Характеристика детей контрольной группы:
В анамнезе детей контрольной группы не содержится данных о нарушениях центральной нервной системы, наличии родовых травм, соматических заболеваний в раннем детстве, неблагоприятного воздействия речевой среды, дефицита общения и т.д.
Данные пренатального и натального периодов показали, что у всех 15 детей ситуация благоприятная. Лишь в одном случае наблюдался токсикоз у
матери в первой половине беременности.
Дети из контрольной группы имеют I группу здоровья, физическое развитие соответствует 1.
Речевое развитие и психические функции у детей контрольной группы
в норме. Дети хорошо запоминали инструкцию, активно выполняли задания. В случаях затруднения иногда отказывались отвечать или принимали
помощь экспериментатора.
Характеристика детей экспериментальной группы:
В большинстве случаев в анамнезе детей с ОНР не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубых родовых травм различной этиологии, длительные соматические заболевания в раннем детстве (ОРВИ, бронхит и др.)
Данные пренатального и натального периодов показали, что у всех 15 детей, в картах содержались сведения об инфекционных и вирусных заболеваниях матерей в первом триместре беременности. В 6-ти случаях во время беременности наблюдались явления угрожающего выкидыша первой и второй половины беременности. В 2-х случаях отмечались болезни матери: в 1-м – заболевание почек, во 2-м – сердечно-сосудистые заболевания. Кроме
того удалось выяснить, что у 9-ти матерей наблюдались токсикозы 1-ой, 2-ой половины беременности.
В ходе изучения данных о протекании натального периода было установлено, что в 4-х случаях дети появились на свет в результате кесарева се-
|
чения, в 3-х случаях – имела место химическая стимуляция родов, стремительные роды в 5 случаях, в 3-х случаях – синяя асфиксия.
Причины ОНР у детей определялись в большинстве случаев не только патологией беременности и родов, но постнатальными заболеваниями и травмами.
В постнатальном периоде 14 из обследуемых детей находились на искусственном вскармливании, у 8 детей во время кормления наблюдалось срыгивание. В медицинских картах встречались записи о перенесении детьми таких заболеваний, как ОРВИ, ОРЗ, грипп, бронхит, пневмония, скарлатина и др. У 2 детей отмечена ПЭП, анемия, у - 4 беспокойный сон, у 9-ти детей диагноз ММД.
В раннем речевом развитии наблюдалась некоторая задержка: первые слова появляются после года, у 4 детей первые фразы после 2-х лет, у 6 детей первые фразы после 2,5 лет.
Жалобы родителей детей экспериментальной группы на полиморфное нарушение звукопроизношения, на недостаточно правильное оформление связной речи.
Ранее с логопедом занимались двое детей.
К характерологическим особенностям этих детей относится то, что из
них 7 человек спокойные, инфантильные дети, и 8 человек беспокойные, легко возбудимые.
Обследование позволило установить, что у всех 15 детей взаимоотношение со сверстниками неустойчивое, дети очень ранимы, обидчивы; у 8 детей преобладает плаксивое, капризное настроение; 2 ребенка агрессивны по отношению к сверстникам, у 1 ребенка отмечается речевой негативизм; у 5 детей игровая деятельность не сопровождается речью; память, внимание, рассеянны, неустойчивы у 6 детей;
|
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной, логической памяти у этих детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.
У этих детей практически отсутствует интерес к предложенным заданиям. Обследование показало, что трое детей оказались способными лишь отвечать на вопросы короткой фразой. Они требуют постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, поощрительных суждений со стороны взрослого. В их речи много аграмматизмов, она недостаточно фонетически оформлена.
Так же у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, ослабленность всей двигательной сферы. У всех детей выявлено недифференцированное произнесение свистящих или шипящих звуков,аффрикат и соноров.У некоторых детей отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов. У всех детей недостаточно сформирована мимическая мускулатура. Перечисленные отклонения характерны для детей со стёртой дизартрией в структуре ОНР, по мнению Филичевой Т.Б., Чиркиной Т.В.[50].
На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное упот-
ребление многих лексических значений слов. Активный словарь состоит в основном из слов, обозначающих конкретные предметы и действия. В то же время мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к ограниченности лексического запаса, частому употреблению одних и тех же слов.
Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения.
Таким образом, дети экспериментальной группы были неоднородны по своей психолого-педагогической характеристике, что определяло необходимость использования в констатирующем эксперименте индивидуального подхода к каждому ребёнку. Дети контрольной группы представляли однородную группу.
50% детей из экспериментальной группы имеют I группу здоровья и 50% детей – II группу.
Анамнез детей экспериментальной группы был значительно тяжелее, чем у детей контрольной группы.