Экспериментальное исследование показало, что у детей с общим недоразвитием речи наиболее нарушено усвоение словообразовательных аффиксов (-ник-, -ница, -инк-) со значением единичности, вместилища чего-нибудь и профессий женского и мужского рода, остаются ошибки и в образовании
имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ис-
ходя из этого логопедическую работу по формированию словообразования
имён существительных можно провести по методике Лалаевой Р.И. и Сереб-
ряковой Н.В.[22].
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбини-рования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
|
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования на примере имён существительных.
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Содержание II этапа логопедической работы
Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еньк-, -ъииек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом –ниц (сахарница).
Образование существительных с суффиксом –инк (пылинка), с суффиксом –ин (виноградина).
Содержание III этапа логопедической работы
Существительные
Образование названий профессий
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
|
7.Самостоятельное образование слов с данным аффиксом. При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Формирование словообразования существительных
А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных
1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом –ик (с существитель-ными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом — домик, куст — кустик
нос — носик, халат — халатик
хвост — хвостик, лист - листик
карандаш — карандашик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков
в корне:
таз — тазик, гвоздь — гвоздик,
сад — садик, сад — садик,
клюв — клювик, лоб — лобик.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик(с. существительными мужского рода).
|
Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор — заборчик, костюм — костюмчик,
шкаф — шкафчик, стул — стульчик,
стакан — стаканчик, вагон — вагончик,
блин — блинчик, суп — супчик,
трамвай — трамвайчик, диван — диванчик;
б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффикса –к проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
лапа — лапка, мышь — мышка,
яблоня — яблонька, лошадь — лошадка,
туча — тучка, ночь — ночка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):
шуба — шубка, капля — капелька,
береза — березка, книга — книжка,
корова — коровка, бумага — бумажка,
синица — синичка, рука — ручка,
страница — страничка, птица — птичка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.
4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк проводится в следующей последовательности:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:
Аня — Анечка, Таня — Танечка,
Оля — Олечка, Соня — Сонечка,
Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;
6) словообразование неодушевленных существительных женского рода:
Лента - ленточка, тумба — тумбочка,
клумба -клумбочка, верба — вербочка,
звезда - звездочка, морда — мордочка.
5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода — водичка, сестра — сестричка,
коса — косичка.
6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -онък-, енък проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я,
Маша — Машенька, Надя — Наденька,
Даша — Дашенька, Петя — Петенька,
Миша — Мишенька, Коля — Коленька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
береза — березонька, дядя — дяденька,
дочь — доченька, мама — маменька,
тетя — тетенька;
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:
рука — рученька, дорога — дороженька,
нога — ноженька.
7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
дед — дедушка, голова — головушка,
соловей — соловушка, зима — зимушка,
скворец — скворушка, рябина — рябинушка,
поле — полюшко;
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо — перышко, стекло — стеклышко,
солнце — солнышко, горло — горлышко,
зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
— суффикс -ицв существительных женского рода:
лужа — лужица, земля — землица,
кожа — кожица, роща — рощица,
— суффикс –ец в существительных мужского и среднего рода:
мороз — морозец, хлеб — хлебец,
письмо — письмецо;
— суффикс –ц в существительных женского и среднего рода:
пыль — пыльца, мыло — мыльце,
дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,
корыто — корытце, одеяло — одеяльце.
Б. Образование существительных с помощью суффикса –ниц со значением вместилища (посуды)
1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
суп — супница, соус — соусница,
чай — чайница, салат — салатница,
сахар — сахарница, конфеты — конфетница.
2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом ницв случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:
хлеб — хлебница, пепел — пепельница,
сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница.
В. Образование существительных с помощью суффикса -инк-
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
бусы — бусинка, дождь — дождинка,
пыль — пылинка, изюм — изюминка,
солома—соломинка, роса—росинка,
икра — икринка, мармелад — мармеладинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:
горох — горошинка, снег — снежинка,
чай — чаинка, песок — песчинка,
пух — пушинка.
Г. Образование названий детенышей животных и птиц
В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слоил:
Гусьгусенок - гусята,
Еж - ежонок - ежата,
лось. - лосенок — лосята,
тигр - тигренок -тигрята,
лиса — лисенок — лисята,
слон — слоненок — слонята,
кот — котенок — котята,
ворона — вороненок — воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:
волк — волчонок — волчата,
орел — орленок — орлята,
индюк — индюшонок — индюшата,
лев — львенок — львята,
медведь — медвежонок — медвежата,
белка - бельчонок — бельчата,
заяц — зайчонок — зайчата,
галка — галчонок — галчата,
кролик — крольчонок — крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца — ягненок — ягнята,
свинья — поросенок — поросята,
корова — теленок — телята,
собака — щенок — щенята,
лошадь — жеребенок — жеребята,
курица — цыпленок — цыплята.
Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:
1.Словообразование существительных мужского рода:
— с суффиксом -щик-
барабанщик, кладовщик, часовщик,
угольщик, танцовщик, сварщик,
стекольщик, дрессировщик, носильщик;
— с суффиксом -чик-
летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.
2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:
художник — художница, учитель — учительница,
работник — работница, писатель — писательница,
проводник — проводница, певец — певица.
Таким образом, проведение логопедической работы по указанным выше
этапам позволяет сформировать у детей дошкольного возраста с ОНР III ур.
речевого развития систему словообразования имён существительных. Впос-
ледствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.
Заключение
Изучение специальной литературы по теме дипломной работы показало, что словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.
Овладение словообразовательной системой родного языка начинается
после усвоения словоизменения и занимает временной промежуток от 3 до
8 лет. Многообразие словообразовательных аффиксов затрудняет процесс
их усвоения как при нормальном, так и нарушенном речевом развитии.
По мнению Жуковой Н.С., под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать
различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
При ОНР формирование словообразования происходит с большими
трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обуслов-
лено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лекси-
ческие, а грамматическая система языка организована на основе большого
количества языковых правил.
Развитие словообразования осуществляется у детей в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, своеобразие проявляется в более замедленном темпе усвоения морфологической системы языка.
Изучение литературы позволило определить цель и задачи работы и
выбрать адекватную им методику проведения констатирующего эксперимента. Проведённый констатирующий эксперимент позволил выявить у детей с ОНР как общие, так и специфические особенности усвоения способов словообразования имён существительных у детей с ОНР III уровня.
Нарушение словообразования существительных у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, неточности употребления
существительных, заменах, в трудностях поиска нужного слова.
Благодаря констатирующему эксперименту было выявлено, что задания на образование существительных являются достаточно трудными для всех детей. Однако, если у детей контрольной группы отмечались лишь единичные ошибки в выполнении заданий, то в экспериментальной группе количество отказов были значительны, что свидетельствует о значительно больших трудностях суффиксального образования существительных у детей с речевой патологией.
Наиболее легкими для детей с ОНР и нормальным речевым развитием
было словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами, т.к.
они появляются раньше всего в онтогенезе (по А.Н. Гвоздеву).
У детей экспериментальной группы как и у дошкольников без речевой патологии неправильное выполнение заданий проявлялось в основном в образовании профессий женского, мужского рода и образовании существительных со значением единичности и вместилища чего-нибудь, что обусловлено началом усвоения словообразовательных аффиксов (-ник, -ница,
-инк) в онтогенезе после 5 лет.
Таким образом, у дошкольников с нормальным речевым развитием система словообразования существительных на уровне наиболее продуктивных моделей относительно сформирована, о чем свидетельствует характер замен суффиксов.
У детей с общим недоразвитием речи система даже продуктивных словообразовательных моделей менее сформирована.
Итак, своевременное распознавание трудностей словообразования у детей с ОНР помогает определению характера их речевого и лексико-грамматического недоразвития, а также выбору наиболее эффективных путей логопедической работы по устранению ошибок словообразования у до-
школьников с ОНР.
Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, задачи его решены.
Список литературы
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1967.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание. 1997. № 2.
3. Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. – Л.: 1990.
4. Бюлер К. Очерк духовного развития ребёнка.- М., 1930. – 222 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.
6. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь.1996, ч.1.
7. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., Педагогика, 1961.
9. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд.пед.наук. - СПб.: 2002.
10. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим
недоразвитием речи), М., 1985.
12. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1999.
13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи – М., 1994.
14. Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга. - Л.: 1967.
15. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Псков, 2002.
16. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: 1969.
17. Кубрякова Е.С. Словообразование как особый вид речевой деятельности// Словообразование и формообразование.- М.: 1979.
18. Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека/ Е. С. Кубрякова;Е. С. Кубрякова. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2003. N 4. - С. 3 - 12.
19. Кубрякова ЕС. Что такое словообразование. - М.: 1974.
20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб.: 2006.
21. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.:ВЛАДОС, 2001.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: Союз, 2001.
23. Левина Р.Е. «Общая характеристика недоразвития речи у детей». - М.: 1961.
24. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, - М., 1968.- с. 67.
25. Левковская К.А. Словообразование. – М.,1954.
26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997
27. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
28. Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002.
29. Логопедия: Библиотека учителя-дефектолога. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2004.
30. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. - М.: 1977.
31. Лурия А.Р. О патологии грамматических операций. - М.: 1946.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание, М., 1979.
33. Немченко В.М. Современный русский язык. Словообразование. - М.: 1984.
34. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: «Детство-пресс», 2006.
35. Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.
36. Психолингвистика /под ред. A.M. Шахнаровича. - М.: 1984.
37. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.
38. Розенталь Д.Э., Голуб И.В., Теленкова М.А. Современный русский язык. Учебное пособие – М., 1994.
39. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография - СПб.: Наука-Питер, 2006.- 196 с.
40. Серебрякова Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения
слова дошкольниками со стёртой формой дизартрии и без нарушений
речи //Нар.речи: методы изучения и коррекции.- СПб., 1993.
41. Серебрякова Н.В., Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
42. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович A.M. К проблеме онтогенеза правил словообразования// Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку). - М.: 1978.
43. Тамбовцева А.Г. О дифференцированном подходе к детскому словообразованию и словотворчеству// Проблемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.- Пермь, 1978.
44. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дош-
кольников с общим недоразвитием речи. Ж - л Дефектология 2001, №4,
с. 68 – 76.
45. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: 2002.
46. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2005.
47. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Под ред. Н.Н. Подьякова и Ф.А. Сохина. М., 1988.
48. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка//Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. - М.: 1970.
49. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М.: 1979. – с. 147-165.
50. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрес-Пресс», 2004.
51. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Подготовка к школе детей с общим недо-
развитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991
52. Филичева Т.В. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста. – М., 1999.
53. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений: - М.: Гуманитарный издательский Центр Владос, 2000.- 240 с.
54. Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976. С.92-103.
55. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М.: 1968.
56. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи), М., 1990.
57. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия/ под. Ред. Л.Б. Халиловой. - М.: 1997. – с. 240-250.
58. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974 – 428с.
59. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: 1958.