План:
1. Виды речевой деятельности и ее формы
2. Природа и структура речевой деятельности
1.Виды речевой деятельности и ее формы
Психология изучает психику человека, ее формы, закономерности и механизмы. Она помогает методике в том, что раскрывает суть психических процессов, например, что такое кратковременная, долговременная, оперативная, механическая память; при каких условиях лучше происходит запоминание, когда активнее протекают познавательные процессы и т.д.
Другой проблемой является природа речевой деятельности (ею занимаются такие отрасли психологии как психолингвистика и теория речевой деятельности). Процессы усвоения материала позволяют объяснить через психологическую теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Р.Ф Талызина). Согласно этой теории, любое действие имеет 3 компонента:
· Ориентировка (в языке - объяснение правил)
· Исполнение
· Контроль
Существует 4 основных вида речевой деятельности:
· Говорение
· Аудирование
· Чтение
· Письмо
Говорение и аудирование часто объединяют в такое понятие, как устная речь. Тогда мы имеем 3 вида речевой деятельности.
Говорение подразделяется на монологическую и диалогическую речь.
Методист Р. К. Миньяр-Белоручев считает видом речевой деятельности еще и перевод. И. А. Зимняя причисляет к видам речевой деятельности думание.
Данные виды речевой деятельности несут основную коммуникативную нагрузку и составляют основной предмет обучения иностранным языкам в школе (т.е в школе мы учим не самому языку, а видам речевой деятельности).
Методически эти виды речевой деятельности можно разделить на
- экспрессивные (говорение и письмо)
|
- рецептивные (аудирование и чтение)
В основе экспрессивных видов речевой деятельности лежат выдача, выражение речи и ее порождение. Они могут быть как продуктивными (неподготовленными, творческими), так и репродуктивными (пересказ, изложение, передача чужого содержания).
Рецептивные виды речевой деятельности (принимающие информацию) основаны на зрительном или слуховом восприятии, т.е рецепции- приеме информации, причем аудирование является более трудным путем.
В современной методике принято говорить не столько о видах речевой деятельности, сколько о видах иноязычного общения, учитывая его формы и функции.
Формы общения:
1. Непосредственное
2. Опосредованное (через книгу, письмо, технические средства)
3. Устное
4. Письменное
Устная форма общения характеризуется
· богатством интонационного оформления
· участием мимики и жестов
· определенным темпом
· высокой степенью автоматизированности
Она предусматривает контакт с собеседником, специфический набор языковых средств для выражения мыслей, более короткие предложения и эллипсы.
Для письменной формы речи характерны иные черты:
· свой набор речевых средств (полные предложения)
· сложность структур (большое количество придаточных предложений)
· большая сознательность в плане оформления
Пишущий имеет возможность проговорить про себя, сформулировать сообщение. Читающий может вернуться к началу текста и обдумать содержание заново.
Любое общение преследует какие-либо цели. Исходя из них, можно сформулировать функции общения:
1. Познавательная функция предназначена для расширения кругозора и энциклопедических знаний
|
2. Регулятивная функция предполагает обмен информацией, регулирующей социальный опыт и поведение (например, рецепты, правила поведения)
3. Ценностно-ориентационная функция предполагает обмен, влияющий на развитие чувств, эмоций и ценностной ориентации
4. Этикетная (конвенциональная) функция-обмен, развивающий правила этикета (например, ведение телефонного разговора, начало и конец письма и т.д.)
В реальной жизни эти функции всегда переплетены.
2.Природа и структура речевой деятельности
Для того, чтобы эффективно управлять процессом обучения ИЯ, необходимо знать приводу и особенности речевой деятельности.
Психофизиологическую основу речи составляют аналитико-синтетическая деятельность мозга и функционирование первой и второй сигнальных систем. Материальной основой речевой деятельности является создание в памяти человека речемоторных, слуховых, зрительных и двигательных образцов, механизмов или эталонов. Все они находятся в сложном взаимодействии.
Но для каждого вида речевой деятельности (как и для любого человека) наиболее характерен, как правило, один из этих механизмов. Например, для говорения наиболее характерен речемоторный механизм. Материальной основой чтения является зрительный механизм, в аудировании-слуховой, в письме-двигательный. Однако в каждом из видов речевой деятельности присутствует речемоторный механизм в той или иной степени. Он может быть ярко выражен (чтение вслух), но речемоторный механизм присутствует и в чтении про себя. Это особенно важно учитывать на начальном этапе обучения, поэтому говорение и аудирование должны здесь играть большую роль. Такое обучения ИЯ называется устным опережением.
|
Чем младше школьники, тем большую роль в обучении играет устная речь. Чтение и письмо также положительно влияют на устную речь, обогащают ее языковую и содержательную сторону, являясь средствами обучения устной речи. Недооценка хотя бы одного из видов речевой деятельности приводит к ослаблению автоматизма, угасанию навыков, снижению общего уровня владения языком.
Давая характеристику речевой деятельности человека, психолог И. А. Зимняя выделяет ее структуру:
· Побудительно-мотивационная часть, где реализуется мотив потребность в речевой деятельности. Мотивы и потребности должны носить личностный характер.
· Ориентировочно-исследовательская часть (или аналитико-синтетическая часть) предлагает выбор и организацию средств и способов деятельности, например, отбор лексических средств, формирование мысли, внутреннее проговаривание.
· Исполнительская фаза: при говорении выражается то, что было сформулировано во внутренней речи. В чтении и аудировании делается заключение о понимании информации и ее ценности для себя.
Наряду с психофизиологическими механизмами важно представлять себе процессы порождения и восприятия речи.
Порождение высказывания тоже имеет свою структуру:
· Мотивация
· Речевое намерение (интенция)
· Внутренняя программа действий
· Реализация внутренней программы действий
Вторая сторона- это восприятие и понимание. Эти понятия неразрывно связаны. «Мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе восприятия» (Б. А. Артемов).
В отличие от порождения, восприятие строится на следующих механизмах:
· Антиципация (предвосхищение)
· Замена
· Аналогия
· Противопоставление
Природа восприятия и понимания речи по-разному трактуется в различных психолингвистических школах. Знание особенностей этих процессов позволяет правильно строить упражнения в обучении экспрессивным и рецептивным видам речевой деятельности.