Использование механизма ГЧП для повышения инвестиционной привлекательности региона на примере Ямало-Ненецкого автономного округа




Рыночная экономика способствует производству товаров, предоставлению услуг и выполнению работ высокого качества, цена на которые регулируется "невидимой рукой рынка". Конкуренция заставляет производителей повышать качество и снижать цены на свою продукцию, внедряя различные инновационные технологии в свое производство, чтобы остаться на рынке. Но есть такие сферы экономики, где отсутствие государственного регулирования и контроля порождает провалы рынка: "государственные структуры, как правило, не могут полностью отказаться от присутствия в отдельных сферах экономики и вынуждены сохранять контроль в них, оставаясь собственником имущества, либо осуществляя отдельные виды деятельности самостоятельно за счёт средств бюджетов соответствующих уровней"[24].

Развитие государственно-частного партнерства на территории каждого региона привлекает новых потенциальных инвесторов, которые помогут в создании новых объектов инфраструктуры. Поэтому правильное выявление потенциала субъекта и определение его приоритетных направлений развития поможет региону развивать различные отрасли его экономики. Например, развивая транспортную инфраструктуру, помогает для развития производственных отраслей.

В среднем «государственные» инвестиции в инфраструктуру последние годы колеблется в диапазоне 1,8‑1,9 % ВВП (среднее значение за 5 лет составляет 1,88 %). На внебюджетные — частные инвестиции и вклад местных органов власти (без учета трансфертов полученных из региональных бюджетов включенных в «государственные» инвестиции) - приходится примерно 1,38 % ВВП (рис.3.).

Рис.3. Государственные расходы на развитие объектов общественной инфраструктуры, млрд. руб. [29].

Согласно консолидированному бюджету, лидером по объему инвестиций является транспортная отрасль, а крупнейшими среди субъектов является Центральный и Северо-Западный, ну и с существенным уклоном в города федерального значения.

Частные инвестиции в инфраструктуру в течение 2012‑2017 годов в абсолютном выражении варьировались в диапазоне 1,0‑1,3 трлн. руб. в год, при этом относительно ВВП их объем снижался с 1,7‑1,8 % в 2012‑2013 годах до 1,0‑1,2 % в 2014‑2016 годах (рис.4.).

 

Рис.4.Динамика частных инфраструктурных инвестиций в России, млрд. руб. и отношение к ВВП, %[29].

Соответственно, по отношению к ВВП совокупные инвестиции в инфраструктуру начиная с 2012 года в среднем снижались на 0,2 п. п. в год.

Но государству невозможно это сделать без помощи частной стороны, так как бюджеты регионов РФ в большинстве случаев дефицитные, и поэтому у них не остается средств для инвестирования, так как выплаты из федерального бюджета составляют примерно 7 % [25], что не достаточно для единоличной реализации крупнейших проектов.

Чтобы поддержать субъекты и скорректировать динамику их долга, Министерство финансов РФ несколько лет назад начало замещать банковские кредиты более дешевыми бюджетными. Но и такой вид кредитования требует обслуживания, пусть и минимального. В 2017 году вместо кредитов регионам решили выделить дотации [26].

Дотации даются всего лишь на 1 год, а инфраструктурные проекты длятся больше, поэтому даже если проект будет осуществлен путем государственного заказа, то через год он будет заморожен. А взять кредит невозможно, так как одно из условий выделения дотаций является запрет на банковские кредиты. А кредитовать на основе будущих поступлений не станет ни один финансовый институт.

Обязательства по соглашениям на условиях ГЧП или МЧП и по концессиям на долговой нагрузке регионов чаше всего никак не отражаются. Они формируют так называемые «параллельные обязательства», которые Министерство Финансов пока не учитывает при оценке сбалансированности региональных бюджетов. Эти обязательства в российской и иностранной практике именуют ещё как «забалансовые обязательства»[27].

Точка зрения министерства оправдана, так как МГД, включенный в условия концессии, может и не наступить. А в случаи, если и придется платить, то, как показывает практика, не в полном объеме, а только часть, поэтому и она учтётся в бюджете следующего года.Например, так отражается в будущих бюджетных периодах разница между «планом» и «фактом» минимального гарантированного дохода концессионера. Только эта дельта будет учитываться в бюджет (для тех концессий, к которым это применимо) на следующий период, а не на весь плановый МГД, который, несмотря на общее заблуждение, является лишь расчетным ориентиром. При этом во многих проектах МГД и вовсе не срабатывает.

Предполагается, что российские субъекты способны справиться с «забалансовыми» обязательствами размером 300-350 млрд. руб. Учитывая, что их объём растёт не более чем на 30% в год (оценка Infra ONE), момент, когда этот долг перестанет быть незначительным, наступит примерно через пять-восемь лег. А для России в целом это и вовсе небольшие объёмы, особенно в сравнении с США и Китаем, у которых консолидированный «забаланс» превышает годовой бюджет.

Государственный заказ имеет ряд тенденций: срывы графиков финансирования, затяжной характер конкурсных процедур, а следовательно и долгие согласования. На ближайшие года ситуация в госзаказе не изменится в положительную сторону, поэтому более стабильный денежный доход сможет обеспечить механизм ГЧП, потому что именно частная сторона понесет убытки в случае заморозки проекта, а также через ГЧП будет менее рискованным не только для инвестора, но и для государства. Вопросы удорожания проектов в этих соглашениях более точно структурированы, а случаи, при которых отвечает государство или отвечает частный партнер, предметно разнесены.

В рейтинге регионов по уровню развития ГЧП на начало 2018 г. первые четыре места занимают г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область и Самарская область (рис. 5.).

рис.5. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП[29].

Расчет комплексного показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» за 2016-2017 производился по следующей формуле: Rj = (α x Lj + β x Nj +γ x Ej, где j – порядковый номер субъекта Российской Федерации; α, β, γ – значения, определяющие значимость составляющих факторов, при этом α = 0,03, β = 0,03, γ = 0,04; Lj – значение фактора «Развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства»; Nj – значение фактора «Нормативно- правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства»; Ej – значение фактора «Опыт реализации проектов государственно-частного партнерства» [28].

Таким образом, в 83 регионах реализуется хотя бы один проект ГЧП (2017 г. — в 73 регионах, рост на 14 %); в 64 регионах реализуется хотя бы один проект ГЧП регионального уровня (2017 г. — в 56 регионах, рост на 14 %); 1568,5 млрд руб. составляет объем законтрактованных частных инвестиций в проектах ГЧП в субъектах РФ (рост за год на 38 %); на 25 % до 1274,3 млрд руб. вырос за год объем законтрактованных частных инвестиций в региональных проектах ГЧП; в 2,6 раза до 294,3 млрд руб. вырос за год объем законтрактованных частных инвестиций в муниципальных проектах ГЧП; на 39 % до 1543 проектов увеличилось число концессионных проектов ГЧП в субъектах РФ (доля среди всех проектов — 79 %); в 2,5 раза до 333 проектов увеличилось число проектов в субъектах РФ (доля среди всех проектов — 17 %), которые реализуются в рамках иных организационно-правовых форм, имеющих схожие с ГЧП признаки, и которые учитывались при расчете рейтинга; во всех 85 регионах создан уполномоченный орган в сфере ГЧП; 6 регионов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Московская область, Самарская область, Тамбовская область) достигли максимально возможного балла по опыту реализации проектов ГЧП (в 2017 году — 0 регионов).

Хотелось бы отметить, что в ряду регионов, которые существенно улучшили свою позицию в 2017 г. находится Ямало-Ненецкий автономный округ, переместившийся с 40-ого места в 2016 г. на 29 место в 2017 г. Ранее для попадания региона в число лидеров по государственно-частному партнерству достаточно было создать эффективную институциональную среду и принять достаточное количество правовых актов по ГЧП-тематике, а в настоящее время даже максимальные значения по соответствующим факторам не гарантируют этого, а приоритетное значение стал играть фактор «Опыт реализации проектов» [29].

За период 2013-2017 гг. в ЯНАО были также заключены соглашения на реализацию нескольких ГЧП-проектов, что говорит о развитии этого направления:

2014 год– Комплекс работ по созданию объектов образовательных организаций (5 детских садов, 1 общеобразовательное учреждение);

– Комплекс работ по созданию объекта для размещения образовательной организации (Детский сад на 120 мест в пос. Тазовском, Тазовский район, ЯНАО);

2017 год –Концессионное соглашение на проектирование, строительство, реконструкцию и использование (эксплуатацию) аэропортового комплекса в г. Новый Уренгой [30].

Для реализации проектов на условиях ГЧП в ЯНАО важным является улучшение условий финансирования инфраструктурных проектов. В полной мере оценить экономический эффект от реализации таких проектов достаточно сложно, однако их роль для развития региона и страны в целом очевидна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: