неэффективность работы предприятия падает на внешние факторы и две трети - на внутренние.
.