Формирование словообразования в онтогенезе описано в работах: А.Н.Гвоздева [8], Т.Н.Ушаковой [48], Д.Б.Эльконина [59], С.Н.Цейтлин [53] и др.
По мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Механизм словообразования является результатом совокупности лексических единиц. [39].
По мнению Т.Н. Ушаковой обобщенные словесные значения нашли свое отражение в группах словесных новообразований, которые различны по характеру. Часть из них служит для выражения грамматических отношений: падежей существительных и прилагательных, времени, вида и наклонения глагола, сравнительной степени наречий и др. Иначе говоря, эти виды обобщенных значений служат образованию словоизменительных форм. Эти обобщенные значения представляют грамматические категории и относятся к грамматической системе языка.
В детских неологизмах отражаются обобщенные значения и другого вида. Их можно квалифицировать как логические категории. С их помощью ребенок производит словообразования. По материалам Т.Н. Ушаковой, ребенок использует обобщенные логические значения типа понятий противоположности, единственности и множественности, профессии; понятий, обозначающих мать детеныша и др. Обозначение каждой категории (грамматической или логической) связано с употреблением определенных выразительных средств, чаще всего разнообразных аффиксов [49].
Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинирования морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы) Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели-типе словообразования
Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н. Ушакова. С.И. Цейтлин. А.М Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [53].
В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как с системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка его языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию словообразовательной систем.
По мнению Т.Н.Ушаковой: «При первоначальной сформированности обобщенных словесных структур в условиях действия языковых стереотипов создаются возможности для дальнейшего саморазвития языковых форм, что отчасти и выражается в детском словотворчестве. Основная роль принадлежит активному, творческому отношению ребенка к слову».[48, с.125]
Взаимодействие всех сторон речи раскрывается в теории механизмов речи Н.И. Жинкина, в соответствии с которой механизм речи включает два основных звена:
1) образование слов из звуков;
2) составление сообщений из слов.
Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова - «решетка фонем». Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решетка морфем».[42]
Согласно гипотезе Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровича, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического [54].
Исследования процесса номинации при ответах на вопросы у детей от 2 лет 10 мес. до 7 лет 3 мес., проведенное Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровичем, показало, что словообразовательный и лексический уровень находятся в динамическом взаимодействии. В разные возрастные периоды они используются как фоновые или как ведущие при создании единицы номинации [54].
Ответы детей младшей группы (2 года 10 мес. - 3 года 8 мес.) показали, что в этот период, преобладает лексический уровень, а этап овладения правилами словообразования только начинается.
В средней группе (4 года - 5 лет 2 мес.) отмечено наибольшее число слов - неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательного уровня.
Характер детских словообразовательных неологизмов выявляет определенные закономерности начального этапа словообразования. В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции:
1. тенденция «выравнивания» основы, сохранения тождества корня в производном слове. Многоплановый характер этой тенденции проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласного основы, супплетивизм;
2. замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными;
3. переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально- знакового выражения.
Последовательность появления словообразовательных моделей в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка.
Дети подготовительной группы (6 лет 1 мес. – 7 лет 3 мес.) чаще всего используют лексические единицы языка в процессе номинации, а к словообразовательным средствам прибегают при дефиците времени или при забывании нужного слова.[39]
Современные исследователи выделяют определённые периоды форми-
рования словообразования в онтогенезе:
Первый период – первоначальное накопление словаря и формирование
предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5 – 4 лет). Словообразование
в этот период носит единичный, а не массовый характер.
Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование
обобщённых представлений (от 3,5 – 4 до 5,5 – 6 лет).
Третий период – усвоение норм и правил словообразования, самоконт-
роля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся
снижением словотворчества (от 5,5 до 6 лет – по данным А.Г. Тамбовцевой) [43].
На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется хара-
ктер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис спосо-
бов образования производных слов (с предварительным речевым анализом
и без опоры на него), исследователи Шахнарович А.М., Юрьева Н.М.[56] выделяют следующие ступени овладения словообразованием:
Первая ступень. Оречевление семантического анализа ситуации носит
развёрнутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении
элементов называемой ситуации и их признаков.
Вторая ступень. Формируется начальное осознание отношений «форма-
значение». Наблюдается как последовательное, так и параллельное развёр-
тывание семантического синтеза.
Третья ступень. Происходит освоение «формы семантики» (по А.Н.Гво-
здеву). Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и пе-
реходит во внутренний план.
Четвёртая ступень. Степень развития словообразовательной компетенции уже настолько высока, что внешний речевой анализ ситуации уступает
место внутреннему; результатом мысленного семантического анализа и син-
теза являются производные слова, в большинстве случаев совпадающие с нормами «взрослого» языка (по данным А.М. Шахнаровича, Н.М. Юрье-
вой, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Черёмухиной)[44].
При формировании грамматической системы словоизменения, по А.Н.Гвоздеву [8], заканчивается примерно к 4 годам, а системы словообразования - к 8 или даже к 9 годам.
По данным исследований О.В. Правдиной [35] развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении. Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году - несколько слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов.
Выражением постепенного овладения различными частями речи могут служить следующие данные, взятые из таблицы Е.А. Аркина, характеризующие состав словаря ребенка в 4 года (при словаре в пределах 598-2346 слов) существительных 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9%. (Конечно, в отношении этих данных необходимо учитывать, что частота употребления различных грамматических категорий вообще не одинакова) [1].
Таким образом, на ранних этапах овладения языком ведущая роль при-
надлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает
словообразовательный уровень.
Что касается усвоения словообразования имён существительных в онтогенезе, то очень подробно его описал в своей работе «Вопросы изучения детской речи»(1961г.) А.Н. Гвоздев [8]. При обзоре словообразования имён существительных он рассматривал образования по аналогии, которые сви-
детельствуют о полной самостоятельности ребёнка в образовании известных слов:
- суффиксы –к-, -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы уменьшительности и ласкательности. Этому способствует обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребёнком;
- после 2 лет присоединяются редко употребляемые суффиксы уничижительности; после 2лет 6 мес изредка появляются другие суффиксы
(увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству);
- после 3 лет появляются суффиксы действующего лица и отвлечённого действия.
Также А.Н. Гвоздев выявил, что начиная от 4 лет 6 месяцев отмечаются попытки ребёнка прийти к объяснению значений слов на основе их состава. От 5 до 8 лет широко развёртывается собственное словотворчество.
Кроме того в работе он описывает появление суффиксов по видам [8]:
Суффиксы уменьшительности и ласкательности
1) Большая часть этих суффиксов отмечена уже до 2 лет (-очк-, -к-, -чик-,
-ик-, -ок-, -ичк-, -ц-).
2) Другие суффиксы (-ушк-, -енк-, -ульк-,-ульчик-) появляются после 2 лет.
Суффиксы, обозначающие детёнышей
В некоторых случаях, как отмечает А.Н.Гвоздев, их трудно отделить от суффиксов уменьшительности.
1) Суффиксы (-ичек-, -унчик-,-оныш-,-ышек-,-инчик-) появляются после 3-х лет.
2) Суффиксы (-инят-, -ат-,-онок- и др.) появляются после 4 лет.
Суффиксы действующего лица
1) Суффиксы(-ник-, -щик-, -тель-, -ец-) появляются у ребёнка после 3-х лет.
2) Суффиксы (-арь-, -ун-, -ух-, -ист-) после 5 лет.
Суффиксы, обозначающие женские особи
1) Суффиксы (-их-, -иц-) появляются после 3-х лет и употребляются в одинаковых условиях.
2) Суффикс –ниц- встречается в речи ребёнка после 7 лет; присоединяется к основе с суффиксом –тель.
Суффиксы, обозначающие единичные предметы из собирательной
группы: -инк- около 5 лет, -иночк- после 6 лет, суффиксы, обозначающие предметы –ниц- в 3 года; -ок-,-к-,-ник- в 5 лет.
Заканчивая обзор словообразования имён существительных А.Н. Гвоздев отметил, что ребёнком чрезвычайно широко применяются словообразовательные средства родного языка. Особенно обильно используются суффиксы, при этом их употребление отличается исключительной точностью и последовательностью как со стороны значения, так и со стороны звукового состава.
Таким образом, все разряды суффиксов, имеющиеся в русском языке, фигурируют в собственных новообразованиях ребёнка после 5 лет.