Нарушение словообразования у детей с ОНР




Широкая распространенность данного речевого нарушения и его влияние на овладение детьми устной и письменной речью обусловила пристальный интерес исследователей к проблеме изучения и преодоления общего недоразвития речи (Н.С.Жукова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, и др.). Анализируя состояние речи у детей с ОНР, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. Так, Р.Е.Левина, проведя поуровневый анализ состояния речевой функции у детей с общим недоразвитием речи, отмечает, что дети, имеющие первый и второй уровни речевого развития, совсем не пользуются навыками словообразования. У детей с третьим уровнем речевого развития, определяемым как уровень развернутой фразовой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития, отмечается незнание, неточное знание и употребление некоторых слов, неумение изменять их и невозможность образовывать новые слова. Это проявляется в множественных заменах слов и по звуковому и по смысловому принципам, в преимущественном употреблении качественных прилагательных, в использовании относительных прилагательных в редких и лишь хорошо знакомых ситуациях.

Подобная ограниченность лексических средств частично обусловливается неумением различить и выделить общность корневых значений. Зачастую сама задача преобразования слова оказывается для детей малодоступной. Говоря о состоянии импрессивной речи у детей с третьим уровнем речевого развития, специалисты отмечают существенное снижение понимания оттенков значений однокоренных слов. Однако данные об особенностях словообразования, приводимые Р.Е.Левиной, касались школьников с общим недоразвитием речи, а именно - учащихся 11-12 лет, тогда как недоразвитие словообразовательных навыков является типичным и для дошкольников с аналогичным речевым нарушением.

Анализ восприятия обращенной речи этими детьми позволил Н.С.Жуковой определить следующие уровни понимания речи: нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный. По мнению автора, лишь находясь на последнем - расчлененном - уровне понимания речи, ребенок с ОНР «начинает различать изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) - флексиями, приставками, суффиксами»[12, с.91]. По-видимому, этот уровень понимания речи является наиболее типичным для детей с III уровнем речевого развития (по классификации Р.Е.Левиной). Данный уровень речевого развития характеризуется, по, мнению Н.С.Жуковой, длительным периодом нерасчлененного воспроизведения слов родного языка как доминантной особенностью. Таковое слитное воспроизведение словесных форм автор считает препятствием к проведению аналитической переработки усваиваемого извне речевого материала, что впоследствии препятствует овладению операциями с языковыми знаками[13]. Невозможность оперирования с языковыми знаками, в частности, со словообразовательными морфемами, и приводит к такому состоянию словарного запаса, которое характеризуется в литературе особой скудностью, ограниченностью по сравнению с лексическим запасом нормально развивающихся сверстников. Это отчетливо проявляется при изучении у них состояния предметного, глагольного словаря и словаря признаков. Как отмечают исследователи, дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, затрудняются даже в образовании некоторых уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. Тем более затруднительным для них является образование относительных и притяжательных имен прилагательных и приставочных глаголов (деревко -деревце, ведречко - ведерко, мехная - меховая, деревкин — деревянный, попрыгнал - подпрыгнул и т.д.). При этом авторы отмечают, что в отдельных случаях дети с ОНР (III уровень) оказываются в состоянии правильно показать картинки с изображением соответствующих предметов, признаков, действий, но не могут правильно их назвать. Однако

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. подчеркивают, что в большинстве случаев, недоразвитие лексической стороны речи проявляется в типичном снижении понимания значений этих и других слов[51]. Такая недостаточность приводит к стойким и постоянным лексическим ошибкам, таким как: замены названий действий словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает - шьет, вырезает - рвет и пр.), непонимание и неточное употребление названий форм предметов (овальный, прямоугольный, треугольный и т.д.), недостаточное употребление прилагательных (в первую очередь - относительных и притяжательных), неправильное образование существительных, прилагательных и глаголов суффиксальным и префиксальным способами и т.д. Аналогичные затруднения в словообразовании отмечают исследователи, изучавшие особенности состояния лексического строя языка у дошкольников с общим недоразвитием речи (Р.И.Лалаева [22], Н.В.Серебрякова [39], Гончарова

В.А. [9] и др.). Установлено, что недоразвитие процессов словообразования приводит к «сужению» объема словаря детей, к дефицитарности в организации семантических полей, что, в свою очередь, препятствует активизации словаря, совершенствованию процессов поиска слов и их переводу из пассивного в активный словарь[40].

Действительно, по мнению Филичевой Т.Б., на этом уровне ребенок уже понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Но наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы (горшок для цветка - горшочный, человек, который строит дом - доматель и проч.), и использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - мойчик, вместо «лисья» - лисник и пр.). Нередко попытки провести словообразовательные операции приводят к нарушению звукослоговой организации производного слова, остаются ошибки в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сапожок - сапочек, голосок - голик и т.д.)[52].

У детей с IV уровнем речевого развития в качестве наиболее стойких отмечаются ошибки при образовании и употреблении следующих категорий производных слов:

· Уменьшительно-ласкательных форм существительных (платьице -платенка, скворушка — скворчик, скоречник и т.д.);

· Существительных с суффиксами единичности (горошинка - горошка, гороховка, песчинка — песочинка, песочница и т.д.);

· Относительных прилагательных (пуховый - пухный, клюквенный -клюковый);

· Притяжательных прилагательных (волчий - волкин, лисий - лисовый и пр.).

Как отмечает Филичева Т.Б., особую же трудность у этих детей вызывало обозначение названий профессий женского рода (летчица - летчика, разведчица - развеска, кладовщица - кладовка и т.д.), образование увеличительной формы слов (ножища - ноготища, сапожище - сапогина и т.д.), малознакомых сложных слов (ледокол - легопад, леготник, далекол и пр.). Не всегда успешно дети справляются и с дифференциацией приставочных глаголов.

Приведенные данные характеризуют состояние словообразовательных процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня. На основании экспериментальных данных исследователи приходят к выводу об ограниченных возможностях детей с недоразвитием речи к достаточно полному овладению звуковым и морфологическим анализом слова и, как следствие, всем речевым развитием в целом [46].

При ОНР формирование словообразования происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. [39].

По мнению Н.В. Серебряковой, -- «анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в организации системы продуктивных словообразовательных моделей. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании» [39, с.56].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [22] считают, что нарушения грамматического строя речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Дети с недоразвитием речи в основном пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико. [21]

Таким образом, грамматические формы словообразования появляются у детей с общем недоразвитии речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Выводы по первой главе:

1. При анализе лингвистической, психолингвистической, нейропсихологической, психолого-педагогической литературы было выявлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются значительные отличия в состоянии развития грамматической системы словообразования по сравнению с нормальным речевым развитием.

2. Анализ данных А.Н. Гвоздева[8] по развитию словообразования в онтогенезе показал, что у детей с 3 до 4 лет преобладает лексический уровень. С 4 до 5,6 лет отмечено наибольшее число слов-неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательного уровня. И только к 7-8 годам по данным А.Н. Гвоздева дети с нормальным ходом речевого развития овладевают всеми основными способами словообразования.

3. Для общего недоразвития речи характерными признаками является: позднее ее появление (нередко лишь к 3-4 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

4 Развитие словообразования осуществляется у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, своеобразие проявляется в более замедленном темпе усвоения морфологической системы языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: