Магический квадрат: мифы и реальность 3 глава




И орфики, и халдеи, предшественники Пифагора, и сам Пифагор, если придерживаться исторического принципа Гегеля, являются этапами развития «абсолютной идеи» — на современном языке этапами развития значимой для человечества идеологии. В этом ракурсе смысл появления и жизни Пифагора вообще предстает генеральной репетицией появления Иисуса Христа.

Суть учения Пифагора — равенство при господстве носителя идеи равенства — полубожества Пифагора.

Суть учения Христа — равенство при господстве носителя идеи равенства сына Божьего Иисуса Христа.

Историки отмечают сходство Пифагора и Христа. Никто не станет сегодня опровергать, что Христос явился, чтобы исправить людей. А вот что легенда говорит о Пифагоре: «...он явился людям в человеческом облике для пользы и исправления человеческого рода». Евангелие называет Христа ловцом душ, и Пифагор тоже был ловцом душ. Только он выбирал не всякую душу, а душу, близкую к состоянию Любящего.

Смею здесь выдвинуть эту версию, потому что тому есть доказательства.

Перед тем как подвергнуть ученика процедуре испытаний для принятия в свою школу, Пифагор проводил с ним длительную беседу, расспрашивая претендента о его семье, предпочтениях, характере и стремлениях. Вот как пишет об этом Ямвлих, философ-неоплатоник III века нашей эры. Пифагора интересовало: «...смеются ли они не вовремя, или молчат, или слишком много разговаривают. Он также рассматривал... их стремления, знакомых, с которыми они общались, и их отношения с этими знакомыми, и чем они большей частью занимались днем». Рискну предположить, что результаты подобных собеседований, а также наблюдения за своими учениками и жителями г. Кротона, огромный духовный и житейский опыт, накопленный в путешествиях, и стали основой разработанного Пифагором магического квадрата.

А интерес к Пифагору, возвращение в жизнь его принципов подтверждают живучесть его идей, а значит и их истинность. Это еще один повод к тому, чтобы всерьез отнестись и к его магическому квадрату.

e-puzzle.ru

Глава 4

По следам Пифагора

Прежде чем приступить к решению заявленной в названии главы задачи, нужно определиться с одним очень важным вопросом. Это вопрос, пришедший на смену основному вопросу философии: существует Единство или нет. Если читатель дает на этот вопрос положительный ответ, он признает, что во Вселенной все взаимосвязано, и тогда ему есть смысл читать эту книгу. Если же читатель дает ответ отрицательный, он считает, что любые происходящие события произвольны и случайны, а сам он не может влиять на случайность. Этот читатель познакомится с моей книгой как с антитезой своим убеждениям.

В связи с этим напомню читателям про Альберта Эйнштейна. Эйнштейн полагал, что Вселенной управляет Гармония, и в ней нет ничего случайного. Напомню читателям также про маленькую загадку в науке, про число 71 — отношение длины окружности к ее диаметру. Никакие сверхмощные компьютеры даже сегодня не могут вычислить это число: оно бесконечно. Кратко его записывают так: 3,14... Это дата рождения Эйнштейна: март, четырнадцатое. Совпадение? Абсурд? Или какой-то ответ, который дает человеку гармоничный мир языком чисел?

В предыдущей книге я попыталась расшифровать этот ответ. Я пришла к выводу, что А. Эйнштейн, сам того не заметив, раскрыл тайну жизни и смерти, он открыл формулу, значение которой выходит далеко за пределы физики.

Это знаменитая Е = мс2— формула преобразования массы в энергию, она же образное выражение торжества смерти, так как на ее основе была построена атомная бомба. Но эта же формула является образным выражением торжества жизни, если применять ее в мирное время! Во-первых, атомная энергия — источник доступного и дешевого топлива для нужд людей. В этой формуле заключены два прямо противоположных и лишь на первый взгляд взаимоисключающих эффекта.

Во-вторых, помимо способности к глобальному уничтожению, атомное оружие, как ни странно, стало фактором сдерживания для потенциальных агрессоров. Парадокс, но атомная бомба своим появлением ограничила и продолжает ограничивать возможность третьей мировой войны!

Еще более убедительно раскрывается значение формулы при применении ее к взаимоотношениям людей. И это второе значение со временем может стать главным смыслом формулы, когда люди откажутся от оружия, а также найдут принципиально новые и безопасные источники энергии.

По аналогии с физикой люди, как и элементарные частицы, делятся на «электронов» и «протонов». Базируется это утверждение на том, что в природе существует закон компенсации: при отсутствии какого-то признака природа компенсирует это другим. Например, у человека в процессе эволюции уменьшаются челюсти — увеличивается мозг. Какие-то представители фауны не умеют летать, зато умеют быстро бегать, у собаки вполне обычные зрение и слух, зато уникальное обоняние, у кошки тривиально развитое обоняние, зато потрясающий слух — и т. д., и т. п.

По аналогии с природой суть деления людей на «протоны» и «электроны» в том, что одни из них более способны к «движению» (люди, имеющие маленькое биополе), а другие к «покою» (имеющие большое биополе — «массу»). Недостаток массы природа компенсирует движением, недостаток движения природа компенсирует массой. Когда нет массы — есть движение, и наоборот. «Масса» у людей невидима — это размер биополя. Большое биополе принадлежит идеалистам, в жизни эта особенность проявляется в том, что они склонны «отдавать». Маленькое биополе принадлежит материалистам, они склонны «брать». Например, когда у человека есть деньги, он тратит их, когда нет — не тратит: нечего тратить. Тратить или не тратить — это не тот выбор, который возвышает или унижает человека, это закономерность. Материализм и идеализм это особенности души, с которыми человек рождается. Их нельзя поменять, как нельзя поменять цвет глаз, можно только научиться адекватному восприятию себя и окружающих — пониманию. Это понимание приблизит человека к третьему состоянию души — состоянию Любящего.

При этом материализм или идеализм — это такое состояние, которое не связано со свободой совести человека. Он может быть как верующим (причем исповедовать любую религию), так и неверующим. Верующий материалист вполне может оказаться скрытым Плюшкиным, у которого, что называется, «снегу зимою не выпросишь», а неверующий идеалист нередко всего себя отдает служению другим.

Коренные разногласия между людьми связаны с тем, что идеалистам и материалистам трудно понять друг друга, как сытому голодного, одетому нагого и т. д. Потому что большое биополе создает впечатление «одетости» и сытости. Оно вполне осязаемо: человек не только чувствует себя комфортно, рядом с ним тепло и окружающим. Ему нет необходимости «тащить на себя чужое одеяло», он способен поделиться своим.

В России противостояние немногочисленной группы «электронов» и многочисленной группы «протонов» породило такое историческое явление как раскол. И те и другие были далеки от состояния Любящих. В этом суть любых восстаний, революций и гражданских войн.

Если мне удалось разобраться в нюансах взаимоотношений людей, это произошло потому, что я гражданка России и здесь эти процессы протекают наиболее обнаженно. Не оттого ли, что в России проходит граница между Западом и Востоком?..

Однако эти нюансы присущи и остальному человечеству, я постараюсь это доказать на конкретных примерах.

В формуле Эйнштейна м — это человек-«протон», с — человек- «электрон», мсс— взаимодействие «протона» и «электронов», которое приводит к возникновению качественно новой энергии — Любви (Е). Почему «протона» и «электронов»? Потому что в любовь вступают двое, а оказывается их трое. Как в том парадоксе, открытом французским писателем, 1 + 1 = 3. Так и возникает Любовь как творческий союз [12].

Пифагор знал о тайной роли триединства, в «отце, матери и ребенке... он учился узнавать Разум, Душу и Сердце живой вселенной» (Э. Шюре).

Люди привычно повторяют слова о том, что главное в жизни — любовь, что для любви нет преград. Но это действительно так! Только когда их начинают спрашивать, что же такое Любовь, ответы путаются. Формула Эйнштейна показывает, что Любовь оказывается равной взаимодействию: мсс = Е.

А Пифагор заявил об этом еще 2500 лет назад: «Смысл жизни — во взаимодействии». Здесь напрашивается решение тождества: Любовь = взаимодействию = смыслу жизни. В XX веке к такому же выводу пришел герой романа «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя, умный, сильный и самодостаточный, но выбравший одиночество. Когда герой погиб, его последними словами были: «Человек не может один, ни черта он один не может!»

Словесное выражение формулы мс2 = Е выглядит так: «Вместе мы — сила!» или «Вместе мы — Любовь!» Это верно и для человека (способность к объединению логики и интуиции), и для семьи, и для коллектива, и для государства, но именно тогда, когда не просто рядом (м + с + с), а взаимопроникая и сливаясь в одно целое (мсс). Торжествующее взаимодействие приводит к торжеству жизни.

Вот как писал об этом Эдуард Шюре, характеризуя поиски Пифагором истины: «Между мужской и женской душой, которые нередко не понимают друг друга и даже не понимают себя и расстаются с проклятиями, чувствуется огромная жажда проникновения и стремление найти в этом слиянии недостижимое счастье. Несмотря на различные уклонения и излишества, вытекающие отсюда, в этих отчаянных поисках таится глубоко скрытое божественное начало. Из него зарождается стремление, которое станет жизненным средоточием для преображения будущего. Ибо когда мужчина и женщина найдут себя и друг друга путем глубокой любви и посвящения, тогда их слияние превратится в величайшую творческую силу» [13].

Удивительная связь через тысячелетия протянулась между Пифагором и Эйнштейном...

Раз Эйнштейн оказывается столь важной личностью для человечества, не стоит ли прислушаться к его мнению, что во Вселенной нет ничего случайного? Может быть, и связь понятых символически чисел, из которых состоит дата рождения, с судьбой человека — это реальность? В любом случае ответ может быть только один: или все происходящее случайно, или оно взаимосвязано.

Возвращаясь к анализу магического квадрата Пифагора, рассмотрим еще раз категории покоя и движения. Соответствие категории «покой» позволяет человеку с «массой» (большим биополем) быть опорой, хотя бы потому что опора стоит на месте. Человек, энергетика которого соответствует категории «движение», в качестве опоры ускользает, опереться на него значит рано или поздно упасть — опора двигается, болтается, она неустойчива.

Во второй половине XIX века немецкий философ А. Шопенгауэр связал понятия «масса» и «идеальное». В его книге «Афоризмы житейской мудрости» к идеальному миру принадлежит человек, у которого «центр тяжести находится целиком в нем самом», то есть он «массивен» благодаря своему внутреннему, идеальному по Шопенгауэру, содержанию. А «филистеры» Шопенгауэра — легки, потому что не отягощены собственным миром идей, которые черпают вовне, у них «центр тяжести лежит вовне».

Что происходит со всеми этими понятиями в результате последовательного осмысления и связанных с этим превращений?

Независимо от того, какие утверждения по поводу числа 3 приписываются Пифагору, у него есть явное указание на то, что существует прямая связь между категориями «покой-движение», «мужское-женское».

Рассмотрим соотношения.

Число 5: «мужское-женское». В арифметическом действии (сложении) участвуют числа 2 и 3.

Число 6: «покой-движение». В арифметическом действии (умножении) участвуют числа 2 и 3.

Решаем тождество.

Мужское = покою = 2.

Женское = движению = 3.

Думаем дальше. Поскольку движение — форма существования материи, а покой свойственен массе, к указанным признакам добавляются новые, а также те, которые соответствуют им в связи с открытиями

XIX и XX веков. Тогда получается вот что.

2 = покою = мужскому = идеальному = большой массе = знаку «плюс».

3 = движению = женскому = материальному = маленькой массе = знаку «минус».

Как видит читатель, знакомый с моей предыдущей книгой, я неслучайно в ней употребляла названия этих признаков в качестве синонимов. Я объединила также эти многозначные понятия под одним названием. В настоящей книге теперь можно прямо указать, какое число в квадрате Пифагора отражает эти обобщенные признаки.

2 — энергию статики (покоя).

3 — энергию движения.

Новые обозначения признаков необходимы по двум причинам:

— понятия мужского и женского как модели поведения вне физиологической принадлежности индивидуумов не совсем верны и меняются прямо на глазах;

— необходимы нейтральные обозначения моделей поведения, чтобы исключить позитивную или негативную окраску названий (например плюс и минус), позволяющую людям возвышаться друг перед другом. (Тем более что минус и плюс были присуждены электрону и протону на заре их открытия и изучения произвольно.)

Главное в схеме Пифагора под названием магический квадрат, я уверена, это способности «брать» и «отдавать». Пифагор не мог не чувствовать движения этих энергий, поэтому и призывал к соразмерности, что равнозначно призыву быть Любящими. Также я полагаю, он понимал, что многое зависит от личного выбора человека, он не был фаталистом. Иначе зачем бы он воспитывал в своих учениках привычку к работе над собой? Отдавал бы все на откуп богам! Трудно сегодня со стопроцентной уверенностью говорить о том, что Пифагор намеренно отразил в квадрате свое доказательство того, что человеком управляет и судьба и свободная воля, но получилось именно так.

И вот в чем это выражается.

Человек — мыслящее существо, а также существо духовное, он делает сознательный выбор: «брать» или «отдавать», иногда независимо от того, что ему диктует биополе. Потребности биополя это потребности души. Каждая душа может решать определенные задачи лишь на соответствующем им этапе развития. По аналогии с тем, что первоклассник не может поступать в университет, а человек, которому дан талант, должен его раскрывать. Но человек все же может сделать выбор в пользу более сложных или менее сложных задач. Когда подобный выбор идет вразрез с потребностями души, у человека складывается трудная судьба, полная борьбы, преодолений или лишений. Когда же выбор совпадает с размером биополя, все получается легко. Размер биополя — это судьба, а выбор «брать» или «отдавать» — это свободная воля. Функцию свободной воли может вы

сот direitos autor

полнить воля обстоятельств, не зависящих от воли человека: войны и природные катаклизмы, массовые катастрофы.

Куда же спрятал Пифагор показатели стремления «брать» — «отдавать»?

Вспомним, как расшифровывается в рассмотренном варианте квадрата правая и левая диагонали. Только придется заменить слова «определяет» и «отвечает», внушающие мысль об особой власти чисел, на слова «символизирует», «отражает», показывающие лишь взаимосвязь чисел с любыми процессами. В данном случае это своеобразный геном души, который поддается раскодированию.

Итак, утвердилось, что левая диагональ (3, 5, 7) отражает плотские интересы человека, его темперамент и потребность в близости, а правая диагональ (1, 5, 9) символизирует духовность человека.

Какой смысл мог вкладывать Пифагор в понятие «духовность»? Примерно тот же, я думаю, какой вкладывает сегодня Церковь. Ведь мы уже убедились в преемственности идей Пифагора Церковью. Излюбленный призыв христианских проповедников — это призыв помогать друг другу. А это не что иное, как развитие стремления «отдавать». Ведь кого канонизирует Церковь? Тех, кто служил людям, жертвовал собой — отдавал все, что имел, в том числе и жизнь. Именно они считаются самыми духовными.

В школе Пифагора главным жизненным достижением считалась дружба, опирающаяся на взаимопонимание и взаимопомощь. Здесь учили не только «брать», но и «отдавать». Впервые в истории человечества была построена организация, основанная не на принуждении, а на добровольном объединении. Впервые была осуществлена осознанная реализация принципа: «Вместе мы — сила!» Насколько успешной была эта реализация, можно судить по тому, что через 700 лет после существования пифагоровой школы последователи ее идей, разбросанные по миру, продолжали при случае оказывать друг другу помощь.

Итак, правая диагональ по уточненному анализу отражает заложенное в человеке стремление «отдавать».

А плотские интересы, как уже было отмечено, не может отражать схема особенностей души, сексуальность имеет физическую, материальную природу. Душа — это категория идеального. Здесь это не что иное, как потребность в другом человеке, а не потребность в физической близости. А для чего нужен другой человек? Чтобы пользоваться его вниманием в той или иной форме — «брать» внимание.

Итак, левая диагональ отражает заложенное в человеке стремление «брать».

Таким образом, величина биополя может не совпадать с показателями диагоналей. Допустим, маленькое биополе, выраженное отсутствием или небольшим количеством цифр 2, побуждает человека «брать», но количество цифр правой диагонали при этом больше количества цифр левой диагонали — это означает, что человек стремится тем не менее «отдавать». С этим стремлением он пришел в этот мир, это было его собственное решение, принятое в прошлой жизни. Противоречащее биополю решение человек может принять и в этой жизни. Это происходит или под давлением обстоятельств или в результате осмысления своей жизни, нахождения в ней смысла (подлинного или ложного), а может быть и в результате гармоничного развития. Гармоничного развития можно добиться путем освоения взаимодействия энергий внутри себя или развитием взаимодействия с другими людьми путем понимания. Пониманию помогает отказ от ожиданий поддержки или ответственности со стороны других людей. Подобный отказ свидетельствует об истинном положении дел — свободного человека видно. Это особенный человек — хозяин своей судьбы.

Так же я характеризовала человека, который является Любящим. Оговорки здесь нет. Любящий и есть по-настоящему свободный человек. Я приведу тому доказательства.

Для чистоты эксперимента необходимо вновь вернуться к терминам «мужское» и «женское». В содержании этих терминов и в их употреблении царит полная неразбериха. В книге Райэн Эйслер «Чаша и нож» мужскими называются следующие ценности: завоевание, покорение и накопление, а женскими — внимательность, доброта, чуткость, последовательность в проявлении заботы о ком-то или чем- то. В связи с этим возникает вопрос: в каких представителях человечества наиболее сильно проявляются качества внимательности и проницательности? Ответ: в мужчинах-писателях — знатоках человеческих душ. Следующий вопрос: кто наиболее последовательно и самоотверженно разрабатывает научные теории? Ответ: мужчины- ученые. Кто выбирает профессию священника, чтобы внимательностью, добротой и чуткостью помогать людям? Ответ: мужчины. И еще один вопрос: кто чаще всего является опорой семьи, заботится о ее благополучии, да еще несет за это законодательную ответственность? Ответ: повсеместно — мужчины.

А кто стремится к брачному союзу, гоняясь за наилучшей партией, проявляя при этом меркантильность и цепкость? Женщины. Кто перекладывает ответственность за благополучие семьи на своего партнера? Чаще всего женщины.

Во всех этих примерах выразителями женских ценностей почему-то оказывались мужчины, а выразителями мужских ценностей — женщины. Все смешалось, перепуталось и продолжает меняться.

Сегодня необходимо начать пользоваться нейтральными терминами, которые, кстати, употреблял и Пифагор. В его трактовке цифр зашифровано тождество: мужское — покой, женское — движение.

Наряду с этим повторяю, считается, что он обозначил цифру 3 как мужское. А поздние пифагорейцы пришли к выводу, что она отражает интуицию.

Как такое может быть? Сегодня не мужчин, а женщин принято считать носителями интуитивного чутья! Более того, особым признаком женственности считается полное отсутствие логики в поведении.

Ответ здесь может быть только один. Позиция Пифагора важна для нас своею сутью, той, которую уже невозможно изменить никакими толкованиями — он различал мужское и женское, покой и движение. Возможно, что Пифагор, как и позже Эйнштейн, сам не заметил, что в его разработках таится более глубокий смысл, не заметил, что составил точное тождество: мужское — покой, женское — движение. А понимание этих терминов соответствовало времени. Менялись времена, менялось представление. Тем более удивительна сила интуитивного чутья Пифагора. В мире, где энергия покоя и порождаемое ею служение не пользуются никаким уважением, Пифагор закладывает зерна тождества в соотношения мужское и женское, покой и движение.

Во времена Пифагора женщины занимали подчиненное положение. Прав у них было чуть больше, чем у рабов. Служение было свойственно и рабам, и женщинам. А служение требует терпения, выносливости и мужества (!). Также ему свойственно быть незаметным. Незаметное не могло пользоваться уважением, служение никто не ценил. Рабы и бесправные женщины несли на себе все тяготы повседневной жизни, проявляя при этом незаметное мужество. Естественно, их энергетика соответствовала энергетике числа 2. Бесправие женщины позже в Древнем Риме невольно отразил Лукреций Кар, и по нему мы можем судить о его масштабах. Этого древнеримского поэта возмущало, что в интимной близости некоторые женщины смеют проявлять эмоции и предпринимать ответные действия, а не лежат тихо и незаметно, как бревна. Можно себе представить, каким было отношение к женщинам пятью столетиями ранее!

Вот что писал об этом времени Ф. Ницше: «Греческая культура классической эпохи есть культура мужчин... женщины были исключены даже из участия в состязаниях и всякого рода зрелищах... Женщины имели одну только задачу — производить могучие прекрасные тела» [14] (мужчин).

Сегодня энергия, которую отражает число 2, считается подлинно мужественной и соответствует энергетике ответственного отца семейства, за которым, как за каменной стеной, вся его семья. Начало такого восприятия этой энергии положил Иисус Христос примером своей жизни. Терпение и духовная стойкость стали ассоциироваться с мужественностью.

А энергия, которую отражает число 3 — действительно энергия завоевания, способности побеждать, не жалеть противника, выжить (см. характеристику числа 3) во что бы то ни стало.

В древнем мире войны имели большое значение, они отражали стремление к выживанию, поэтому воин-захватчик, реализатор этого стремления, пользовался уважением, его сопровождала слава. За одну человеческую жизнь ему доводилось поучаствовать в нескольких войнах. Так он делал способность к выживанию своего народа более сильной.

Но с течением веков войн становится все меньше, в ком же тогда наиболее ярко начинает проявляться инстинкт выживания? В женщинах. Тут-то впервые и начинает меняться восприятие мужского и женского.

Женщина вступает в необъявленную войну: начинает тихо воевать за сохранение института семьи. А освобожденные от необходимости завоевывать территории, мужчины начинают развивать способность размышлять. Срабатывает все тот же эволюционный принцип: уменьшение челюстей (теперь уже менее заметное) приводит к усилению мозговой активности. Достаточно быстро освоив и эту территорию, мужчины начинают развивать науки. Погружаясь с головой в какое-нибудь важное дело, мужчины перестают беспокоиться о материальном. Потому дома их ждут бои местного значения: женщины воюют за лучшие условия существования, требуют продолжения рода и заботы о потомстве.

Поэтому бездумное повторение современными нумерологами утверждения, что 2 это женское число, путает людей, вызывает насмешки. Поздние пифагорейцы не разобрались с тождеством, которое таится в разработках Пифагора, и назвали четные числа женскими по аналогии с физиологией. При делении на два, рассудили они, между равными частями появляется промежуток, чего не происходит в нечетном числе. Это вульгарное и неверное утверждение. Физиология к душе не имеет никакого отношения. Особенности души должны быть кардинально другими, чем признаки физического и психического, и эти особенности должны быть названы нейтральными терминами.

На самом деле процессы развития еще сложнее. Сегодня мы переживаем тот момент, когда понятия мужского и женского вообще теряют объективность. Стираются различия между родами деятельности, и вслед за этим стираются различия между полами. Стало немало женственных мужчин и мужественных женщин, появился универсальный стиль — унисекс.

Скоро не станет совсем мужской и женской моделей поведения, воспринимаемых так вне физиологической жизни людей, останется активная (агрессивная) и пассивная модели. Подобным поведением управляли и управляют энергия движения и энергия статики (покоя, притяжения). Агрессивное означает поглощающее, захватывающее, осеменяющее. Пассивное— принимающее, переваривающее, плодородящее. Почва, например, пассивна, но она порождает новые организмы.

Если раньше роль осеменяющего начала по аналогии с физиологией принадлежала мужчинам, то с течением веков роль духовной функции этого начала перешла к женщинам. Женщины озвучивают перед мужчинами возникающие потребности повседневной жизни, то есть закладывают семя в их сознание, а затем собирают урожай. Семя дает росток — мужчины совершают открытия, внедряют открытия в жизнь, а женщины ими пользуются.

