Понятие, цели и этапы приватизации




 

Приватизация – специальное основание прекращения права государственной или муниципальной собственности, наступающее по решению собственника о возмездной передаче принадлежащего ему имущества в собственность физических и юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом[88].

Мировая практика свидетельствует, что в современную эпоху эффективность экономики в меньшей степени зависит от формы собственности и в большей – от качества управления. Еще Генри Форд подчеркивал, что производительность труда не зависит от форм собственности, а зависит от организации производства. Вместо этого в основу процесса приватизации в России было положено утверждение о недопустимости прямого участия государства в хозяйственной деятельности.

Напервом этапе приватизации (1992-1994 гг.), величина уставного капитала устанавливалась на основе балансовой стоимости основных средств по состоянию на 1 июля 1992 г[89]. Но поскольку, величина уставного капитала приватизируемых предприятий определялась без учета переоценки основных фондов, проведенных в 1992 и 1994 годах[90], то уместнее говорить, что величина уставного капитала устанавливалась на основе балансовой стоимости основных фондов по состоянию на 1 января 1991 года, с учетом дооценки основных фондов, по отношению к 1984 году. Например, стоимость основных фондов (с учетом износа) РАО “ГАЗПРОМ” была определена в 237 млн. рублей, АО “Магнитогорский металлургический комбинат”, составила 48,3 млн. руб. (здесь и далее - деноминированный рубль), АО “Красноярский алюминиевый завод” - 25,1 млн. руб.[91]

В соответствии с реальной целью приватизации на ее первом этапе гражданам РФ были выданы приватизационные чеки, так называемые ваучеры, имеющие смысл свидетельства прав собственности. По действующему положению их надо было обменять на акции предприятий или вложить в чековые инвестиционные фонды до 1 июля 1994 г. Акции приватизированных предприятий были недооценены в десятки, а иногда и в сотни раз. Ведь балансовая стоимость основного капитала была прочно заперта номиналом ваучера в пределах 10 тыс. рублей при имевшей место в то время гиперинфляции.

В июне 1992 г. были провозглашены основные цели программы приватизации в России:

· повышение эффективности деятельности предприятий и организаций путем приватизации;

· создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

· привлечение иностранных инвестиций для модернизации промышленности и строительного комплекса;

· социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

· содействие процессу стабилизации финансового положения в стране.

Однако ни одна из формально провозглашенных целей приватизации, связанных с перестройкой экономики России, не достигнута. Реальной целью приватизации явилось временное массовое перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов в расчете на последующие трансакции в пользу действительно эффективных собственников.

По результатам первого этапа разгосударствления подавляющее большинство приватизируемых предприятий перешло в руки их трудовых коллективов и чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), заинтересованных не в развитии производства, а в получении сиюминутных выгод. Приобретение крупных пакетов акций осуществлялось и с целью их последующей перепродажи для получения разницы между реальной стоимостью акции и стоимостью, определенной в ходе акционирования. При этом предприятие не только не получает эффективного собственника, но сталкивается с оттоком инвестиций – средства направляются на выкуп акций в пользу администрации.

Быстрый передел собственности преследует не столько экономические, сколько политические цели. Рядовые акционеры не стали, да и не могли стать реальными собственниками.

Собственность на акции реализуется тремя путями:

1) участием в управлении АО;

2) получением дивидендов;

3) продажей акций.

Участие в управлении АО для рядовых держателей акций нереально, ибо для управления необходим если не контрольный, то крупный (не менее 10 %) пакет акций. Получение дивидендов при экономическом спаде, неплатежах весьма проблематично, а продажа акции выше номинала при стагфляции для подавляющего большинства акционеров просто убыточна.

Российская модель приватизации не содействовала усилению социальной защищенности и развитию объектов инфраструктуры, а скорее привела к их разрушению. Незащищенности населения способствуют банкротство и ликвидация предприятий.

26 декабря 1991 года вышел указ Президента Российской Фе­дерации «Об ускорении привати­зации государственных и муници­пальных предприятий», утверж­давший первую программу при­ватизации.

Программа приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в России на 1992 год предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммер­ческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

В качестве основного инстру­мента приватизации на ее первом этапе были использованы прива­тизационные чеки.

К середине 1994 года в ходе че­ковой приватизации большая часть объектов малой приватиза­ции была передана в частные руки. На базе средних, мелких и крупных государственных пред­приятий были созданы ак­ционерные общества.

Чековая приватизация ликвидировала монополию госсоб­ственности в народном хозяйстве и позволила внедрить основы рыночной эко­номики многоукладного типа.

В этот период также была создана достаточно мощная, хотя и переходная, система инсти­туциональных инвесторов в виде чековых инвестиционных фондов.

Этот этап положил начало привлечению в российс­кую экономику иностранных ин­вестиций и вхождению отечественной экономики в сложившуюся систему мировых хозяйственных связей.

На втором этапе приватизации (1995-97гг.) величина уставного капитала устанавливалась по данным баланса на 1 января 1994 г.[92], с учетом переоценки по состоянию на 1.07.92 г.[93] Результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1.01.94 г. в расчет величины уставного капитала не принималась[94], а начальная цена продажи предприятий устанавливалась в пределах не ниже 70% и не более 2- х кратной величины уставного капитала[95].

Например, Химкинское НПО «Энергомаш» оценили в 1,8 млн. долл., в то время как его реальная цена составляла минимум 150 млн. Так приватизировалось 277 из 606 учреждений оборонной науки и многие предприятия ВПК[96].

Задачей второго этапа приватиза­ции – денежного – стала пере­дача прав собственности на при­ватизируемое государственное имущество в руки собствен­ников. Денежная приватиза­ция позволила вывести значитель­ную часть государственного имущества из-под директивного управ­ления государством и вовлечь его в рыночный оборот. Кроме того, в ходе денежной приватизации сформировались основы рынка не­движимости, в том числе рынка земли под объектами приватиза­ции.

На­чиная с 1998 года, в России на­блюдается замедление темпов при­ватизации, что свидетельствует о завершении процесса массовой приватизации.

Третий этап. В 1998 году произошла смена приоритетов приватизации. В результате была разработана новая модель приватизации в России, целью которой стало кардинальное повышение эффек­тивности функционирования рос­сийских предприятий и народно­хозяйственного комплекса в целом, путем создания широкого слоя эффективных собственников, активного привлечения инвести­ций в реальный сектор российской экономики, восстановления функ­ционирования фондового рынка, оптимизации структуры государственной собственности.

Подход к приватизации пред­приятий теперь стал дифференцированным и зависящим от их лик­видности. И, как следствие, приватизация является, в первую очередь, инстру­ментом реализации структурной политики и развития экономики страны.

В декабре 2001 года в Российской Федерации был принят новый Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В действующей сегодня Программе приватизации указаны основные направления и задачи приватизации в 2008-2010 годах, в том числе:

- приватизация федерального имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации;

- дальнейшее сокращение числа федеральных государственных унитарных предприятий;

- формирование доходов федерального бюджета.

В 2009-2010 годах к приватизации будут предложены все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций РФ, а также акции открытых акционерных обществ, созданных при акционировании указанных федеральных государственных унитарных предприятий.

Одной из форм преобразования ГУП выступает создание государственной корпорации.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по ее обязательствам, если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Особенности правового положения устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица введена ФЗ "О внесении дополнения в ФЗ "О некоммерческих организациях" от 8 июля 1999 г.

В последние годы созданы государственные корпорации в форме интегрированных структур (включающих ОАО и ФГУП) (табл.10.1.).

Таблица 10.1

Государственные корпорации в форме интегрированных структур

№ п/п Наименование интегрированной структуры Условия приватизации
ОАО ФГУП
  ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»    
  ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс»    
  ОАО «Российские железные дороги»   -
  ОАО «Концерн «Авионика»   -
  ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»    
  ОАО «Государственная акционерная компания «Оборонпромкомплекс»   -
  ОАО «Гранит - Электрон»   -
  ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей»,    
  ОАО «Концерн «Моринформсистема – Агат»    
  ОАО «Зарубежнефть»   -
  ОАО «Концерн Созвездие»    
  ОАО «ЭйрЮнион»   -
  ОАО «Современный коммерческий флот»   -
  ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор»    
  ОАО «Корпорация «Росхимзащита» -  
  ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» -  
  ОАО «Информационные спутниковые системы» -  
  ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» -  
  ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» -  
  ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» -  
  ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»    
  Государственная корпорация «Ростехнологии» -  
  ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» -  
  ОАО «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» -  
  ОАО «Концерн «Научно-производственное объединение «АВРОРА» -  
  ОАО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» - -
  ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»   -
  ОАО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения»    
  ОАО «Концерн «Океанприбор» - -

Источник: Отчет ФАУГИ о приватизации федерального имущества в 2007 г. www.rosim.ru

 

Длительность процедур формирования таких интегрированных структур связана с необходимостью инвентаризации имущества ФГУП, формирования земельных участков, постановки недвижимого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество и земельные участки, а также с нехваткой денежных средств предприятий для оплаты всех соответствующих расходов. Для ускорения приватизации ГУП необходимо:

- проведение инвентаризации объектов недвижимого имущества унитарных предприятий, подлежащих приватизации;

- проведения инвентаризации прав унитарных предприятий на результаты научно-технической технической деятельности;

- проведение расчета стоимости земельных участков, включаемых в состав подлежащих приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, в связи с внесением изменений в пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

В процессе исполнения Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2009-2011 годы Минэкономразвития России планирует достичь следующих ориентиров:

1. Преобразование более 3000 ФГУП, в отношении которых отсутствуют законодательно установленные ограничения на приватизацию, в акционерные общества, казенные предприятия, учреждения, автономные учреждения (в случае внесения соответствующих изменений в законодательство), а также их реорганизация и ликвидация

2. Завершение приватизации федерального имущества, за исключением имущества, необходимого для выполнения государственных функций и полномочий, прежде всего миноритарных пакетов акций, которые не позволяют Российской Федерации как акционеру проводить активную политику в обществах (количество пакетов акций с долей РФ менее контрольной (50% + 1 акция) - более 1400 пакетов, из них с долей менее блокирующего пакета (25% + 1 акция) – более 700 пакетов)

3. При условии сокращения Перечня стратегических предприятий и акционерных обществ[97], снятии ограничений на приватизацию федерального имущества - принятие решений об акционировании стратегических ФГУП.

Если все планы реализуются, дополнительные доходы государства от приватизации в 2012-2016 годах составят 6 трлн руб. Это в три раза выше прошлых оценок: 280-300 млрд рублей в 2012 году, до 1 трлн рублей – на три года, до 1,8 трлн рублей – до 2015 года.

Государство до 2017 года планирует полностью выйти из капиталов крупнейших компаний, в том числе ВТБ, «Роснефти» и «ИнтерРАО».

Предполагается полная продажа к 2017 году госдолей в банке ВТБ (сейчас у государства 75,5%), «Роснефти» (75,16%), «ИнтерРАО» (14,79%), «РусГидро» (около 60%), «Алросы» (50,93% у РФ, 32% – у Якутии).

Также правительство планирует полностью продать 100% «Совкомфлота», аэропорта «Шереметьево», «Зарубежнефти», ОЗК, «Россельхозбанка» и «Росагролизинга».

Планируется начать приватизацию «РусГидро» и «Роснефти» с 2012 года и оставить у государства «золотую» акцию в этих компаниях, а также в «Зарубежнефти», ОЗК и «Алроса». Также государство собирается продать свои 51,17% в «Аэрофлоте», но указывает на возможность дальнейшего косвенного участия в капитале перевозчика через государственный Пенсионный фонд. Правительство также предлагает снизить госдоли до 50% плюс одна акция в Объединенной авиастроительной корпорации (сейчас владеет 83%) и Объединенной судостроительной корпорации (100%) к 2017 году.

Кроме того, государство собирается снизить свою долю до 75% плюс одна акция в «Уралвагонзаводе» (сейчас владеет 100%), ФСК (79,11%), РЖД (100%) и «Транснефти» (78,1%). Акции последней могут быть проданы, начиная с 2012 года. На этот же год запланирована продажа 10% госкорпорации «Роснано»[98].

 

Стратегические предприятия - федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. В настоящий момент таких ФГУП насчитывается 514.

Стратегические акционерные общества - открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. В настоящий момент таких ОАО насчитывается 549.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: