Импортозамещение зарубежного оборудования и технологий.




 

В условиях технологических санкций, распространяющихся на российскую нефтедобычу, и угрозы их расширения в нефтегазовой отрасли диктуют государству курс на импортозамещение зарубежного оборудования и технологий, что приводит к следующим эффектам в отношении нефтегазового сервиса[10]

· Зависимость российских компаний от наличия или отсутствия в их арсенале самых передовых технологий. К сожалению, стремление к технологическому лидерству у российских сервисных подрядчиков ориентированных в большей мере на операционное зарабатывание денег, значительно слабее, чем у зарубежных конкурентов. Следует отметить также, что при производстве замещающий импорт промышленной продукции в значительной мере используются импортные материалы, комплектующие, технологии, станки, программное обеспечение. Порядка 40 % российский поставщиков продукции нефтегазового комплекса страны используют от 20 до 50 % импортных инструментов и материалов. Соответственно, решать задачи импортозамещения следует не только расширяя объемы выпускаемой продукции, но и с большей опорой на собственные возможности. Необходима принципиальная смена парадигмы развития их бизнеса от импортного оборудования и технологий у них, а значит, и у их клиентов, сохранится;

· Зарубежные нефтегазосервисныепредприятия, играющие значительную роль на российском рынке, сталкиваются с высокой неопределённостью поскольку, в отличие от замещения импортного оборудования, неясна государственная политика в отношении зарубежных нефтегазосервисных предприятий, оказывающих и использующих в том числе отечественное оборудование;

· Поскольку не всякое оборудование, подпадающее под режим санкций фактически или потенциально, на данный момент или в перспективе можно заменить на аналогичное отечественное, вероятно расширение импорта такого оборудования и технологий из стран, не вводящих санкции (в первую очередь из Китая), что в свою очередь, ставит под угрозу развитие собственных алогичных производств в длительной перспективе.

Потребность в развитии передовых отечественных технологий в сфере нефтегазового сервиса. Вероятность сохранения и расширения технологических санкций, а также необходимости разработки адаптированных к российским условиям технологий нефтегазодобычи требуют активизации поддержки отечественных передовых сервисных технологий нефтегазодобычи требуют активизации поддержки отечественных передовых сервисных технологий, одинаково это направление сталкивается со следующими проблемами:

· Ограниченные возможности для апробации новых отечественных технологий, требующий отработки на полигонах и непосредственно на месторождениях. Данный недостаток может быть частично преодолен за счет развития системы общедоступных полигонов для нефтегазового сервиса и оборудования;

· Потребность в финансировании научных центров сфере нефтегазосервиса, которая может быть удовлетворенная, в частности, за счет активизации создания венчурных фондов при нефтегазовых компаниях и повышения координации усилий научно-исследовательских организаций и предприятий сектора.

Как правило, в Российской Федерации меры государственной поддержки оказывается на этапе внедрения НИОКР, в то время как для этапа ОПИ (опытно0промышленных испытаний) государственная поддержка в России практически отсутствует. [10]

По оценке компании «VygonCynsulting» в международной практике государства прежде всего стимулируют именно ОПИ. Например, в США исследования и разработки в области нетрадиционных ресурсов практически полностью осуществлялись за счет государственного финансирования. Были введены следующие программы:

· Программа «Проекты по развитию добычи сланцевого газа на востоке страны» (EGSP) с бюджетом 185 млн. долларов США (1976-1992),

· Институт газовых исследований (GRI) с бюджетом 4 млрд. долларов США (1978-2000)

· Трастовый фонд роялти с бюджетом около 500 млн. долларов США (2005-2015)

Кроме того, для развития НИОКР и ОПИ Министерством энергетики США была создана Национальная лаборатория энергетических технологий (NEITL), которая финансирует и осуществляет управления технологическими полигонами отработки технологий. Наиболее известными являются RockyMountain. В результате применения комплекса этих стимулов полный цикл внедрения технологий добычи сланцевых УВ составил около 20 лет. Похожие полигоны развиваются так же в Канаде, Норвегии и Японии.

Представляется целесообразным рассмотрение возможность создания в России таких полигонов, но это требует существенного изменения всей системы государственного регулирования, начиная от недропользования и заканчивая разработкой соответствующего технического регламента.[10]

В настоящее время отсутствует федеральный орган исполнительной власти, который нес бы ответственность за развитие сектора, поскольку он находится на стыке компетенций Минэнерго России. Неясно также, какие именно стратегические отраслевые документы должны содержать приоритеты государственной политики в этом секторе, на данный момент нефтегазовый сервис фрагментарно рассматривается в различных документах.

Целесообразна разработка интегрированного стратегического документа по нефтегазосервисному сектору. При этом для преодоления возникших проблем требуется принятие оперативных решений со стороны государственных органов, в частности, для осуществления описанной выше деятельности по координации научно-исследовательских организаций, нефтегазовых компаний и нефтегазосервисных предприятий для оптимизации технологического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: