Психологические основы обучения иностранным языкам




План:

1. Виды речевой деятельности и ее формы

2. Природа и структура речевой деятельности

1.Виды речевой деятельности и ее формы

Психология изучает психику человека, ее формы, закономерности и механизмы. Она помогает методике в том, что раскрывает суть психических процессов, например, что такое кратковременная, долговременная, оперативная, механическая память; при каких условиях лучше происходит запоминание, когда активнее протекают познавательные процессы и т.д.

Другой проблемой является природа речевой деятельности (ею занимаются такие отрасли психологии как психолингвистика и теория речевой деятельности). Процессы усвоения материала позволяют объяснить через психологическую теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Р.Ф Талызина). Согласно этой теории, любое действие имеет 3 компонента:

· Ориентировка (в языке - объяснение правил)

· Исполнение

· Контроль

Существует 4 основных вида речевой деятельности:

· Говорение

· Аудирование

· Чтение

· Письмо

Говорение и аудирование часто объединяют в такое понятие, как устная речь. Тогда мы имеем 3 вида речевой деятельности.

Говорение подразделяется на монологическую и диалогическую речь.

Методист Р. К. Миньяр-Белоручев считает видом речевой деятельности еще и перевод. И. А. Зимняя причисляет к видам речевой деятельности думание.

Данные виды речевой деятельности несут основную коммуникативную нагрузку и составляют основной предмет обучения иностранным языкам в школе (т.е в школе мы учим не самому языку, а видам речевой деятельности).

Методически эти виды речевой деятельности можно разделить на

- экспрессивные (говорение и письмо)

- рецептивные (аудирование и чтение)

В основе экспрессивных видов речевой деятельности лежат выдача, выражение речи и ее порождение. Они могут быть как продуктивными (неподготовленными, творческими), так и репродуктивными (пересказ, изложение, передача чужого содержания).

Рецептивные виды речевой деятельности (принимающие информацию) основаны на зрительном или слуховом восприятии, т.е рецепции- приеме информации, причем аудирование является более трудным путем.

В современной методике принято говорить не столько о видах речевой деятельности, сколько о видах иноязычного общения, учитывая его формы и функции.

Формы общения:

1. Непосредственное

2. Опосредованное (через книгу, письмо, технические средства)

3. Устное

4. Письменное

Устная форма общения характеризуется

· богатством интонационного оформления

· участием мимики и жестов

· определенным темпом

· высокой степенью автоматизированности

Она предусматривает контакт с собеседником, специфический набор языковых средств для выражения мыслей, более короткие предложения и эллипсы.

Для письменной формы речи характерны иные черты:

· свой набор речевых средств (полные предложения)

· сложность структур (большое количество придаточных предложений)

· большая сознательность в плане оформления

Пишущий имеет возможность проговорить про себя, сформулировать сообщение. Читающий может вернуться к началу текста и обдумать содержание заново.

Любое общение преследует какие-либо цели. Исходя из них, можно сформулировать функции общения:

1. Познавательная функция предназначена для расширения кругозора и энциклопедических знаний

2. Регулятивная функция предполагает обмен информацией, регулирующей социальный опыт и поведение (например, рецепты, правила поведения)

3. Ценностно-ориентационная функция предполагает обмен, влияющий на развитие чувств, эмоций и ценностной ориентации

4. Этикетная (конвенциональная) функция-обмен, развивающий правила этикета (например, ведение телефонного разговора, начало и конец письма и т.д.)

В реальной жизни эти функции всегда переплетены.

2.Природа и структура речевой деятельности

Для того, чтобы эффективно управлять процессом обучения ИЯ, необходимо знать приводу и особенности речевой деятельности.

Психофизиологическую основу речи составляют аналитико-синтетическая деятельность мозга и функционирование первой и второй сигнальных систем. Материальной основой речевой деятельности является создание в памяти человека речемоторных, слуховых, зрительных и двигательных образцов, механизмов или эталонов. Все они находятся в сложном взаимодействии.

Но для каждого вида речевой деятельности (как и для любого человека) наиболее характерен, как правило, один из этих механизмов. Например, для говорения наиболее характерен речемоторный механизм. Материальной основой чтения является зрительный механизм, в аудировании-слуховой, в письме-двигательный. Однако в каждом из видов речевой деятельности присутствует речемоторный механизм в той или иной степени. Он может быть ярко выражен (чтение вслух), но речемоторный механизм присутствует и в чтении про себя. Это особенно важно учитывать на начальном этапе обучения, поэтому говорение и аудирование должны здесь играть большую роль. Такое обучения ИЯ называется устным опережением.

Чем младше школьники, тем большую роль в обучении играет устная речь. Чтение и письмо также положительно влияют на устную речь, обогащают ее языковую и содержательную сторону, являясь средствами обучения устной речи. Недооценка хотя бы одного из видов речевой деятельности приводит к ослаблению автоматизма, угасанию навыков, снижению общего уровня владения языком.

Давая характеристику речевой деятельности человека, психолог И. А. Зимняя выделяет ее структуру:

· Побудительно-мотивационная часть, где реализуется мотив потребность в речевой деятельности. Мотивы и потребности должны носить личностный характер.

· Ориентировочно-исследовательская часть (или аналитико-синтетическая часть) предлагает выбор и организацию средств и способов деятельности, например, отбор лексических средств, формирование мысли, внутреннее проговаривание.

· Исполнительская фаза: при говорении выражается то, что было сформулировано во внутренней речи. В чтении и аудировании делается заключение о понимании информации и ее ценности для себя.

Наряду с психофизиологическими механизмами важно представлять себе процессы порождения и восприятия речи.

Порождение высказывания тоже имеет свою структуру:

· Мотивация

· Речевое намерение (интенция)

· Внутренняя программа действий

· Реализация внутренней программы действий

Вторая сторона- это восприятие и понимание. Эти понятия неразрывно связаны. «Мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе восприятия» (Б. А. Артемов).

В отличие от порождения, восприятие строится на следующих механизмах:

· Антиципация (предвосхищение)

· Замена

· Аналогия

· Противопоставление

Природа восприятия и понимания речи по-разному трактуется в различных психолингвистических школах. Знание особенностей этих процессов позволяет правильно строить упражнения в обучении экспрессивным и рецептивным видам речевой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: