ГЛАВА 4. Логопедическая работа по формированию словообразования существительных у детей с общим недоразвитием речи.




 

Экспериментальное исследование показало, что у детей с общим недоразвитием речи наиболее нарушено усвоение словообразовательных аффиксов (-ник-, -ница, -инк-) со значением единичности, вместилища чего-нибудь и профессий женского и мужского рода, остаются ошибки и в образовании

имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ис-

ходя из этого логопедическую работу по формированию словообразования

имён существительных можно провести по методике Лалаевой Р.И. и Сереб-

ряковой Н.В.[22].

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбини-рования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования на примере имён существительных.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание I этапа логопедической работы

Существительные

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Содержание II этапа логопедической работы

Существительные

Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еньк-, -ъииек-, -ышк-.

Образование существительных с суффиксом –ниц (сахарница).

Образование существительных с суффиксом –инк (пылинка), с суффиксом –ин (виноградина).

Содержание III этапа логопедической работы

Существительные

Образование названий профессий

Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.

 

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц значение вместилища).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7.Самостоятельное образование слов с данным аффиксом. При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

 

Формирование словообразования существительных

А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных

1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом –ик (с существитель-ными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом — домик, куст — кустик

нос — носик, халат — халатик

хвост — хвостик, лист - листик

карандаш — карандашик;

б) с чередованием глухих и звонких звуков

в корне:

таз — тазик, гвоздь — гвоздик,

сад — садик, сад — садик,

клюв — клювик, лоб — лобик.

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик(с. существительными мужского рода).

Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

забор — заборчик, костюм — костюмчик,

шкаф — шкафчик, стул — стульчик,

стакан — стаканчик, вагон — вагончик,

блин — блинчик, суп — супчик,

трамвай — трамвайчик, диван — диванчик;

б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик.

3. Словообразование с использованием суффикса –к проводится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

лапа — лапка, мышь — мышка,

яблоня — яблонька, лошадь — лошадка,

туча — тучка, ночь — ночка;

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба — шубка, капля — капелька,

береза — березка, книга — книжка,

корова — коровка, бумага — бумажка,

синица — синичка, рука — ручка,

страница — страничка, птица — птичка;

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.

4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:

Аня — Анечка, Таня — Танечка,

Оля — Олечка, Соня — Сонечка,

Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;

6) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

Лента - ленточка, тумба — тумбочка,

клумба -клумбочка, верба — вербочка,

звезда - звездочка, морда — мордочка.

5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:

вода — водичка, сестра — сестричка,

коса — косичка.

6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -онък-, енък проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я,

Маша — Машенька, Надя — Наденька,

Даша — Дашенька, Петя — Петенька,

Миша — Мишенька, Коля — Коленька;

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

береза — березонька, дядя — дяденька,

дочь — доченька, мама — маменька,

тетя — тетенька;

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

рука — рученька, дорога — дороженька,

нога — ноженька.

7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

дед — дедушка, голова — головушка,

соловей — соловушка, зима — зимушка,

скворец — скворушка, рябина — рябинушка,

поле — полюшко;

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

перо — перышко, стекло — стеклышко,

солнце — солнышко, горло — горлышко,

зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

— суффикс -ицв существительных женского рода:

лужа — лужица, земля — землица,

кожа — кожица, роща — рощица,

— суффикс –ец в существительных мужского и среднего рода:

мороз — морозец, хлеб — хлебец,

письмо — письмецо;

— суффикс –ц в существительных женского и среднего рода:

пыль — пыльца, мыло — мыльце,

дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,

корыто — корытце, одеяло — одеяльце.

Б. Образование существительных с помощью суффикса –ниц со значением вместилища (посуды)

1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп — супница, соус — соусница,

чай — чайница, салат — салатница,

сахар — сахарница, конфеты — конфетница.

2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом ницв случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб — хлебница, пепел — пепельница,

сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница.

В. Образование существительных с помощью суффикса -инк-

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы — бусинка, дождь — дождинка,

пыль — пылинка, изюм — изюминка,

солома—соломинка, роса—росинка,

икра — икринка, мармелад — мармеладинка.

2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох — горошинка, снег — снежинка,

чай — чаинка, песок — песчинка,

пух — пушинка.

Г. Образование названий детенышей животных и птиц

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слоил:

Гусьгусенок - гусята,

Еж - ежонок - ежата,

лось. - лосенок — лосята,

тигр - тигренок -тигрята,

лиса — лисенок — лисята,

слон — слоненок — слонята,

кот — котенок — котята,

ворона — вороненок — воронята.

2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк — волчонок — волчата,

орел — орленок — орлята,

индюк — индюшонок — индюшата,

лев — львенок — львята,

медведь — медвежонок — медвежата,

белка - бельчонок — бельчата,

заяц — зайчонок — зайчата,

галка — галчонок — галчата,

кролик — крольчонок — крольчата.

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

овца — ягненок — ягнята,

свинья — поросенок — поросята,

корова — теленок — телята,

собака — щенок — щенята,

лошадь — жеребенок — жеребята,

курица — цыпленок — цыплята.

Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.

Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:

1.Словообразование существительных мужского рода:

— с суффиксом -щик-

барабанщик, кладовщик, часовщик,

угольщик, танцовщик, сварщик,

стекольщик, дрессировщик, носильщик;

— с суффиксом -чик-

летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.

2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:

художник — художница, учитель — учительница,

работник — работница, писатель — писательница,

проводник — проводница, певец — певица.

Таким образом, проведение логопедической работы по указанным выше

этапам позволяет сформировать у детей дошкольного возраста с ОНР III ур.

речевого развития систему словообразования имён существительных. Впос-

ледствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.

 

 

Заключение

Изучение специальной литературы по теме дипломной работы показало, что словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.

Овладение словообразовательной системой родного языка начинается

после усвоения словоизменения и занимает временной промежуток от 3 до

8 лет. Многообразие словообразовательных аффиксов затрудняет процесс

их усвоения как при нормальном, так и нарушенном речевом развитии.

По мнению Жуковой Н.С., под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать

различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.

При ОНР формирование словообразования происходит с большими

трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обуслов-

лено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лекси-

ческие, а грамматическая система языка организована на основе большого

количества языковых правил.

Развитие словообразования осуществляется у детей в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, своеобразие проявляется в более замедленном темпе усвоения морфологической системы языка.

Изучение литературы позволило определить цель и задачи работы и

выбрать адекватную им методику проведения констатирующего эксперимента. Проведённый констатирующий эксперимент позволил выявить у детей с ОНР как общие, так и специфические особенности усвоения способов словообразования имён существительных у детей с ОНР III уровня.

Нарушение словообразования существительных у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, неточности употребления

существительных, заменах, в трудностях поиска нужного слова.

Благодаря констатирующему эксперименту было выявлено, что задания на образование существительных являются достаточно трудными для всех детей. Однако, если у детей контрольной группы отмечались лишь единичные ошибки в выполнении заданий, то в экспериментальной группе количество отказов были значительны, что свидетельствует о значительно больших трудностях суффиксального образования существительных у детей с речевой патологией.

Наиболее легкими для детей с ОНР и нормальным речевым развитием

было словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами, т.к.

они появляются раньше всего в онтогенезе (по А.Н. Гвоздеву).

У детей экспериментальной группы как и у дошкольников без речевой патологии неправильное выполнение заданий проявлялось в основном в образовании профессий женского, мужского рода и образовании существительных со значением единичности и вместилища чего-нибудь, что обусловлено началом усвоения словообразовательных аффиксов (-ник, -ница,

-инк) в онтогенезе после 5 лет.

Таким образом, у дошкольников с нормальным речевым развитием система словообразования существительных на уровне наиболее продуктивных моделей относительно сформирована, о чем свидетельствует характер замен суффиксов.

У детей с общим недоразвитием речи система даже продуктивных словообразовательных моделей менее сформирована.

Итак, своевременное распознавание трудностей словообразования у детей с ОНР помогает определению характера их речевого и лексико-грамматического недоразвития, а также выбору наиболее эффективных путей логопедической работы по устранению ошибок словообразования у до-

школьников с ОНР.

Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, задачи его решены.

Список литературы

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1967.

2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание. 1997. № 2.

3. Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. – Л.: 1990.

4. Бюлер К. Очерк духовного развития ребёнка.- М., 1930. – 222 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологи­ческие исследования. М., 1956.

6. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь.1996, ч.1.

7. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., Педагогика, 1961.

9. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд.пед.наук. - СПб.: 2002.

10. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.

11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим

недоразвитием речи), М., 1985.

12. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1999.

13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи – М., 1994.

14. Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга. - Л.: 1967.

15. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Псков, 2002.

16. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: 1969.

17. Кубрякова Е.С. Словообразование как особый вид речевой деятельности// Словообразование и формообразование.- М.: 1979.

18. Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека/ Е. С. Кубрякова;Е. С. Кубрякова. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2003. N 4. - С. 3 - 12.

19. Кубрякова ЕС. Что такое словообразование. - М.: 1974.

20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб.: 2006.

21. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.:ВЛАДОС, 2001.

22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: Союз, 2001.

23. Левина Р.Е. «Общая характеристика недоразвития речи у детей». - М.: 1961.

24. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, - М., 1968.- с. 67.

25. Левковская К.А. Словообразование. – М.,1954.

26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997

27. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

28. Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002.

29. Логопедия: Библиотека учителя-дефектолога. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2004.

30. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. - М.: 1977.

31. Лурия А.Р. О патологии грамматических операций. - М.: 1946.

32. Лурия А.Р. Язык и сознание, М., 1979.

33. Немченко В.М. Современный русский язык. Словообразование. - М.: 1984.

34. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: «Детство-пресс», 2006.

35. Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.

36. Психолингвистика /под ред. A.M. Шахнаровича. - М.: 1984.

37. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Уша­ковой. М., 1990.

38. Розенталь Д.Э., Голуб И.В., Теленкова М.А. Современный русский язык. Учебное пособие – М., 1994.

39. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография - СПб.: Наука-Питер, 2006.- 196 с.

40. Серебрякова Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения

слова дошкольниками со стёртой формой дизартрии и без нарушений

речи //Нар.речи: методы изучения и коррекции.- СПб., 1993.

41. Серебрякова Н.В., Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.

42. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович A.M. К проблеме онтогенеза правил словообразования// Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку). - М.: 1978.

43. Тамбовцева А.Г. О дифференцированном подходе к детскому словообразованию и словотворчеству// Проблемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.- Пермь, 1978.

44. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дош-

кольников с общим недоразвитием речи. Ж - л Дефектология 2001, №4,

с. 68 – 76.

45. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: 2002.

46. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2005.

47. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Под ред. Н.Н. Подьякова и Ф.А. Сохина. М., 1988.

48. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка//Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. - М.: 1970.

49. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М.: 1979. – с. 147-165.

50. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрес-Пресс», 2004.

51. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Подготовка к школе детей с общим недо-

развитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991

52. Филичева Т.В. Особенности формирования речи у детей дошкольного

возраста. – М., 1999.

53. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений: - М.: Гуманитарный издательский Центр Владос, 2000.- 240 с.

54. Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976. С.92-103.

55. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М.: 1968.

56. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи), М., 1990.

57. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия/ под. Ред. Л.Б. Халиловой. - М.: 1997. – с. 240-250.

58. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974 – 428с.

59. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: 1958.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: