Правовой режим земель обороны и безопасности. ст 93.




В соответствии со ст. 7 и 88 ЗК земли обороны и безопасности являются одним из разрешенных видов использования земель специального назначения. Ст. 93 ЗК признает землями обороны и безопасности земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности ВС (Вооруженных сил) РФ, других войск и воинских формирований, организаций и предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите и неприкосновенности территории РФ и Государственной границы РФ, информационной безопасности, деятельности ЗАТО.

Особенности правового режима данного вида земель устанавливаются с учетом требований ЗК РФ, ФЗ «Об обороне», ФЗ «О государственной охране», ФЗ «О безопасности», ФЗ «О Государственной границе РФ», ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ».

Основной целью землепользования является размещение и подготовка ВС и других войск, создание и хранение запасов материальных ценностей военного назначения, реализация программ разработки и производства вооружения (испытательных полигонов).

Земли, занятые объектами обороны, в соответствии со ст. 71 Конституции являются федеральной собственностью. Такие з.у. ограничены в обороте. Полностью из гражданского оборота изъяты земли,

• Занятые строениями и сооружениями, необходимыми для постоянной деятельности ВС;

• В которых размещены военные суды4;

• Организации ФСБ;

• Органы государственной охраны;

• Объекты атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• Занятые ЗАТО;

• Инженерно-техническими сооружениями для охраны Государственной границы РФ.

Порядок использования ограниченных в обороте земель обороны устанавливается Правительством РФ. В соответствии с ПП № 176 от 31.03.2006 г. з.у. м.б. предоставлены в аренды или БСП ЮЛ и гражданам для лесного, с\х и иного использования. К таким з.у. на период хозяйствования применяются требования правового режима земель с\х назначения.

 

100.­ ­Правовой режим земель особо охраняемых т­ерриторий и объектов.

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся особо ценные земли, которые в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления изъяты или ограничены в обороте с установлением для них особого правового режима (ст. 94 ЗК РФ).

Общими признаками земель особо охраняемых территорий и объектов являются:

- особо ценное природное либо социальное значение земель;

- изъятие или ограничение данных земель в обороте, а также установление для них особого правового режима органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органами местного самоуправления. Соответственно, таким землям придается федеральное, региональное или местное значение.

Необходимо отметить, что по признаку оборотоспособности земельные участки в пределах особо охраняемых территорий и объектов являются изъятыми из оборота (т.е. не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок) либо ограниченными в обороте (т.е. не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). При этом названные ограничения оборотоспособности земельных участков не являются исчерпывающими, так как согласно п. 3 ст. 27 ЗК РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и федеральными законами. Поэтому установление особых правовых режимов отдельных территорий и объектов само может быть рассмотрено как способ ограничения оборотоспособности данных земель, развивающий общие правила, предусмотренные п. 2 ст. 27 ЗК РФ.

Особый правовой режим ограничивает или запрещает виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель:

- порядок использования, охраны и отнесения земель к определенному виду земель особо охраняемых территорий устанавливается федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом органа местного самоуправления;

- Российская Федерация, субъект РФ, орган местного самоуправления вправе устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий и объектов, помимо вышеперечисленных видов (например, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники).

Представляется, что тем самым закон предоставляет органам власти право устанавливать иные подкатегории земель в пределах данной категории земель либо расширять перечень территорий и объектов, относимых к подкатегории земель, и устанавливать для них иные особые режимы использования.

Законом не утверждена исключительно публичная (государственная или муниципальная) форма собственности на земли особо охраняемых территорий и объектов. По смыслу ст. 94 ЗК РФ исключительно в собственности Российской Федерации находятся особо охраняемые территории и объекты, изъятые из оборота. К ним отнесены государственные природные заповедники и национальные парки, они могут находиться лишь в федеральной собственности. Исключительно в собственности субъектов РФ и муниципальных образований находятся иные особо охраняемые природные территории, помимо государственных природных заповедников и национальных парков, если иное не установлено федеральными законами, а также занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Оставшиеся виды земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли) не изъяты и не ограничены в обороте. Следовательно, они могут находиться в частной собственности. Однако в законе не определен порядок создания частных особо охраняемых территорий и объектов.

Частным лицам могут принадлежать земельные участки в границах особо охраняемых территорий и объектов. Обычно это происходит в случае создания данных территорий и объектов после возникновения прав граждан и юридических лиц на соответствующие земли. Поэтому закон предусматривает возможность изъятия (п. 3 ст. 96 ЗК РФ) или исключительное право приобретения таких земельных участков публичными образованиями (например, для национальных природных парков). Незаконные ограничения прав граждан могут быть обжалованы в Конституционный Суд РФ для проверки их конституционности, а соответствующие правовые акты - признаны недействительными в судах.

 

 

101.­ ­Правовая классификация земель особо охран­яемых территорий и объектов.

1. особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты:

- государственных природных заповедников, в том числе биосферных;

- государственных природных заказников;

- памятников природы;

- национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов;

- территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

2. земли природоохранного назначения;

- запретных и нерестоохранных полос;

- занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);

- иные земли, выполняющие природоохранные функции. (в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков)

3. земельные участки рекреационного назначения;

4. земли историко-культурного назначения:

- объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

- достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

- военных и гражданских захоронений.

5. иные особо ценные земли.

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Особо ценными землями могут быть как земли, входящие в состав земель особо охраняемых территорий и объектов, так и земли других категорий.

Особо ценные земли, указанные в ст. 100 ЗК РФ, следует отграничивать от иных особо ценных земель, исходя из следующих требований:

- наличие на особо ценных землях природных объектов и объектов культурного наследия, представляющих особую научную и историко-культурную ценность;

- осуществление на особо ценных землях деятельности научно-исследовательских организаций.

 

 

102.­ ­Правовое регулирование отношений по испол­ьзованию и охране земель особо охраняемых­ территорий и объектов.

Правовое регулирование отношений в сфере земель особо охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого в их развитие Федерального закона от 14 марта 1995г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27 декабря 2009г.).

ЗК РФ (выделяет земли ООПТ в отдельную категорию земель, устанавливает основы их правового режима и тд.).

Федеральный закон от 21.12.2004 N 172- ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (устанавливает особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов).

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения).

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ( регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации).

Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации " (устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни).

Приказ Минприроды России от 05.06.2012 N 145 "Об утверждении Положения о государственном природном биосферном заповеднике "Кедровая падь".

Приказ Минприроды России от 04.06.2012 N 142 "Об утверждении Положения о национальном парке "Земля леопарда".

Приказ Минприроды России от 26.03.2012 N 82 "Об утверждении Положения о национальном парке "Лосиный остров" и др.

 

103.­ ­Общая характеристика и особенности правов­ого режима земель особо охраняемых террит­орий и объектов.

Основа – ст. 95-100 ЗК РФ.

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: