Зависимость российской энергетики от иностранных технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения н услуг по ряду направлений достигла критической отметки и создала угрозы энергетической безопасности России. По данным Минпромторга России, доля иностранных производителей ха российском рынке нефтегазового оборудования к 2016 году составила более 60%, а с учетом "скрытого" импорта – 80%.
С учетом сложившейся ситуации н возможных вариантов развития событий необходимо решение следующих задач в сфере импортозамещения и межотраслевого взаимодействия в части, относящейся к нефтегазосервису:
· совершенствование государственно-частного механизма импортозамещения на основе новых организационно-управленческих технологий, обеспечивающих, в том числе, углубление межотраслевого взаимодействия и оптимизацию системы отраслевых, региональных и корпоративных программ импортозамещения;
· формирование собственной научно-технической и промышленной базы для разработки н производства качественного энергетического оборудования и обеспечения сервиса в ключевых дня устойчивого функционирования х развития ТЭК технологических областях.
Среднесрочные и, особенно, долгосрочные задачи импортозамещения для своего решения потребуют разработки н внедрения новых, отечественных технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения и услуг, и уступающих зарубежным аналогам. В свою очередь, для этого необходимо обеспечить развитие инновационной деятельности практически по всем направлениям деятельности ТЭК.[10]
Российская внешняя энергетическая политика направлена на сохранение и укрепление позиций страны как одного из лидеров мирового энергического рынка. снижение рисков и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности российских компаний ТЭК. В ситуации существующих и возможных внешних вызовов Алл достижения стратегической цепи необходимости решение следующих задач в сфере международных отношений, в части, относящейся к нефтегазовому сервису.
|
· содействие диверсификации направлений и расширению товарной структуры российского энергетического экспорта, способствующих повышению конкурентоспособности н укреплению позиций российских компаний за рубежом, включая обеспечение недискриминационного и благоприятного режима деятельности отечественных энергетических и сервисных компаний (а также иностранных компаний с существенным долевым участием российских юридических лиц) на зарубежных рынках энергоресурсов, в том числе рынках конечного энергопотребления;
· формирование общих рынков энергоносителей Евразийского экономического союза (сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа н электрической энергии) с общими принципами регулирования энергетического сектора, обеспечивающими свободное движение энергоносителей, энергетических услуг и технологий, а также инвестиций в энергетический сектор, и включающими согласованную политику в области недропользования и регулирования энергетических рынков.
Решения указанных задач будет обеспечено поддержкой российских компаний в приобретении ими энергетических активов в сегменте добычи, переработки и сбыта за рубежом, содействие в защите российских инвестиций.[10]
|
По мнению участников "круглого стола", уже сейчас можно говорить о некоторых мерах, которые могли бы быть предприняты для улучшения ситуации в Российском нефтесервисе:
· Формирование конкурентных основ Отсутствие конкуренции позволяет завышать стоимость предлагаемых услуг, сужает выбор оборудования х технологий, предложения ограничены техническими возможностями небольшого числа нефтесервисных компаний. Только в условиях развитого рынка сервисных услуг появится возможность добиться значительного сокращения затрат на разведку и освоение. А это в конечном итоге приведет к росту добычи нефти и газа за счет продления жизни старых месторождений и освоения новых, в том числе трудноизвлекаемых запасов.
· Финансирование профильных НИОКР. Целесообразно шире опираться на использование производственных возможностей в интересах нефтесервиса. Так, западные нефтесервисные компании имеют глобальный характер бизнеса, который дает хм возможность в некоторых регионах даже снижать цены на свои услуги, в других повышать, поддерживая при этом средний уровень рентабельности. И причиной такого технологического разрыва между компаниями является тот факт, что мировой рынок нефтесервисных услуг находиться на стадии зрелости, а российский " лишь на стадии формирования.
Серьезную поддержку отечественное нефтегазовое машиностроение может получить от оборонно-промышленного комплекса страны. К 2020 году объемы гособоронзаказа будут снижены, высвобождающиеся производственные мощности ОПК предполагается переориентировать на выпуск гражданской высокотехнологичной продукции, в том числе в интересах российской нефтегазовой отрасли. Опыт такого сотрудничества есть, хо пока в незначительных масштабах - менее 2°/о выпускаемой предприятиями ОГIIС продукции. Диверсификация предприятий ОПК позволяет увеличивать объемы в разы.
|
· Создание системы единой базы данных нефтесервисных компаний. Они есть во многих развитых странах, так как это позволяет лучше реализовывать маркетинговую политику и находить более эффективные формы приобретения услуг на нефтесервисном рынке. Сегодня в России такие базы создаются лишь на уровне нефтяных компаний, без какогo-либо обмена информацией. И, как следствие, компании могут упускать более выгодные для себя возможности технологических решений.
В целях предотвращения зависимости от импортного оборудования Правительство Российской Федерации взяло курс на импортозамещение. Три года назад для координации работы по импортозамещению в российском нефтегазовом комплексе Минэнерго России и Минпромторг России сформировали межведомственную рабочую группу. Она занялась подготовкой предложений по снижению зависимости нефтегазового комплекса страны от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг зарубежных компаний и использования иностранного обеспечения.[10]
В помощь рабочей группе был сформирован научно-технический совет из экспертов отраслевых ассоциаций, научных учреждений и промышленных предприятий, перед которым была поставлена задача систематизировать базовые потребности отрасли в технологиях и оборудовании, изучить возможности их производства на российских предприятиях.
В марте 2015 Минпромторг России был утвержден пятилетний план мероприятий по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении, в котором сформированы конкретные задачи по снижению доли импорта по конкретной номенклатуре приоритетных для отрасли продуктов и технологий. Общий перечень состоял из 317 позиций, сгруппированных по 18 основным направлениям, включая технологии ГРП, наклонно-направленного бурения, сжижение природного шельфа и другие.
Для поддержки мероприятий по импортозамещению государство предложило бизнесу использовать широкий арсенал инструментов. Это, в частности специальные инвестиционные контракты, возмещение процентов по кредитам на инвестпроекты и техперевооружение, госгарантии по кредитам для проектов общегосударственного значения, поддержка в рамках проектного финансирования, создание и модернизации инфраструктуры индустриальных парков, субсидий на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных образцов. Всего на реализацию проекта в области импортозамещения было направлено почти 375 млрд рублей, в том числе почти 105 млрд рублей средств в виде господдержки из федерального бюджета и Фонда развития промышленности.[10]
Весьма эффективным инструментом активизации работ по импортозамещению стал институт национальных проектов. К настоящему времени этот статус, подкрепленных мерами государственной поддержки, присвоен 20 проектам, призванным решать проблему импортозамещения в отраслях ТЭК. Половина этих проектов относятся к нефтегазовой сфере.
Отбор национальных проектов осуществляется в соответствии с приветственной дорожной картой «Внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК». Статус национальных проектов Минэнерго России присваивает комплексным программам по внедрению решений высокой технологической зрелости, способным дать значительный экономический эффект, обеспечить энергобезопасности страны и снизить зависимость от иностранных технологий и оборудования.
Сейчас в результате целенаправленных усилий ситуация с замещением зарубежной промышленной продукции российской меняется к лучшему опережающими темпами. Так, к настоящему времени, по данным Минпромторга России, доля импортируемого нефтяного оборудования снизилась до 53% (контрольным ориентиром было 55 %). Предполагается, что к 2020 году потребность нефтегазовой отрасли в машиностроительном импорте уменьшится до 40%.[10]
Важно подчеркнуть, что ключевую роль в решении задач импортозамещения играют крупнейшие компании нефтегазового сектора России, позиционируя себя не только как заказчики передовых отечественных технологий и инновационного оборудования, но и как участники в создании новых производств.
ПАО «Роснефть» реализует политику импортозамещения по двум основным направлениям: импортозамещение оборудования, представленного на российском рынке, и локализация производства для реализации перспективных проектов.
За последнее время ПАО «Роснефть» заключила целый ряд важнейших соглашений в области локализации оборудования и ной продукции с ведущими мировыми компаниями, такими как GeneralElectric, Damen, Fincantieri, HyundaiHeavyIndustries. Так с GEсоздан ряд совместных предприятий, в том числе заводы по производству винто-рулевых колонок, судового электрооборудования, устьевых арматур. СП с компанией Damenориентировано проектов ледового класса на судостроительном комплексе «Звезда».
Являясь крупным заказчиком трубной продукции ПАО «Роснефть» мотивирована развивать сотрудничество с отечественными производителями.
Так, минувшим летом флагманская нефтяная компания России заключила долгосрочные контракты с Трубной металлургической компанией. В результате доля продукции ТМК в общем объеме закупаемых ПАО «Роснефтью» обсадных-компрессорных труб составит более 50%.[10]