План:
1) Лингвистические категории в основе обучения иностранному языку
2) Понятия «язык», «речь», «речевая деятельность». Разграничение единиц языка и речевой деятельности
3) Моделирование лингвистического материала
Методика преподавания иностранного языка использует данные лингвистики как базисной науки, так как лингвистика занимается характеристикой грамматического, фонетического, лексического материала. Она устанавливает степень употребления того или иного языкового явления. Она рассматривает стилистические основы, отличия разных видов и форм речи. Цели обучения иностранному языку определяют объём и характер языкового материала.
Большую роль играют данные сопоставительной лингвистики. По данным лингвистики производится отбор учебного материала, устанавливаются трудности его усвоения.
При овладении иностранным языком в сознании учащихся взаимодействуют 2 системы: родного и иностранного языка. Следует учитывать возникновение при этом трудностей, чтобы облегчить процесс усвоения иностранного языка. Решение этих проблем связано с такими категориями как: язык, речь, норма, стиль, наглядность, интерференция.
Язык – система знаков, изолированных единиц, которые являются основным средством общения, развития и психики.
Система языковых средств ограничивает языковой минимум. Он представлен в программах того или иного учебного заведения.
Различают следующие системы языка:
- графические (буква, буквосочетание)
- акустические
- лексические
- морфологические
- синтаксические
Речь – это непосредственное функционирование языковых средств.
К речевым единицам относятся:
- предложение
- сверхфразовое единство
|
- микротекст
- текст
Язык и речь взаимосвязаны. Язык необходим для того, чтобы речь была понятной, а речь – для того, чтобы развивался язык. Различие языка и речи важно для методики, так как на его основе выделяют:
а) языковые упражнения (на уровне звука, буквы, буквосочетания, грамматической формы)
б) речевые упражнения (на уровнях связного текста)
Реализация системы «язык-речь» подчинены законам нормы.
Норма – фактический регулятор сочетаемости языковых единиц.
Так существуют нормативная фонетика, лексика, грамматика. Норма регламентирует произношение, грамматику, сферу употребления.
Различают письменную и устную нормы.
Узус (usual) – обычное, общепринятое слово, оборот речи в соответствующей ситуации.
Фоновая лексика, безэквивалентная лексика, страноведческая лексика- лексика страны изучаемого языка, не имеющая аналогов в родном языке.
Реалии (например, Hauptschule, Eintopf)
Интерференция (наложение одной подсистемы на другую). Различают положительную интерференцию или перенос и отрицательную интерференцию.
Отрицательная интерференция: отсутствие артикля, несовпадение рода, порядок слов, употребление глаголов и т.д. Использование языка как средства общения, связанного со стилем речи и жанром речи.
Виды текста не только как публицистический, научно-популярный, а также прагматические тексты: заголовок, смс, программа, расписание, меню рецепт, инструкция.
Для обучения грамматике используют различные лингвистические теории и направления: например, Шатилов выделяет структурное направление. Его представители – английские методисты: Френч, Палмер. Хорнби считал, что владение структурой предложения важнее, чем значение смысла самих слов.
|
- функционально- семантическое направление (логико-смысловое направление). Речевые единицы как компонент речевых образцов.
Бим. И.Л. выделяет следующие речевые образцы (РО)
1) называние предмета
2) называние качества предмета
3) называние действия
4) называние места действия
Используются геометрические фигуры. Образцы осуществляют знакомство с языком. Образец показывает правильное употребление материала в различных видах речевой деятельности.
Выделение РО даёт нам возможность обучать действиям по аналогии. Образец осуществляет знакомство с языковым материалом, когда мы его вводим.
Словарь школьника – 1000 лексических единиц. Для обучения практическому владению языком пользуются разными лингвистическими теориями и направлениями, например, Шатилов выделяет:
- структурное направление, его представители – английские методисты Палмер, Хорнби, Френч. Хорнби считал, что владение структурой предложения важнее, чем знание смысла самих слов;
- функционально- семантическое направление (логико- смысловое направление). Его сторонники в основу организации языкового материала кладут типовые предложения, которые выражают определённую функцию. Например, категория времени, называние места, побуждение, причинно – следственные отношения. На основе этого направления И.Л. Бим, используя также метод моделирования, выделила основные речевые образцы. Например, (см. учебник для 5кл., книга для учителя 5 кл.):
|
1) называние предмета
2) называние качества предмета
3) называние действия
4) называние места действия и др.
Выделение речевых образов даёт нам возможность обучать действиям по аналогии. Образец осуществляет знакомство с языковым материалом, показывает правильное употребление материала в различных видах речевой деятельности.