Постановление Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации"
Субъект: уполномоченный государственный орган исполнительной власти: разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
ОМСУ. Полномочия:
- установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований,
- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель,
1) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Изменение целевого назначения земельных участков в составе земель населенного пункта осуществляется путем изменения гранци НП (включение или исключение земельных участков из состава земель НП), является их переводом в другую категорию. В соответствии со ст4 ФЗ ” о вред в действие град строит кодекса” данное действие относится к компетенции органа гос власти субъекта РФ, при этом не имеет значения в чьей собственности находятся ЗУ. Исключением является перевод лесных участков (по решению правительства по согласованию с рослесхозом.).
95. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель населенных пунктов.
ЗК РФ (относит земли населенных пунктов к отдельной категории земель, устанавливает основы их правового режима и т.д.)
ГРК РФ (регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (градостроительные отношения).
|
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (устанавливает особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов).
Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" ( Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования).
+ Ген. Планы, Градостроительные регламенты, различные технические нормы, НПА органов, осуществляющих управление данной категорией земель и тд.
Соотношение градостроительного и земельного законодательства.
Согласно ст. 16 ГрК законодаиельство о градороительной деятельности регулирует отношения
- по территориальному планированию
- градостроительному зонировию
- архитектурно-строительному проектированию
- возведению объектов капитального строительства и их реконструкции.
В случае разночтений между земельным и градостроительным коексами, применительно к ЗО верховенство у ЗК, а применительно к градостроительным - ГрК. Законодательство о градостроительной деятельности носит надотраслевой уровень, что позволяет ему использовать, но не дополнять нормы ЗП.
|
96. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения.
К землям промышленности и иного специального назначения относятся земли, расположенные за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и осуществления иных специальных задач.
Земли промышленности и иного специального назначения:
занятые федеральными объектами (информатики, связи, энергетики, путей сообщения, обороны и др.), являются федеральной собственностью;
занятые объектами субъектов РФ или муниципальными объектами относятся соответственно к собственности субъектов или муниципальной собственности.
Главная отличительная черта правового режима земель данной категории заключается в том, что их основное целевое назначение - служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения.
Другая особенность правового режима этих земель связана с вредоносным характером производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных конструкций. В качестве таковых чаще всего используются пространственные разрывы (защитные зоны), занятые многолетними насаждениями, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель, позволяющий нейтрализовать или существенно ослабить вредоносное воздействие этих предприятий на окружающую среду.
|
В то же время многие из промышленных объектов, особенно линейные (дороги, электрические линии, линии связи и др.), сами нуждаются в охране и защите от вредного воздействия окружающей природной среды (от снежных заносов, оползней, неустойчивости грунтов, эрозионных процессов и т.п.). С этой целью создаются специальные охранные зоны, размеры, содержание и характер использования которых определяются особенностями и потребностями охраняемых объектов.
Порядок использования земель этой категории регулируется во многом специальными нормативными актами: отраслевыми уставами, положениями, а также целенаправленными специальными постановлениями Правительства РФ.
Особенности изменения правового режима земель промышленности и иного специального назначения
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземным и), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Признаки правового режима земель данной категории:
1) предназначены для выполнения общегосударственных целей и задач;
2) являются пространственным базисом хозяйственных объектов;
3) расположены за границами населенных пунктов;
4) признание федеральной собственностью отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 71 Конституции и иными ФЗ-ми (например, в исключительной федеральной собственности находятся земли специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, объектами оборонного производства, объектами защиты Государственной границы РФ, объектами космической деятельности и некоторыми другими);
5) для собственников, владельцев и пользователей з.у. вводятся дополнительные ограничения и обязанности по использованию и охране отдельных видов земель данной категории; наиболее жесткие ограничения прав землепользователей имеют место в ЗАТО, а также на землях обороны и гос безопасности;
6) в состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий эксплуатации хозяйственных объектов могут включаться з.у. санитарно-защитного назначения или зон с особыми условиями использования территорий, которые у землепользователей не изымаются, но на них распространяется особый правовой режим хозяйствования; на них запрещены виды деятельности несовместимые с целями установления зон;
7) основную роль в управлении землями данной категории выполняют ГОИВ на федеральном уровне специального отраслевого назначения (Минобороны, Минтранспорта и т.п.);
8) изменение вида разрешенного использования земель не влечет необходимости в процедуре перевода их из одной категории в другую;
9) в соответствии со ст. 24 (?) ЗК земли специального назначения м.б. предоставлены в БСП для с\х производства и иных целей;
10) порядок использования земель данной категории устанавливается Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в гос собственности субъектов РФ – ОИВ субъекта РФ, в отношении земель мун собственности – ОМСУ;
11) перевод земель специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничения; исключение составляют случаи, если з.у. нарушены в результате хозяйственной деятельности и требуют предварительной рекультивации.
97. Правовая классификация земель промышленности и иного специального назначения.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) ОМСУ в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
98. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель промышленности и иного специального назначения.
ЗК РФ (выделяет земли промышленности и иного специального назначения в отдельную категорию, устанавливает основные положения, касающиеся их правового режима и тд).
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"( устанавливает особенности перевода земель данной категории в другую).
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( устанавливается порядок резервирования земель для размещения транспортных объектов данного вида).
Перечень земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения, сформированный управлением Роснедвижимости
Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог"
Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"( следитза соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике).
99. Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения.
Правовой режим земель промышленности. статья 88.
В зависимости от вида и характера промышленной деятельности правовой режим мб различен. Однако, законодательство строго их не делит, а говорит в общем.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ЗК землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, права на которые возникли по основаниям, предусмотренным ЗК. Земельное законодательство не разграничивает понятие «организация промышленности» и «объекты промышленности». Правовой режим земель промышленности определяется путем конкретизации разрешенных видов использования земель, занятых промышленными объектами.
Субъектами землепользования являются:
• гос и мун предприятия, обладающие землей на ПБП или аренды;
• частные предприятия, у которых з.у. на ПС или в аренде;
• иностранные граждане и ЮЛ, обладающие з.у. на ПС или аренде.
Закон допускает приватизацию гос и мун з.у. специального назначения. Размеры з.у. определяются в проектно-технической документации материалами отвода з.у. Предельных норм площади закон не устанавливает. Землепользователи обязаны соблюдать требования экологического законодательства, в т.ч. об охране земель. Одновременно с предоставлением з.у. решается вопрос о выделении охранной зоны. В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране ОС» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация промышленных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на ОС осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны ОС.
Права и обязанности промышленных предприятий, как субъектов права на землю, имеют общий характер и определяются ст. 40-42 ЗК РФ. Они имеют право возводить постройки и сооружения, использовать в установленном порядке растительность, водоемы, общераспространенные полезные ископаемые.
Особые требования в области охраны здоровья населения и ОС установлены ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.