(дидактические принципы)
Любая система обучения рассматривается как информационная система. При этом она является открытой системой, т.е. на усвоение этой системы могут воздействовать разные обстоятельства. Система обучения ИЯ включает в себя материальные, абстрактные объекты, живые и неживые подсистемы.
В дидактике выявлены устойчивые закономерности, на основе которых функционирует система обучения. Наблюдая за закономерностями усвоения материала, ученые сформулировали дидактические принципы, например сознательности и активности, посильности, системности и научности, наглядности и т.д. Впервые основные дидактические принципы были сформулированы еще Я.-А. Коменским в 1657 в труде «Великая дидактика». Однако в обучении ИЯ наблюдается специфика их реализации. Сами эти принципы подверглись значительному развитию, т.к. наука не стоит на месте, кроме этого, специфика их реализации связана со спецификой ИЯ как предмета. Главное – не усвоение суммы знаний об изучаемом языке, а формирование и развитие речевых навыков и умений, пользоваться иностранным языком как средством общения.
Часто эти принципы принято рассматривать парами, как взаимодополняющие друг друга.
1. Принцип обучения и воспитания (воспитывающее обучение)
Допустимо только такое обучение ИЯ, которое обеспечивает и воспитание, и всестороннее развитие личности. Крайне существенно это для нашего предмета, т.к. он ориентирует на комплексную реализацию целей обучения. Следовать этому принципу – значит постоянно помнить об использовании таких приемов обучения, которые имели бы большой воспитательный потенциал, с другой стороны, воспитывает и тематика предмета.
|
2. Принцип научности и систематичности
Научность заключается в том, что обучение должно строиться на основе новейших достижений методики, лингвистики, теории речевой деятельности, психолингвистики, возрастной, педагогической психологии и др. областей знаний. Трудно переоценить вклад в методику ряда направлений в развитии лингвистики. Структурная лингвистика привнесла в методику моделирование фраз, грамматических структур, речевых образцов, моделирование типов диалога и монолога.
Сейчас существенную роль играет лингвистика текста как продукта речи. Психолингвистика позволяет делать выводы о процессах восприятия и порождения речи, и это же различие лежит в основе упражнений на развитие навыков устной и письменной речи и чтения и способов их контроля.
В методике существует «золотое правило» - каждому виду речевой деятельности должны соответствовать свои упражнения. Большое значение имеют с точки зрения научности данные теории общения. Она дает возможность лучше вскрыть особенности деятельности общения, ее связи с другими видами речевой деятельности (учить запрашивать информацию и правильно реагировать на нее).
Наука суггестопедия помогла реализовать интенсивные методы обучения ИЯ, т.к. открыла неизвестные до того резервные возможности личности («прародитель» внушения – врач-психиатр Г. Лозанов).
С наукой тесно связана системность (систематичность). Этот принцип уже не трактуется в школьной методике как сообщение знаний о всей системе языка от простого к сложному, т.е. от звука к тексту. Последовательность обучения немецкому языку строится на основе потребностей общения, а не только сложности материала. Последовательность овладения системой языка должна определяться значимостью ее элементов для осуществления речевого общения. (ç-Laut – труднейший звук, изучается на уроке).
|
Программа обучения НЯ в школе строится на основе обучения грамматике, но не системной нормативной, а основанной на возрастных особенностях детей и их коммуникативных потребностях. Нарушение этого принципа (учета возрастных особенностей) ведет к преобладанию знаний, теории и правил, причем игнорируется практическое использование языка (учет возрастных особенностей учащихся, их стремление установить цель и причину действия привел авторов УМК к необходимости включить оборот «um….zu + Inf.» уже во второй половине 5 класса).
Кроме того, принцип системности предусматривает постоянное установление связей между усвоенным и новым материалом, что замедляет забывание усвоенного и обеспечивает постоянную активизацию. Ее средством может быть беседа, речевая зарядка.
3. Принцип сознательности и активности
Этому принципу придается особое значение. Принцип сознательности трактуется неоднозначно. Грамматико-переводный метод предполагает, что каждое явление ИЯ должно сопоставляться с родным языком и переводиться на родной язык. Но в последнее время все больше стали учитываться процессы бессознательного, интуитивного усвоения ИЯ. На этом построены интенсивные курсы изучения ИЯ.
Различают 4 уровня осознавания (по А.А. Леонтьеву):
|
1) Актуальное осознание, т.е. если можно дать словесный отчет о выполняемом действии;
2) Уровень сознательного контроля предполагает самостоятельное исправление ошибок;
3) Уровень бессознательного контроля, когда человек не употребляет того, чего не знает хорошо, но использует другие слова и средства. Сюда входят компенсаторные средства, т.е. осмысление с помощью жестов и др.;
4) Уровень неосознанности, т.е. полная автоматизация речи.
Принцип активности занимает больше времени активной работы ученика за счет использования разных режимов или форм работы (парная, групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, взаимообучение).
Основным источником активности является мотивация и интерес к изучению предмета. Этого можно добиться с помощью активных форм обучения. Урок-путешествие, урок-экскурсия, проектное обучение, деловые игры, урок-конференция, ролевые, сюжетные игры. («В зоопарке», «Stadtrundfahrt»).
Активность и самостоятельность учащихся стимулируется тем, что они побуждаются к обобщениям, выводят правила, вовлекаются в игры, беседы. Большую роль играет здесь коммуникативность обучения, когда учащиеся приближаются в обучении ИЯ к естественным ситуациям общения. Сознательность и активность проявляются таким образом в отсутствии слепого подражания, императивного стиля учителя. Овладение ИЯ становится возможным, если каждый ученик становится субъектом обучения, т.е. активным участником общения.
4. Дифференцированный подход к обучению учащихся
Он заключается в учете разнообразных факторов, определяющих условия, ход и результаты обучения. Этот подход выражается в правильности подбора приемов, форм, методов обучения, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Эти особенности могут проявляться в специфике понимания, запоминания и усвоения иноязычного материала учащимися. Такой подход предусматривает разные по сложности задания для достижения конечных целей обучения иностранному языку в соответствии с требованиями Госстандарта (Много лексики на начальном этапе – развитие механической памяти).
В современных условиях принцип дифференцированного обучения сочетается с индивидуализацией обучения и личностно-ориентированным подходом. Он заключается в учете не столько возрастных, сколько индивидуальных особенностей учащегося, его интересов, темперамента, профессиональных склонностей и т.д. Все эти свойства отражаются в МХК (метод. хар-ке класса), разработанной Кузовлевым и Пассовым.
5. Принцип наглядности
Этот принцип является одним из важнейших дидактических принципов в обучении ИЯ, т.к. учащиеся изучают ИЯ в искусственных условиях. Принцип наглядности предполагает создание языковой среды, приближенной к естественной, воздействие на разные анализаторы. Наглядность служит опорой в понимании воспринимаемого материала. Благодаря наглядности облегчается практическое применение материала.
В современной методике и психологии ведется большая работа по исследованию проблем наглядности, выделяются различные виды слухового восприятия. Психолог Артёмов указывает, что чувственно-наглядное преподавание иностранного языка мобилизует психическую активность учащегося, вызывает интерес к занятиям ИЯ, снижает утомление, тренирует творческое воображение. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем прочнее связи, отсюда «золотое правило» - чем нагляднее восприятие, тем прочнее усвоение.
Все виды наглядности можно свести к 2 основным:
1) Языковая наглядность - (контекст, синонимы, антонимы, комментарии на ИЯ или на родном)
2) Неязыковая наглядность (экстралингвистическая) – картинки, предметы, таблицы, схемы, АВЭСО
Первый вид наглядности вытекает из конкретного контекста. Он включает в себя демонстрацию определенного языкового явления (звука, слова, грамматической структуры в речи).
Ко 2 виду наглядности относится изобразительная, предметная, действенная наглядность. В зависимости от вида анализатора различают слуховую, зрительную, двигательно-моторную, рече-моторную наглядность. Напр. рече-моторная используется с целью показать, как слово произносится, какова интонация, эмоциональное содержание, т.е. на уроке ИЯ очень важно проговаривание.
Сейчас переосмысливается понятие внутренняя наглядность. Раньше к ней относили только одноязычные средства (синонимы, толкование на ИЯ, контекст). Сейчас И.А. Зимняя считает, что это – наглядность по представлениям, например об интонации.