Автоматизация управления сегодня - это, в основном, автоматизация различных областей учета, документооборота и т.д. с целью оперативной подготовки информации для принятия руководителями различных уровней обоснованных управленческих решений. Таким образом, основным результатом внедрения автоматизированной системы управления предприятием явится возможность получения необходимой информации. Поскольку информация эта необходима менеджерам для принятия решений, именно они должны принимать самое непосредственное участие в процессе автоматизации.
В современных условиях на рынке делового программного обеспечения неуклонно растет интерес к комплексным (интегрированным) системам управления предприятиями, способным наи более полно удовлетворять потребности в автоматизации основных бизнес-процессов.
Комплексная система управления предприятием представляет собой информационную систему, в которой оперативно накапливаются и обрабатываются данные о текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она обеспечивает принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. Комплексная ИС обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого учета и строится на основе единого информационного пространства, охватывая и координируя всю совокупность управленческих процессов предприятия. Одновременно широта охвата обработки управленческой информации приводит к большей сложности и стоимости ИС.
Комплексные информационные решения для предприятий разрабатывались в разнообразных автоматизированных системах управления (АСУ) и годами внедрялись на предприятиях с 70-х гг. Таким образом, накоплен солидный опыт использования на предприятиях крупных информационных систем.
|
Сложную информационную систему трудно построить так, чтобы даже в первом приближении удовлетворить основные потребности разных клиентов. Сделать универсальную тиражируемую систему «под ключ» просто невозможно. Любая тиражируемая система требует доработки и настройки на месте под специфику конкретного клиента. Следовательно, в каждом конкретном случае при разговоре о комплексной ИС речь идет об уникальной информационной системе, пусть и базирующейся на типовой концепции и архитектуре.
Возвращение к проблемам комплексной автоматизации предприятий обусловлено рядом причин. Среди объективных факторов следует выделить замедление, а в ряде отраслей и прекращение, спада производства, снижение инфляции, завершение процессов акционирования, усиление власти на местах, появление свободных финансовых ресурсов, выход на зарубежные рынки. Все эти явления способствуют стремлению руководства предприятий к совершенствованию структуры управления, и в этом деле немалую роль играет информационное обеспечение. Глобальная перестройка менеджмента в условиях переходной экономики влечет за собой необходимость внедрения комплексной ИС.
С точки зрения принятия решений ведущую роль в комплексной ИС должно быть отведено планированию. В целом комплексная автоматизированная система управления предприятием должна обеспечивать:
|
высшее руководство - информацией для стратегического планирования, финансово-экономического прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности;
руководство среднего уровня - информацией для оперативного планирования и координации подконтрольных ему функций;
рядовых сотрудников - эффективными инструментами для выполнения должностных функций, регистрации фактов хозяйственной деятельности и принятия оперативных решений.
Таким образом, комплексная ИС обеспечивает все уровни управления предприятия взаимосвязанной плановой информацией в отличие от локальной ИС, в которой информация готовится для конкретных рабочих мест. Иногда в литературе и проспектах эти системы называют корпоративной информационной системой (КИС).
Понятие комплексной информационной системы больше совпадает с понятием АСУ, под которой подразумевается система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации, реализующая ИТ выполнения установленных задач. Развитие АСУ может происходить по пути преобразования в корпоративные информационные системы.(КИС). Таким образом, КИС является целью развития комплексных информационных систем, или АСУ.