Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть переоформлены гражданами - субъектами данных прав либо на право собственности, либо на право аренды. Принятие Закона о "дачной амнистии" (Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества") было вызвано тем, что значительная часть объектов недвижимости (в том числе земельных участков), используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов либо их несоответствия требованиям действующего законодательства.
Закон о "дачной амнистии" установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.
1 процедура - заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю, то есть:
- либо документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права ("неопределенное" право).
Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
|
2 процедура - разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
|
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
В течение двух недель после подачи необходимых документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления такого земельного участка, должен принять решение о предоставлении участка в собственность. С этим решением нужно затем обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок.
3 процедура - возможность бесплатного приобретения в собственность садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Закон о "дачной амнистии" отнес земельные участки общего пользования в состав имущества общего пользования, предназначенного для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.
Закон о "дачной амнистии" вступил в силу 1 сентября 2006 года. Впоследствии упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
|
114. Образование земельных участков. ст 11.2-11.7
ФЗ № 141 от 22 ил. 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений в ЗК РФ» введена глава 1.1 – Земельные участки, которая содержит понятие земельного участка и устанавливает способы и условия образования земельных участков. Образование земельных участков осуществляется на основании волеизъявления след.лиц:
А) в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на основании решение органов гос. власти и ОМСУ кроме случаев: раздел земельных участков садоводческих, огороднических или дачных некоммерч. Объединений граждан; земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения; в отношении земельных участков предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образование земельных участков, в отношении которых в соответствии с градостроительным кодексом принято решение о развитии застроенной территории.
Б) землевладельцами, землепользователями и арендаторами
В) несколькими собственниками при образовании земельного участка из земель частной собственности, кроме случаев выдела доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения.
Г) лицом с которым заключен договор о застройке при развитии территории.
Образование земельных участков из участков государственной или муниципальной собственности допускается при письменном согласии землевладельцев, землепользователей, арендаторов исходных участков. Не требуется согласие государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и при наличии судебного решения.
Соглашение о разделе, объединении, перераспределении или выделе земельных участков является гражданско-правовой сделкой. Сделка является для государственной регистрации прав на землю. Отсутствие государственной регистрации прав на исходный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование исходных участков.
ЗК РФ устанавливает 4 способа образования земельных участков: раздел, объединение, -перераспределение, -выдел земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниц. Собственности.
Законодательством установлены требования к образуемым зем. участкам: их границы не должны пересекать гр-цы населенных пунктов мун.образований; не допускается выдел земельных участков, если обременение и выдел на них не позволяют использовать земли в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию изломанности границ чересполосице и др препятствиям рац. использования
Способы образования земельных участков.
1. раздел земельного участка. При разделе образуется несколько участков, а исходный участок прекращает свое существование.
Исходный участок остается измененным в след. Искл. Сл-ях:
-в случае раздела земельного уч-ка предоставленного гражданам и их объединениям для садоводства, огородничества и дачного строительства, образованные участки относятся к имуществу общего пользования. Исходный участок остается в государственной или муниципальной собственности;
-иные случаи, установленные законом. Раздел земель ООПТ либо земель обороны.
При разделе участка, находящегося в общей собственности, участники сохраняют это право в прежнем объеме или долях в отношении новых земельных участков.
Раздел участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется в соответствии с проектом межевании территории лицом с которым заключен договор аренды земельного участка для указанных целей.
2. Выдел земельного участка. Осуществляется в случае выдела доли из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе образуется 1 или несколько участков, а исходный сохраняется в измененных границах. При выделе у инициатора возникает право собственности на образованный земельный участок, при этом он утрачивает право на исходный участок. У оставшихся участников долевой собственности право сохраняется с учетом изменившегося размера долей. Федеральными законами установлены особенности выдела земельных участков: при выходе члена КФХ из хоз-ва;в отношении земель с/х назн-я.
Участникам предоставляется преимущественное право выкупа доли.
3. Объединение смежных земельных участков. При объединении образуется 1 участок, существование смежных земельных участков прекращается. Если собственником смежных участков было 1 лицо, у него возникает право собственности на образованный участок. Если собственниками были разные лица, то у них возникает право общей собственности на новый участок. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, кроме случаев, когда владельцем исходных участков являлось 1 лицо. Закон допускает объединение земельного участка, обремененного залогом с земельным участком свободным от прав 3 их лиц. При этом право залога распространяется на весь образуемый участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
4. При перераспределении земельных участков в ч.с. у лиц возникает право собственности на образуемые участки в соответствии с соглашением между ними. При перераспределении участков государственной или муниципальной собственности между публичными образованиями или ФЛ или ЮЛ, основание является соглашение собственников и исполнительных органов государственной власти и МСУ. При этом случаями перераспределения в пользу частных лиц является: -образование земельных участков для размещения объектов капитального строительства при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд; включение участка в проект о развитии и застройке территорий.
115. Требования к образуемым и измененным земельным участкам. Статья 11.9
1 Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
1. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
2. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
3. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
4. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
116. Условия и порядок отказа от земельного участка. ст 53.
Регламентирована ст. 53 ЗК РФ.
Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (из ст. 29 ЗК РФ).
К заявлению об отказе прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина).
К заявлениям юридических лиц (государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления) и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Необходимо приложить следующие документы:
• копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
• кадастровый паспорт земельного участка;
• документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
Решение принимается в месячный срок со дня получения заявления.
Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
_______________________________________________________________________________________
119.законы и подзаконные нпа
Законы как источники земельного права, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием, состоящих из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума).
Основополагающим законом является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.06 г. № 154-ФЗ), представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране.
Необходимо также отметить, что помимо Земельного кодекса в настоящее время действует Федеральный закон от 25.10.01 г. № 137-ФЗ (в ред. ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащий ряд важнейших положений в области регулирования земельных отношений.
Кроме Земельного кодекса РФ, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений.
Таков, например, Федеральный закон от 11.06.03 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятие которого явилось важнейшим шагом на пути совершенствования правового регулирования отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, которых насчитывается в настоящее время около 265 тысяч. Закон содержит ряд специальных норм об организации крестьянских хозяйств, правовом режиме имущества и порядке деятельности хозяйства.
Правовые основы регулирования такой специфической области земельных отношений, как мелиорация земель, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, права и обязанности граждан и юридических лиц в данной сфере установлены Федеральным законом от 10.01.96 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».
Огромное значение для граждан имеет Федеральный закон от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан », который подробно регулирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; отражает особенности приватизации и оборота таких участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Заметим, что ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства является наиболее массовой сферой индивидуальной деятельности граждан - в 1998 году в России почти 70 млн. граждан занималось данным видом деятельности.
И так далее. Сейчас я просто перечислю основыне законы, мб к экзамену какие-нибудь запомнятся.
1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 г. № 190-ФЗ,
2. Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре
3. Федеральный закон от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве »
4. Федеральный закон от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
• Федеральным законом от 07.07.03 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
• Федеральный закон от 21.12.04 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»,
Можно еще перечислять, но я думаю хватит, но не забываем про Лесной, водный и иные кодексы.
Основной формой президентского акта - источника земельного права является указ Президента России. Указы Президента РФ играли важную роль в регулировании земельных отношений в период с 1992 по 2001 годы, когда было принято около пятнадцати основополагающих указов Президента РФ в данной области.
В их числе Указ Президента РФ от 27.12.93 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России », в котором было констатировано, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости, а также закреплялось положение, согласно которому граждане и юридические лица-собственники земельных участков получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или часть его в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями, т.е. практически были сняты правовые ограничения в распоряжении земельной собственностью.
Начиная с 2002 года указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения, принимаются редко и касаются, как правило, признания утратившими силу принятых ранее указов либо внесения в них изменений. Примером такого указа является Указ Президента РФ от 25.02.03 г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ». В случае противоречия Земельного кодекса РФ или иного федерального закона и указа Президента РФ, принятого после 30.10.01 г., действуют нормы федеральных законов. Действующие указы Президента РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ, т.е. до 30.10.01 г., и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.
В пределах своих полномочий Правительство РФ достаточно активно в последнее время участвует в регулировании земельных отношений - приняты постановления Правительства РФ по многим вопросам, отнесенным ЗК РФ к его компетенции.
К ним относится, например, постановление Правительства РФ от 19.11.02 г. № 833 «О государственном земельном контроле», устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
120: Законы и подзаконные акты субъектов РФ как источники права.
В настоящее время субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать собственные законодательные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Субъекты Федерации на основании ст.10 Земельного кодекса, наделены полномочиями:
1. по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
2. по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
3. по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать Закон Свердловской области "О регулировании земельных отношений" от 6 декабря 1995г.; Закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений" от 25 мая 1995г. Естественно, многие положения в этих законах утратили силу, но все таки существуют маленькие части этих законов, которые еще действуют.
121: Нормативные акты органов МСУ как источники ЗП.
Статья 12 Конституции РФ содержит принципиальные положения о том, что в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий и органы которого не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления могут конкретизировать нормы, предусмотренные актами всех указанных уровней, при условии, что нормативно-правовой акт органа местного самоуправления принимается уполномоченным на то органом местного самоуправления и в рамках установленной для него компетенции.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления соответствующих материальных и финансовых средств.
В частности, согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения, и др.
Согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ. В случае противоречия норм, содержащихся в актах органов местного самоуправления, нормативным правовым актам РФ или субъектов РФ действуют нормы, установленные актами РФ и субъектов РФ.
К компетенции органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений Земельным кодексом РФ, в частности, отнесено принятие правил землепользования и застройки территорий поселений, регулирование использования и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также установление:
- публичных сервитутов - права ограниченного пользования земельными участками в интересах местного самоуправления или местного населения;
- особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей;
- предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
- максимальных размеров участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
- процедур и критериев предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
- порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
122: Постановления КС РФ, Пленума ВС РФ и ВАС РФ и их роль в регулировании земельных отношений.
Вообще стандартный вопрос, по нему тоже много не выйдет, я кину основное, а воды можно сверху дофига налить. Мол сказать у нас не прецедентная система, но эти суды мы обойти не можем и тд.
В применении земельного законодательства велика роль судебной практики. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Правоприменительная функция осуществляется судами в процессе рассмотрения споров, которые возбуждаются по искам заинтересованных лиц. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров — это практика деятельности судебных органов.
Судебная практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Примером тому может служить постановление № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» (в ред. от 21 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.)*.
Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны соответственно для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Они не являются источниками права. При достаточном распространении судебная практика является основанием для ее обобщения законодателем и издания соответствующей правовой нормы, восполняющей пробел в законодательстве.
На развитие земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах большое влияние оказывают постановления Конституционного Суда РФ. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»* был разрешен вопрос о федеральной собственности на лесной фонд и земли этого фонда. 8 октября 1997 г. было принято постановление Конституционного Суда РФ № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году»*.