Понятие, сферы деятельности, в которых допускается создание государственных (муниципальных) учреждений




Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

ФЗ № 83-ФЗ предусмотрено 3 типа государственного (муниципального) учреждения: казенное, бюджетное, автономное.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст.9.2 ФЗ № 7-ФЗ).

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (БКРФ ст.6).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).(ст.2 ФЗ
№ 174-ФЗ).

Основным документом по определению типов учреждений являются «Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности» (утв. распоряжением Правительства РФ 07.09.2010 № 1505-р). Они разработаны в целях оказания органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения государственных и муниципальных учреждений в соответствие с требованиями закона № 83-ФЗ.

Основные критерии должны соответствовать положениям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из сферы деятельности, в которой оно создается. Автономное учреждение может быть создано в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Сферы деятельности бюджетных учреждений не ограничены. В № 83-ФЗ отмечены приоритетные сферы, в которых создаются бюджетные учреждения, – наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, и одновременно предоставлена возможность создания бюджетных учреждений в иных сферах без ограничений.

Сфера деятельности казенного учреждения Федеральным законом не ограничена. В то же время, Правительство РФ полагает, что к казенным учреждениям целесообразно относить учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом. Правительством РФ рекомендуется применять дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения. На экономические показатели деятельности учреждений необходимо обратить особое внимание.

В качестве дополнительных критериев при определении экономического потенциала учреждения Правительством РФ рекомендуется использовать такие показатели, как:

– средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

– средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

– средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

– средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

– средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года («Методические рекомендации по определению критериев изменения типа …», п.9).

Указанные показатели являются весьма важными, так как свидетельствуют о реальной возможности учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность для достижения основных целей, при указании такой деятельности в учредительных документах. Полагаем, что анализ экономического потенциала библиотеки, выраженный, прежде всего, в доле профильных внебюджетных доходов за несколько последних лет, должен стать важным аргументом при выборе адекватной правовой формы библиотечного учреждения.

Также при определении типа учреждения рекомендуется использовать следующие показатели:

– достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества, либо превышает их);

– степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов) («Методические рекомендации по определению критериев изменения типа …», п.10).

В качестве дополнительных критериев при определении управленческого потенциала БУ или АУ Правительством РФ рекомендуется использовать такие показатели, как:

– способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);

– рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;

– наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;

– наличие программы развития автономного учреждения». Казенное учреждение КУ является государственным (муниципальным) учреждением, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления и финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

2.2. Степень свободы государственных (муниципальных) учреждений в распоряжении имуществом, находящимся в их оперативном
управлении, деятельность, которую могут они осуществлять

Собственником всего имущества (в том числе и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности) государственного (муниципального) учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Имущество казенного, бюджетного, автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления и делится:

– на недвижимое, особо ценное и иное движимое имущество;

– имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет средств собственника (т.е. за счет соответствующего бюджета), и имущество, приобретенное учреждением за счет доходов от осуществления приносящей доход деятельности.

Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такое разделение имущества необходимо для правильного распоряжения им. АУ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Казенные учреждения не вправе распоряжаться своим имуществом.

2.3. Финансовое обеспечение основной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений в рамках
государственных (муниципальных) заданий,
пределы имущественной ответственности

Финансовое обеспечение оказываемых учреждениями услуг (выполняемых работ) может осуществляться из нескольких источников.

 

 

Рис.2. Источники финансового обеспечения оказания услуг (выполнения работ)

Для БУ и АУ из бюджета предоставляются субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания. Указанное обеспечение осуществляется на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, за крепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (пункт 6 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», пункт 3 статьи 4 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Финансовое обеспечение выполнения заданий осуществляется за счет средств соответствующего бюджета для федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (пункт 4 статьи 69.2 БК РФ). Совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 утверждены Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений. Применение нормативных затрат на оказание услуг должно способствовать повышению обоснованности объемов средств, выделяемых из бюджета. Вместе с тем в начальных условиях нормативы нередко носят индивидуальный для учреждений характер, а часть затрат, связанных с оказанием услуги, рассчитывается отдельно, не будучи привязанной к единице услуги. Такое положение оправдано при внедрении нормативного подхода, но должно являться лишь начальным этапом перехода к групповым нормативам (дифференциация которых осуществляется в соответствии с объективными различиями в условиях деятельности учреждений), включающим все виды затрат, в том числе на содержание имущества.

Бюджетные инвестиции – субсидии, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Субсидии на иные цели – под «иными целями» подразумеваются цели, не связанные непосредственно с государственным (муниципальным) заданием. Как правило, за счет субсидий на иные цели финансируются такие затраты учреждений, как:

– приобретение дорогостоящих основных средств;

– капитальный ремонт основных средств;

– проведение отдельных мероприятий (конференций, семинаров, соревнований);

– стипендиальное обеспечение студентов, аспирантов и докторантов и другие.

Иными словами, субсидии на иные цели выделяются государственным (муниципальным) учреждениям целенаправленно для возмещения затрат, которые не предусмотрены нормативными затратами по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг в рамках государственного (муниципального) задания.

Для различных типов государственных (муниципальных) учреждений установлены разные условия кассового обслуживания операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (табл.1).

Таблица 1

Условия кассового обслуживания операций для различных типов
государственных (муниципальных) учреждений

Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (далее – ТОФК), финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования – пункт 4 статьи 161 БКРФ; статья 220.1 БКРФ. Средства расходуются в соответствии с бюджетной сметы. Не использованные до конца года лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года – пункт 3 статьи 242 БК РФ. Лицевые счета в ТОФК, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований – пункт 1 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ. Субсидии на выполнение государственного задания. Расходы осуществляются без предоставления в ТОФК, финансовые орган субъекта РФ, муниципального образования документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, – пункт 15 статьи 30 Федерального закона № 83- ФЗ. Не использованные текущем финансовом году остатки средств используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано, – пункт 17 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ.   Субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции. Расходы осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям субсидии (бюджетных инвестиций) – пункт 16 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств перечисляются в бюджет, но в соответствии с решением учредителя могут быть направлены на те же цели в следующем финансовом году. Счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в ТОФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований – пункт 3 статьи 2 ФЗ «Об автономных учреждениях». Субсидии на выполнение государственного задания. Если лицевые счета открыты в ТОФК или в финансовых органах субъектов РФ, то расходы осуществляются аналогично бюджетным учреждениям. Субсидии на иные цели. Если лицевые счета открыты в ТОФК или в финансовых органах субъектов РФ, то расходы осуществляются аналогично бюджетным учреждениям. Если счета в кредитных организациях, то субсидии предоставляются после проверки документов, подтверждающих произведение кассовых расходов. Бюджетные инвестиции(после внесения изменений БКРФ – субсидии, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности). Только лицевые счета в ТОФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. Расходы осуществляются аналогично бюджетным учреждениям.

Право государственных (муниципальных) учреждений заниматься деятельностью, приносящей доходы; степень свободы,порядок и условия реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) учреждений

Правовые основы регулирования приносящей доход деятельности государственных (муниципальных) учреждений закреплены в Гражданском кодексе. Также казенные учреждения должны руководствоваться БК РФ, бюджетные учреждения – Законом о некоммерческих организациях, автономные учреждения – Законом об автономных учреждениях.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в случае если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п.3 ст.161 БК РФ). Федеральное казенное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Указанная смета представляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета учреждения, для учета операций с указанными средствами.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а в случаях, определенных федеральными законами, – в его пределах выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п.4 ст.9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и по причине соответствия деятельности этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе). Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых создано данное автономное учреждение (ст.2, 4 Закона об автономных учреждениях).

Государственное (муниципальное) учреждение может быть создано по решению учредителя путем учреждения или изменения типа существующего учреждения. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией.

Реорганизация учреждения – прекращение существования учреждения с переходом его прав и обязанностей к другим учреждениям. Реорганизация учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.

Ликвидация учреждения – прекращение существования учреждения при отсутствии перехода прав и обязанностей к другим учреждениям.

Автономные учреждения, созданные в сферах, непредусмотренных Федеральным законом 83-ФЗ, до дня вступления закона в силу, подлежат реорганизации, ликвидации или изменению типа в течение одного года со дня официального опубликования закона.


3. Финансовое планирование
в отраслях бюджетной сферы

3.1. Понятие финансового планирования, его сущность.
Этапы и методы финансового планирования

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ – финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

– определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

– определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

– обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

– создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов – к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах.

2. Расчет плановых показателей.

3. Составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

– горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

– вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

– трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

– факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей – числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

– экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

– нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст.65 БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности;

– индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен – индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);

– программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: