Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами исполнительной власти и органами местного самоуправления соответственно[59]. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается:
- в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
- в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов РФ;
- в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
При этом установлено, что указанная цена земельных участков не должна превышать их кадастровую стоимость, а до установления Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
При этом установлено, что переоформить право ПБП земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейныe объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность, юридические лица могут до 1 января 2015 года. Предполагается, что до 2015 года будет решен вопрос о возможности переоформления права ПБП земельными участками, на которых расположены линейные объекты на условиях сервитута (в настоящее время такая возможность законодательством не установлена), что значительно снизит издержки на переоформление права ПБП соответствующих юридических лиц.
|
В соответствии с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2013 года вступит в силу статья 7.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающая административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей за нарушение юридическими лицами установленных земельным законодательством сроков и порядка приобретения или переоформления права ПБП земельными участками на право их аренды.
Размер арендной платы при переоформлении юридическими лицами права ПБП земельными участками
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления[60].
Также, установлено, что порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (та же особенность, что и при определении цены продажи после 1 января 2012 года).
При переоформлении юридическими лицами права ПБП земельными участками размер арендной платы на год устанавливается:
- в пределах 2 % от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- в пределах 0,3 % от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
|
- в пределах 1,5 % от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Необходимо подчеркнуть, что установленные правила определения размера арендной платы относятся только к случаям переоформления юридическими лицами права ПБП земельными участками на право их аренды.
В остальных случаях арендная плата может определяться тремя способами:
1) по ставкам, указанным оценщиком в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка с учетом того, что такой участок не может быть отчужден на открытом рынке недвижимости как свободный, а также может быть предоставлен в аренду только собственнику расположенного на нем здания, строения, сооружения. При этом указанное обстоятельство должно быть отражено в техническом задании на оценку для целей передачи в аренду;
2) исходя из ставок, установленных нормативными правовыми актами (например для РЖД, комплексной застройки);
3) по результатам торгов.
Процесс разграничения государственной собственности на землю существенно ускорился в результате принятия федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ[61].
Ключевым изменением стало принципиальное разделение земельных участков, находящихся в государственной собственности, на две группы:
Группа 1 - земельные участки, которые в целях разграничения государственной собственности на землю отнесены к соответствующему уровню публичной собственности - собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.
|
При этом распоряжение такими земельными участками, если иное не предусмотрено федеральным законом, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Таким образом, для получения возможности распоряжаться указанными земельными участками остается только осуществить государственную регистрацию права собственности на них.
Группа 2 - земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. К таким земельным участкам, в частности, относятся земельные участки под объектами недвижимости, находящимися в частной собственности (в том числе приватизированными), и земли, права на которые подлежат переоформлению. В связи с тем, что такие земельные участки в большинстве случаев подлежат продаже в частную собственность, разграничение государственной собственности на такие земельные участки являлось нецелесообразным.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в большинстве случаев органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, причем для этого не требуется государственная регистрация права собственности на такие земельные участки.
В целях разграничения государственной собственности на землю(в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 91-ФЗ):
1. К федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. К собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
3. К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
Распределение доходов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
Стимулировать органы власти муниципальных образований к активизации и завершению процесса переоформления прав на земельные участки призван Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ[62], согласно которому в пользу бюджетов муниципальных образований осуществляется распределение доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ, полученных от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В частности, в Бюджетном кодексе РФ на постоянной основе закреплены единые правила и нормативы распределения доходов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, независимо оттого, предоставляется земельный участок в аренду или продается в собственность, предназначен для жилой застройки или иного использования.
В отношении земель, отнесенных в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, 100 % средств от распоряжения соответствующими земельными участками зачисляются в соответствующие бюджеты.
Норматив распределения доходов от арендной платы и от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:
1. В границах городского округа:
- в бюджеты субъектов РФ - 20 %
- в бюджеты городских округов - 80 %
2. В границах поселений:
- в бюджеты муниципальных районов - 50 %
- в бюджеты поселений - 50 %
З. На межселенных территориях:
- в бюджеты муниципальных районов - 100 %
4. В городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге (являются субъектами РФ):
- в бюджеты этих городов - 100 %, если их законами (как субъектов РФ) не установлено иное.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность.