Глава 9. Особенности управления объектами-памятниками истории и культуры




Объекты культурного наследия

К объектам культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Памятники истории и культуры в зависимости от содержания объектов подразделяются на следующие виды:

- памятники истории - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины;

- памятники археологии - города, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

- памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы; исторические центры; кварталы, площади, улицы; остатки древних городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства; природные ландшафты;

- памятники искусства - произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, витражи, монументально-декоративного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.

Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В 1988 году Советский Союз присоединился к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, а 16 июня 1989 года вышло постановление Совета Министров № 844 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Конвенции». Одной из них было представление заявок для включения уникальных объектов в Список всемирного наследия.

Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ устанавливает:

- отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

- особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества;

- порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия;

- общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.

Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения утверждается указами Президента РФ. Признание объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры местного значения является компетенцией органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга охрана памятников истории и культуры отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.

Управление зданиями-памятниками как объектами системы управления городской недвижимостью в силу их специфики имеет свои особенности.

С введением в действие Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ продажа любого недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе и объектов культурного наследия, должна осуществляться на конкурсной основе по рыночной стоимости.

Учет особенностей объектов культурного наследия, таких как историко-культурная значимость, особая эстетическая ценность, то есть факторов нематериального характера, может увеличивать стоимость памятника по разным оценкам до 100 раз. В Италии, например, по отдельным объектам, входящим в Список всемирного культурного наследия, составленный UNESCO, увеличение стоимости доходит до 1000-кратного размера[84].

Обязательным условием приватизации памятников истории и культуры является их содержание собственниками в надлежащем порядке в соответствии с требованиями Охранного обязательства, принимаемого в целях обеспечения государственной охраны и дальнейшего сохранения их как объектов истории и культуры. Охранное обязательство содержит перечень обязательных и дополнительных мероприятий по обеспечению собственником сохранности памятника истории и культуры.

Например, купленный А. Абрамовичем особняк — Линдси-хаус — наполовину принадлежит Национальному фонду по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест, поэтому жильцы обязаны в течение нескольких дней в году разрешать желающим посещать часть дома и прилегающих территорий[85].

В Санкт-Петербурге объектами-памятниками занимается Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) – структурное подразделение Администрации Санкт-Петербурга, созданное для проведения в городе государственной политики и осуществления государственного управления в сфере охраны и использования памятников истории и культуры, а также для координации деятельности в этой сфере территориальных и иных отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга[86].

Предметами ведения КГИОП являются:

- выявление, учет, охрана, реставрация и восстановление объектов историко-культурного наследия, находящихся на территории Санкт-Петербурга;

- контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при ремонтных, строительных, дорожных и других работах;

- сбор, систематизация, изучение и хранение документов об объектах историко-культурного наследия Санкт-Петербурга;

- организация и проведение научной, исторической и художественной экспертизы объектов, представляющих историко-культурную, научную и художественную ценность;

- определение необходимости, сроков и иных условий проведения ремонта и реставрации памятников истории и культуры;

- осуществление иных функций Администрации Санкт-Петербурга в области памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.

Распоряжением Исполкома Ленсовета была создана рабочая группа, куда вошли авторитетные историки, архитекторы, реставраторы, градостроители. Итогом ее работы стало принятие концепции, предложенной ЛенНИПИгенплана: ценность Санкт-Петербурга как единой градостроительно-ландшафтной системы значительно превосходит значение ее отдельных элементов. Поэтому для включения в Список всемирного наследия был предложен обширный культурно-природный комплекс «Исторический центр Ленинграда с окрестностями». Кроме центра города, в границах объединенной охранной зоны он включает уникальные пригородные ландшафты – Неву с берегами, Ижорский уступ, высоты – Дудергофские, Колтушские, Юкковские, императорские резиденции и «малые» усадьбы, исторические центры поселений, Комаровское кладбище, исторические коммуникации, фарватеры – всего 35 компонентов. В декабре 1990 года было принято решение о включении нашего города в Список всемирного наследия с формулировкой «Исторический центр Ленинграда и прилегающие к нему комплексы памятников».

В городе на Неве около 1000 зданий и архитектурных комплексов, имеющих федеральный статус. 700 из них имеют владельцев в лице федеральных министерств и ведомств, которые отвечают за их содержание и реставрацию. Среди оставшихся 300 есть здания, находящиеся сейчас в аренде или управлении компаний и общественных организаций[87].

Нормативно-техническим документом, регулирующим строительство и реконструкцию в зонах охраны памятников в Санкт-Петербурге, являются Ведомственные строительные нормы ВСН 2-89 «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга».

В 1996 г. Министерство культуры РФ и губернатор Санкт-Петербурга подписали «Соглашение о разграничении полномочий в сфере охраны историко-культурного наследия», что позволило ряд федеральных полномочий в сфере охраны памятников, в том числе вопросов по использованию и реконструкции объектов историко-культурного наследия, регулирования застройки в исторических охранных зонах, передать городу в лице КГИОП и специально созданного для этих целей Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия.

Научный совет базируется на территории КГИОП, но является общегородским учреждением, в деятельности которого участвуют авторитетные специалисты, должностные лица, напрямую связанные с КГИОП. Научный совет имеет двойной статус, поскольку по соглашению между Администрацией Санкт-Петербурга и Министерством культуры РФ ему даны полномочия высшей комиссии Министерства культуры по вопросам охраны исторического наследия в рамках Санкт-Петербурга как субъекта Федерации.

В Научном совете состоит около 30 членов. В него входят представители Министерства культуры, историки, теоретики архитектуры, крупные архитекторы города, реставраторы, представители КГА, депутаты Законодательного Собрания. Внутри Совета существует структурное подразделение – рабочая группа по приватизации памятников истории и культуры местного значения. Она была создана для того, чтобы определять особые условия приватизации таких памятников. Кроме того, рабочая группа решает ряд вопросов о возможности изменения статуса того или иного объекта. Обычно речь идет о переводе памятников федерального значения на уровень памятников местного значения, что дает возможность его приватизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: