В соответствии с Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ предусмотрены следующие способы приватизации.
1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Аукцион является открытым по составу участников.
Задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации, но не более чем 4,5 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Минимальный размер оплаты труда (в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2004 № 198-ФЗ, Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ) (табл.10.2).
Таблица 10.2
Минимальный размер оплаты труда, руб.
Дата | В целях регулирования оплаты труда* | В иных целях** |
с 1 января 2009 года | ||
с 1 сентября 2007 года | ||
с 1 мая 2006 года | ||
с 1 сентября 2005 года по 30 апреля 2006 года | ||
с 1 января 2005 года по 31 августа 2005 года | ||
с 1 октября 2003 года | ||
с 1 мая 2002 года | ||
с 1 июля 2001 года | ||
с 1 января 2001 года по 1 июля 2001 года | ||
с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года | 83,49 |
* МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).
|
** МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется для целей:
- исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей) (ч. 1 ст. 5 указанного закона). Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ МРОТ во всех статьях КоАП заменен на рублевый эквивалент;
- выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления) (ст. 4 указанного закона);
- исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ (ч. 2 ст. 5 указанного закона).
При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, и он утрачивает право на заключение указанного договора.
Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона.
В течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона победителем заключается договор купли-продажи.
|
2. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.
Специализированный аукцион является открытым по составу участников.
Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации.
Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.
Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого составляют от 500 тыс. до 3 млн. МРОТ.
Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого составляют более чем 3 млн. установленных МРОТ.
3. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50 % уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
|
Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложит в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
Конкурс является открытым по составу участников.
Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других.
Задаток для участия в конкурсе устанавливается в размере 20 % начальной цены, указанной в информационном сообщении о проведении указанного конкурса, но не более чем 4,5 млн. установленных федеральным законом МРОТ.
Договор купли-продажи государственного или муниципального имущества должен содержать:
· условия конкурса, формы и сроки их выполнения;
· порядок подтверждения победителем конкурса выполнения условий конкурса;
· порядок осуществления контроля за выполнением победителя конкурса условий конкурса;
· ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи: неустойки за невыполнение победителем конкурса условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения, в размере цены государственного или муниципального имущества; иные определяемые по соглашению сторон условия.
Срок выполнения условий конкурса не может превышать 1 год.
Условия конкурса могут предусматривать:
· сохранение определенного числа рабочих мест;
· переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
· ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социального, культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
· проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.
Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их выполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки, с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
4. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.
Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории РФ, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.
5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.
С помощью этого способа будет достигнута активизация фондового рынка в ходе приватизации принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ путем вовлечения в хозяйственный оборот акций привлекательных для инвесторов предприятий.
6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой.
При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество (цена отсечения).
При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.
Нормативная цена имущества составляет 50 % начальной цены несостоявшегося аукциона.
При отсутствии в установленный срок заявки на покупку имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до цены отсечения.
Прием заявок на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения начинается с даты, объявленной в информационном сообщении.
После регистрации первой заявки прием заявок прекращается. Зарегистрированная заявка является принятием предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи имущества по цене предложения. Договор купли-продажи указанного имущества заключается в день регистрации заявки.
7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
Продажа имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При этом нормативная цена не определяется.
В случае поступления одинаковых предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за имущество наибольшую цену.
В случае поступления нескольких одинаковых предложений по цене покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других.
8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
По решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.
Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
· при учреждении открытых акционерных обществ;
· в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.
Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
· открытое акционерное общество приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав);
· дополнительные акции, в оплату которых вносятся исключительные права, являются обыкновенными акциями;
· оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
9. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.
Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.
Договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления.
Сведения о количестве (доле в уставном капитале) и цене продажи акций открытого акционерного общества, которые подлежат продаже по результатам доверительного управления, публикуются в соответствующем информационном сообщении о проведении конкурса по передаче акций указанного акционерного общества в доверительное управление.
В указанном информационном сообщении публикуются сведения об открытом акционерном обществе, а также о количестве передаваемых в доверительное управления акций и об их доле в уставном капитале открытого акционерного общества, об условиях доверительного управления и о сроке, на который заключается договор доверительного управления (не более чем на 3 года).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества.
Продажа имущественного комплекса унитарного предприятия
Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке и способами, которые были рассмотрены выше, с учетом некоторых особенностей.
Состав подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии с законом и отражается в передаточном акте.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, a также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия – сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
Стоимость земельных участков принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельных участков в поселениях с численностью населения свыше 500 тысяч человек или трехкратному размеру ставки земельного налога в остальных случаях.
Правительством Российской Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.
Право собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия переходит к покупателю при условии погашения задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан.
Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества - минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, имеющим преимущественное право на приобретение указанного имущества (субъекты малого и среднего бизнеса) при получении согласия собственника на отчуждение этого имущества [99].
Отчуждение земельных участков
Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки. Земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок не более чем 49 лет.
При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
До установления цены выкупа земельных участков субъектами РФ цена соответствующих земельных участков определяется, исходя из минимальных размеров в поселениях с численностью населения[100]:
свыше 3 миллионов человек в размере от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от 5- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от 3- до 10-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; водоохранного и санитарно-защитного назначения;
общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Особенности приватизации объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранное обязательство). Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
Особенности создания открытого акционерного общества (ОАО) путем преобразования унитарного предприятия
ОАО, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.
До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ОАО, назначается его директором.
Особенности правового положения ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции")
В целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать решения об использовании специального права на участие в управлении ОАО ("золотая акция"). Решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении ОАО из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.
Правительство РФ или органы государственной власти субъектов РФ назначают представителя в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию ОАО. Представители государства участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
о внесении изменений и дополнений в устав ОАО или об утверждении устава ОАО в новой редакции;
о реорганизации ОАО;
о ликвидации ОАО;
об изменении уставного капитала ОАО;
о совершении ОАО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Специальное право ("золотая акция") используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 % акций соответствующего ОАО.
Решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.
В случае, если в государственной или муниципальной собственности находится 100 % акций открытого акционерного общества, полномочия высшего органа управления общества - общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акций. Предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.
При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации ОАО, предоставляющих более чем 25 % голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования. Это обеспечивается внесением в уставный капитал указанного ОАО государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций.
При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации ОАО, предоставляющих более чем 25 %, но не более чем 50 % голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала ОАО путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25 % голосов плюс одна голосующая акция.
При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации ОАО, предоставляющих более чем 50 % голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала ОАО путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 % голосов плюс одна голосующая акция.