Мировой опыт государтсвенно-частного партнерства




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт Институт отраслевого менеджмента  
Кафедра Кафедра экономики и управления в топливно- энергетическом комплексе   энергетическом комплексе    

Выпускная квалификационная работа

Механизмы стимулирования развития Арктической зоны России с

(тема выпускной квалификационной работы)  
использованием государственно-частного партнерства на примере  
Ямало-Ненецкого автономного округа  
Направление подготовки 38.03.02   Менеджмент
(код)   (наименование)
Образовательная программа Менеджмент организаций топливно-энергетического комплекса  
(название образовательной программы)  
Обучающийся     Волкова В.О.  
(подпись)   (Фамилия и Инициалы)  
РуководительВКР     к.ф.-м.н., доцент Большакова О.И.  
(подпись)   (ученая степень, звание, Фамилия и Инициалы)  
Консультант     к.ф.-м.н., доцент Большакова О.И.  
(подпись)   (ученая степень, звание, Фамилия и Инициалы)  
Нормоконтролер     д.э.н., профессор Афанасьев В.Я.  
(подпись)   (Фамилия и Инициалы)  
             

Допустить к защите

Заведующий кафедрой     д.э.н., профессор Афанасьев В.Я.
(подпись)   (ученая степень, звание, Фамилия и Инициалы)
        «____»_______________________20___г.

 

Москва – 2018

Оглавление

 

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства и анализ мирового опыта применения. 6

1.1 Понятие и признаки государтсвенно-частного партнерства. 6

1.2 Мировой опыт государтсвенно-частного партнерства. 8

1.3 История развития и текущее состояние государственно-частного партнерства в России........................................................................................................................13

Глава 2. Риски и обоснование выбора при реализации проектов государственно-частного партнерства. 20

2.1 Теоретические аспекты рисков при государственно-частном партнерстве. 20

2.2 Виды рисков в проекте государственно-частного партнерства. 22

2.3 Минимальный гарантированный доход-механизм защиты от рисков частнойстороны: международный и российский опыт использования...................24

2.4 Обзор мирового опыта обоснования выбора ГЧП как способа реализации инфраструктурных проектов......................................................................................34

Глава 3. Анализ выбора и оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства и государственного заказа.. 45

3.1 Использование механизма ГЧП для повышения инвестиционной привлекательности региона на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. 45

3.2Обоснование эффективности применения механизма ГЧП. 51

3.3 Оценка эффективности по проекту Бованенково-Сабетта с использованием ГЧП и госзаказа. 58

Заключение. 64

Список литературы.. 66

 

 

 

Введение

В современных условиях достижение высоких и стабильных темпов развития как страны, так и ее регионов, выполнение стратегических целей государственной власти невозможно без тесного сотрудничества федеральных, региональных и муниципальных органов власти с представителями частного сектора, поэтому и усиление инвестиционного звена и связано с институтом государственно-частного партнерства(далее также ГЧП).

Проекты топливно-энергетического комплекса(далее также ТЭК) - это основа для функционирования Российской Федерации. ТЭК снабжает и удовлетворяет потребности как внутри страны, так и за ее пределами, а также примерно приходится 50% доходной части бюджета.

В проекте «Энергетической стратегии России на период до 2035 года» подчеркивается, что с помощью ГЧП планируется создать эффективный инструмент импортозамещения и межотраслевого взаимодействия, способного решить проблемы привлечения инвестиций, «формирования собственной научно-технической и промышленной базы для разработки и производства качественного энергетического оборудования и обеспечения сервиса в ключевых для устойчивого функционирования и развития ТЭК технологических областях[1].

Государственно-частное партнерство - мощнейший инструмент модернизации государственной экономики, возрастания эффективности государственных расходов через введение рыночного механизма в сферы, где большую часть ответственности несет государство.

Роль ГЧП обусловлена процессом диверсификации государственного управления, а также и кризисом и резким сокращением расходов, но при росте государственных потребностей в инфраструктурных услугах. В то же время Российская Федерация признает ГЧП, как ведущий инструмент, который поможет реализовать новую модель экономического роста России. Это находит отражениев усовершенствованииправового регулирования государственно-частного партнерства.

В свете ограниченных ресурсов российского бюджета, ГЧП один из популярных и результативных механизмов, благодаря которому возможна реализация региональных и муниципальных проектов, потому что оно расширяет возможность государства стимулировать экономическое развитие как страны в целом, так и ее отдельных регионов, а также является связующем звеном по мобилизации внебюджетных инвестиций.

Темой выпускной квалификационной работы является «Механизмы стимулирования развития Арктической зоны России с использованием государственно-частного партнерства на примере Ямало-Ненецкого автономного округа».

Актуальность данной работы заключается в том, что развитие Арктической зоны требует огромных ресурсов, инвестиций и специальных механизмов управления, которые позволят согласовывать действия всех участников, сочетать расширение инфраструктуры с обеспечением государственной безопасности.

Целью исследования является оценка влиянияпроектов ГЧП на развитиеАрктической зоны России собоснованиемспособа реализации инфраструктурных проектов путем сравнительного анализа госзаказа и государственно – частного партнерства.

В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:

· изучить и обобщить теоретические и нормативно-правовые основы государственно-частного партнерства;

· определить особенности реализации проектов при помощи механизма государственно-частного партнерства и государственногозаказа;

· оценить возможность использования государственно-частного партнерства для развития регионов нефтегазодобычи в России на примере Ямало-Ненецкого автономного округа;

· провести сравнительный анализ различных вариантов реализации проектов при помощи государственных заказа и государственно – частного партнерства на примере проекта Бованенково-Сабетта.

Исходными данными для выпускной квалификационной работы послужили нормативно-правовые акты, регулирующие различные формы государственно – частного партнерства; научные труды Центра Развития ГЧП РФ, включая совместную методику, разработанную при участии Министерства экономического развития РФ; материалы ежегодных конференций, посвященных проблематике ГЧП как в России, так и за рубежом; различные методики оценки эффективности проектов посредством госзаказа и ГЧП, а также статья, посвященная стимулированию развитию Арктической зоны при помощи ГЧП написанная в соавторстве с Большаковой О.И., включенная в материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы управления в ТЭК-2018»:Стратегия 2035.

 

Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства и анализ мирового опыта применения

1.1 Понятие и признаки государственно-частного партнерства

ГЧП - относительно новый механизм, направленный на развитие общества. Термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом английского термина «public-privatepartnership» (PPP) и давно применяется в зарубежной практике. Этот термин в большей степени соответствует принятым международным стандартам в данной области, национальной практике ведущих экономик мира[2]. Данный термин рассматривается как в широком, так и в узком смысле этого слова. В широком - любая форма взаимодействия публичного и частного лица, цель которых является решение социально-экономических задач. В узком - закрепленная в юридическом документе форма сотрудничества любого уровня публичного лица - с одной стороны, и частного инвестора - с другой, которая направлена на реализацию совместного инвестиционного проекта по объекту, который находится в сфере государственного интереса и контроля, как правило, публичная инфраструктура.

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества[3].

Таким образом, основными признаками ГЧП, определяющими его экономическое содержание являются:

 

· в соглашении участвуютчастная и публичная сторона, а их сотрудничество основывается на общем интересе;

· их взаимодействие юридически закрепляется в форме договора, в котором определены цели, задачи и принципы;

· имеется конкуренция между будущими участниками частного бизнеса за договор;

· разделяется отвественность между сторонами партнерства: частная сторона отвечает за функционирование на всех этапах проекта, а государство действует в интересах общества, т.е. определяет цели, параметры и осуществляет контроль;

· ГЧП обладает четкими и довольно длительными сроками действия, а их ограниченность вызвана тем, что объект должен быть готов в определенные сроки;

· риски, затраты, а также результаты распределяются между участниками, которые заранее прописаны и утверждены в договоре или контракте;

· ГЧП предполагает разную степень вовлеченности той или иной стороны, в зависимости от того, насколько много полномочий государство передаст частному бизнесу в соответствии с заключенным соглашением;

· ГЧП в основном реализуется в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, культуре, образовании. энергетике и т.д..

Следовательно, государство, взаимодействуя с частным бизнесом желает решить две важные цели: 1)повысить качество предоставляемых услуг за счет увеличения заинтересованности инвестора, путем делегирования полномочий; 2)снизить дефицит и нагрузку на государтсвенный бюджет.

Мировой опыт государтсвенно-частного партнерства

Мировой опыт взаимодействия государтсва и частного бизнеса насчитывает продолжительную историю. Установлено, что Франция - первая страна, которая делегировала полномочия по управлению объектом инфраструктуры.

Французский опыт в сфере партнерства государства и частного сектора признан во всем мире, поскольку в течение последних десятилетий схема делегирования управления объектами применяется для автострад и мостов, автостоянок, централизованного снабжения. Сравнительно недавно появились новые объекты, к которым эта схема также применима: кабельное и платное телевидение, и даже тюрьмы. Об успехах в области делегирования управления свидетельствуют и победы французских фирм в крупных международных тендерах в США, Англии, Германии, Латинской Америе, Юго-Восточной Азии, Австралии, странах Центральной и Восточной Европы, (например, при строительстве автодороги Будапешт-Вена) [4].

Реализация французских ГЧП проектов отличается от проектов характерных для сферы торговли, сферы услуг. В первую очередь, первоначальные инвестиции капиталоемкие и продолжительные, а также расходы превышают доходы.Но потом доходы в будущем продолжают расти. Такая схема характерна для высокоскоростных автомагистралей и железнодорожных путей. крупнейших инженерных сооружений: мостов. системы водоснабжений и т.д.

Еще одна характерная черта объектов инфраструктуры выявлена в ходе реализации французских проектов государственно-частного партнерства: такого рода проекты не всегда рентабельны. Точнее, внутренняя норма доходности многих проектов, связанных с инфраструктурой невелика, во всяком случае ниже той нормы, которую требует частный оператор. При расчете нормы внутренней рентабельности предполагается, что возможно планировать год за годом расходы и доходы, связанные с инфраструктурой. На практике хозяйственная деятельность по строительству и эксплуатации объектов характеризуется непредсказуемостью и рисками[5].

Основываясь на французском опыте, можно выделить две причины, которые объясняют высокие риски инфраструктурных проектов.

Первая причина объясняется высокой продолжительностью проектов. Проекты, которые длятся десятилетиями, склонны к рискам и непредсказуемостям. Вторая причина - участие публичного партнера, так как он влияет на законодательство, на тарифы, на ставки налогообложения и т.д..

Особенностью "французской модели" государственно-частного партнерства является ее успешная адаптация к составу участников и различным схемам реализации проектов. Это могут быть государственные структуры (как в случае с автострадами), местные власти (в проектах водоснабжения), государство и местные органы власти (как при строительстве моста в Нормандии). Партнерство может сводиться только к управлению (в процессе организации водоснабжения, городского транспорта и электросетей в Кот д'Ивуаре), только к финансированию (высокоскоростные магистрали, судоходные пути), может включать одновременно управление и финансирование (кабельное телевидение)[6].

Таким образом, французская модель обладает рядом особенностей:

· партнерство не выступает в качестве многоцелевого и безрискового механизма;

· не гарантирует согласия интересов между сторонами, даже если они прописаны в официальном документе;

· необходимы колоссальные капиталовложения с каждой стороны на длительный период.

 

В Великобритании первое зарождение механизма ГЧП относится к 90-х годам 20 века, а причиной послужило высокий дефицит Великобритании в 70-80-ее года. Правительство подвергалось жесточайшей критике за неэффективную модель государственных закупок. Например, государственные закупки в основном проводились по ценам выше рыночных, а программа по привлечению частных инвестиций основывалась на ложных данных.

Меры, которые проводило британское правительство можно разделить на три этапа: приватизация, конкурсные тендеры и частная финансовая инициатива.

Стадия приватизации началась в начале 1980-х годов, где государство отдавало права собственности в частные руки. Данный этап помог экономике Великобритании, а именно в сфере телекоммуникаций.

Конкурсные тендеры стали использоваться в конце 80-годов 20 века, как способ уменьшить государственные расходы на коммунальные услуги. Проводились конкурсы, и с компаниями, которые предлагали предоставлять более эффективную услугу, заключались договоры. Результатом было, что теперь частный сектор преобладал в общественном питании, в жилищно-коммунальном хозяйстве. В 1989 году отменились правила, которые ограничивали использование капитала для государственных нужд и для финансирования коммунальных фонд.

Начало третье этапа относится к 1992 году, когда британское правительство создало новую концепцию, которое называлось "PrivateFinanceInitiative -PFI", Частная финансовая инициатива(далее - ЧФИ). Суть состоит в том, что привлекать частную сторону для строительства крупных государственных объектов. Частная сторона осуществляет строительство за счет своих денежных средств, а компенсация от государства осуществляется от дохода от эксплуатации, либо черезсубсидии из бюджета. Как правило, в Великобритании частный инвестор организует и эксплуатирует объект, даже и нанимает персонал. С частными компаниями подписываются долгосрочные договоры на оказание услуг. ЧФИ отличается от конкурсных тендеров тем, что в тендерах ключевым критерием является цена, а инициатива ориентирована на эффективность затрат.

Правительство после успешного внедрения ЧФИ хотела использовать в отрасли здравоохранения, но в 90-х годах прошлого века данная модель стала медленно развиваться, потому что некорректно были расставлены приоритеты, а именно за короткий срок заключалось множество ненужных проектов. Но потом была создана группа и высококвалифицированных специалистов, которые помогали департаментам по вопросам ЧФИ.

В рамках частной финансовой инициативы этапы эксплуатации, реконструкции отдавались в частный сектор. А объектами были школы, больницы, тюрьмы, автомобильные и железные дороги и т.д.

На мой взгляд, "английская модель" добилась успехов благодаря:

· централизованному подходу к государственно-частному партнерству;

· определению приоритетов по проектам, что и позволило сосредоточить ресурсы на небольшом количестве проектов, но в большом по значимости;

· государство вносит корректировки в законодательство, создает и принимает новые нормативно-правовые акты, которые только и помогают решить проблемы частого сектора при эксплуатации объектов.

Успешные проекты, реализованные в рамках государственно-частного партнерства внутри страны, позволили Великобритании широко экспортировать накопленный опыт через свои специализированные организации. Согласно данным Лондонской международной финансовой службы (IFSL), занимающейся поддержкой экспорта британских финансовых услуг, проекты на основе ГЧП разрабатываются в настоящее время в 60 странах мира[7].

Количество стран, в которых развивается государственно-частное партнерство, постоянно растет.

Европейская Комиссия, где в основном финансирование основывается на ГЧП, включила ключевые проекты по созданию энергоэффективных зданий и заводов будущего. Согласно данным с 2010 по 2017 год общая сумма инвестиций по партнерству составила 7,8 млрд. евро[8].

Во многих странах Европейского Союза(далее также ЕС) были приняты меры по оказанию помощи в развитие механизма ГЧП. В Португалии и Испании приняты нормативно-правовые акты, которые облегчают реализацию проектов с государственно-частном партнерстве. Такие страны как Словакия, Чехия, Польша и Хорватия активно приступили к развитию данного механизма, потому что серьезно отстают от других стран ЕС.

В настоящее время, в Австралии концепция ГЧП включена в программу развития страны.

В развивающихся странах, Аргентина, Малайзия и другие, также создаются проекты с участием публичного и частного секторов.

На основе проведенного анализа различных моделей реализации государственно-частного партнерства, можно сделать следующие выводы:

· в одних странах акцент делаетсяна создание новых инфраструктурных объектов, а в других- на увеличение эффективности уже готовых;

· доля публичного партнера в финансировании очень маленькая, не превышает 20%;

· в странах создаются специальные центры, которые не только разрабатывают методы реализации проектов на основе государственно-частного партнерства, а также и синтезируют опыт других стран.

Таким образом, несмотря на экономические и правовые различия всех стран, в наши дни каждая страна использует огромный мировой опыт развития ГЧП.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: