Изучив разные модели взаимодействия государства и бизнеса в международном опыте, теперь проанализируем развитие взаимодействия публичного и частного сектора в Российской Федерации.Предположить возможность такоговзаимодействия власти и бизнеса при плановой экономике было сложно. В советском периоде руководящая партия полностью контролировала экономику, но с переходом к рыночной экономикестала вырабатываться иная стратегия - снизитьвмешательство государства в экономику. В итоге и возникли вопросы по правовому регулированию взаимоотношений публичного и частного лица.
Законодательное определение государственно-частного партнерства появилось в 2005 году в статье 212 Гражданского Кодекса, которая определила типы собственности. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности[9]. А также и в Конституции РФ положения о признании и защите форм собственности. Но ранее в 1995 году был принят Федеральный закон РФ N 225 «О соглашениях о разделе продукции». Эти соглашения можно отнести к проектам ГЧП в широкомсмысле, и они применялись к объектам недропользования.
На текущий момент законодательство о ГЧП состоит из:
· федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
· Федерального закона от 21.07.2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
· Иные региональные акты.
Также прописаны отдельные моменты в Земельном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ и др., ФЗ от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», ФЗ от 22.07.2005 N116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» и др.
|
ФЗ N 224-ФЗ на стадии обсуждения законопроекта с 2013 года пережил не один десяток редакций и ожидал увидеть свет значительно раньше, чем в 2015 году.Для правительства этот документ стал одним из козырей в выстраивании антикризисной политики, и его принятие во многом продиктовано сложившейся конъюнктурой в экономике. Сам федеральный закон получился подробным и фундаментальным. Одна из отличительных особенностей ФЗ о ГЧП состоит в том, что один из органов исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования должен быть наделен рядом полномочий по развитию сферы ГЧП на территории. Данная норма направлена, в первую очередь на формирование эффективной системы управления сферы ГЧП на территориальном уровне и формирование необходимой компетенции соответствующих органов власти [10].
Одно из требований закона является привести в соответствие региональное законодательство с нормами федеральной базы.
Также в законе установлен закрытый перечень объектов ГЧП и МЧП, то есть четко перечислены все виды объектов ГЧП: автодороги; мосты; транспорт общего пользования (кроме метрополитена); объекты ж/д и трубопроводного транспорта; морские, речные и специализированные порты; водные и воздушные суда; аэропорты; объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии; гидротехнические сооружения; объекты благоустройства территорий, а также те объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов [11].
|
Не допускается заключение соглашения в рамках ГЧП в отношении тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности, а также объектов водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП и МЧП для таких объектов является концессионные соглашения[12].
Закон дает возможность частному инвестору подавать предложения о заключении партнерства с государством на объект инфраструктура, а если будут отсутствовать другие инвесторы, то предоставляется право на заключение соглашения без проведения конкурса.
Также закон определяет необходимые элементы как для ГЧП, так и для МЧП:
· Строительство и (или) реконструкция объектов частным партнером. Полное или частичное финансирование им создания объекта
· Осуществление частным партнером эксплуатации и (или)технического обслуживания объекта.
· Возникновение у частного партнера права собственности на объект при условии обременения последнего. При этом если совокупные объемы государственных инвестиций превышает сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращения соглашения.
Соглашение о ГЧП и МЧП заключается на срок не менее трех лет.
В России частным партнером может быть только юридическое коммерческое лицо (кроме некоторых видов юридических лиц), в отличие от других стран[13].
На рис. 1 количество ГЧП проектов по годам.
Рис. 1. Количество государственно-частных проектов с 2013-по 2017 год [13].
Динамика развития рынка ГЧП имеет в основномположительную тенденцию, с 2013 года наблюдается устойчивый рост.
|
Существенное снижение количества проектов в 2017 году, но сохранение при этом того же объема «законтрактованных» инвестиционных обязательств, связано, в первую очередь, с введением региона в качестве стороны концессионного соглашения в отношении централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что уменьшило количество проектов, но привело к повышению их качества[14].
На Рис. 2 представлено распределение, и мы видим, что оно крайне неравномернопо отраслям.
Рис. 2. Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры, 2017 г. [13].
Одна из наиболее привлекательных и быстро растущих сфер является информационно-коммуникационная сфера, в которую на начало 2018 года было вложено 46,9 млрд. рублей. С 2015 года начал реализовываться ряд важных проектов, среди которых «Система взимания платы «Платон» [15] с объемом инвестиций более 29 млрд. рублей [16].
Основной формой реализации проектов ГЧП является концессия, более 2496 инфраструктурных проектов реализованы в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». А в социальной сфере: образование и медицина в основном применяются соглашения о ГЧП. Но на регионом и муниципальном уровнях реализуется ряд проектов, которые имеют некоторые сходства с ГЧП, но заключены в других организационно-правовых формах (долгосрочные инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, заключаемых в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»)[17].
Как и прежде, привлекательной для частного бизнеса является отрасль здравоохранения, так как в ней можно получить компенсацию по системе обязательного медицинского страхования, а также она активно поддерживается публичной стороной.
Всего по состоянию на начало 2018 года:
· прошли стадию коммерческого закрытия (подписания соответствующих соглашений / договоров) накопительным итогом – 2 980 проектов ГЧП;
· совокупные инвестиционные обязательства публичной и частной стороны составляют в этих проектах 2, 618 трлн. руб., из них частных - 1, 827 трлн. руб. (69%);
· на стадии принятия решения о реализации и конкурсного отбора находятся 248 инфраструктурных ГЧП-проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в размере 344,1 млрд. руб.
Также в настоящее время реализуется ряд проектов (всего 410), которые имеют схожие с ГЧП признаки, но при этом структурированы в рамках иных организационно-правовых форм, например:
· долгосрочного инвестиционного соглашения и контракта жизненного цикла, заключаемых в рамках 223-ФЗ;
· контракта жизненного цикла, в рамках 44-ФЗ;
· корпоративной формы, при использовании которой основные принципы долгосрочного партнерства зафиксированы в акционерных соглашениях или иных договорах;
· долгосрочного договора аренды публичной собственности, который подразумевает [14].
Таким образом, анализ истории развития и современного состояния подтверждает будущие перспективы развития механизма государственно-частного партнерства в России. Кроме того, следует обратить на развитие ГЧП в регионах, так как закон о ГЧП появился только в 2015 году, а регионы реализовывали проектыуже с начала 2000-х годов, основываясь на региональном законодательстве, при этом каждый регион имеет свою особенность по социально-экономическому, правовому, культурному развитию.