А творческий человек сам способен осеменять свое сознание, а затем породить новый продукт. Так происходит взаимодействие противоположных энергий, скачок в развитии. Творческие люди способствуют тому, что и человечество растет, двигается вперед и совершенствуется.

Глава 5

Душа

Магический аспект роли чисел в нашей жизни проявляется не в том, что они управляют Вселенной, а в том, что ее законы можно выразить языком чисел. Это универсальный, всепроникающий язык, овладев которым, человек вступает в общение с природой. Так, на «ты» с природой физики, математики, химики, биологи.

Касается это и мира социальных отношений и знаний о человеке. Во времена, когда иррациональное мышление пользовалось таким же уважением, как и рациональное, Пифагор выявил параллели между человеческими особенностями и символическим наполнением цифр, создал математическую азбуку человековедения. Он, на мой взгляд, рассуждал логически: человек — часть природы и должен вписываться в нее так же, как и все остальные ее части. Он предполагал, что малые и большие природные системы развиваются по одним и тем же законам. В частности, создав основу музыкальной гармонии, он создал и планетарную модель, назвав ее «музыка сфер».

Правота его научного подхода мистическим образом подтверждается сегодня во многих областях. Например, форму спирали имеют и модель ДНК, и строение галактик.

Мне, как и многим другим далеким от естественнонаучных проблем людям, и то понятно, что в науке XX века совершились революционные открытия: от теории относительности и квантовой механики до законов термодинамики и генетики. Эти открытия подтверждают, что в природе существуют соответствия и равновесие.

Почему же человек и человеческое общество должны развиваться по каким-то иным законам? Физическое-то здоровье человека, как сообщает биология, уж точно опирается на равновесие — гомеостаз: четкий и последовательный обмен веществ. Любой сбой в обмене веществ приводит к нарушениям, к проблемам со здоровьем. Разве не логично, что и все остальные стороны человека развиваются по законам равновесия? Вопрос только в том, что понимать под равновесием применительно к системе под названием человек.

Изучение человека сегодня тормозится одним мощным фактором: узкой специализацией, отсутствием общей дисциплины, в рамках которой можно было бы рассмотреть все его нюансы и особенности. Это была бы попытка хоть что-то понять о человеке как целостной системе. Тогда человек не в пример стал бы здоровее и счастливее.

Сегодня человеку достаточно заболеть легкой болезнью, чтобы обнаружить, что он ничего о себе не знает, несмотря на образование. Доверившись врачам, тем не менее он сталкивается с одиночеством. Хоть его и лечат, но до него никому нет дела — он лишь часть производственного процесса, именуемого медицина. Он обнаруживает, что этот производственный процесс ничем не отличается от бизнеса. А уж если заболело в нескольких местах, совсем плохо — в одной палате все вылечить не удастся. А на несколько — хватит ли денег?

А если с судьбой что-то не так — к кому обратиться, что предпринять, как не запутаться совсем, попав в руки к мошенникам? Да помогут ли специалисты, часто после их помощи ничего не меняется.

Всемирно известный русский хоккеист вратарь В. Третьяк вспоминает: «Перед важной игрой со сборной Чехии к нам пригласили психологов. Они плотно с нами поработали и я так себя зауважа-а-л....А чехи, смотрю, мне забивают и забива-а-ют!»

Так возникает множество мифов о том, в чем секрет того или иного предприятия, о том, как можно быть здоровым и как добиться успеха. Позитивный настрой, режим, квалификация, финансирование, постороннее влияние и т. д. и т. п. Только перепробовавшие все люди и не остановившиеся перед многочисленными препятствиями знают или чувствуют, что секрет — в равновесии. Чтобы взобраться на «вершину», нужно работать одновременно во множестве направлений, ничего не забыть, словно подготовить гигантский балансовый бухгалтерский отчет. Частенько получается так, что вроде работали-работали, а результата все нет — упустили какую-то мелочь. Эта целенаправленность хорошо знакома ученым-экспериментаторам и спортсменам. Сегодня, например, существует такое понятие, как тотальный футбол.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: