Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: (ИЗМЕНЕНО)
1. использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель
2. сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
3. осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
4. своевременно производить платежи за землю;
5. не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
6. выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
70. Основания возникновения права на пользование земельными участками.
Субъекты: граждане и ЮЛ.
. При этом следует различать термины приобретения и возникновения права собственности на землю.
Возникновение права собственности предполагает появление права собственности у публичного образования в результате:
6) прямого указания в закон
7) Разграничения гос собственности на землю.
ВИДЫОСНОВАНИЙ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗУ В ЧС:
2) Договоры и иные сделки (гражданско-правовой порядок). Ст 22 существенное условие размер арендной платы, те в ЗК спец нормы (аренда, к-П, обмен, мена).
3) Акты государственных органов и МСУ (административно-правовой порядок). При данном способе одной из сторон правоотношения выступает орган власти, а ЗУ переходит в ЧС:.
С пирвого Марта 2015 в соответствии с пунктом 1 ст 39.1 основанием возник Норвегия прав на ЗУ из государственной или Мун собствености являются:
|
- решение органа власти (гос и МСУ) в случае предоставления ЗУ в Собственгость бесплатно или в ПБП (постоянное побескровнее пользование).
- Договр к-П в случае педоставляется ЗУ в собственгость за плату.
- Договр аренды
- Договор безвозмездного пользования (гражданско-правовой сделки - ссуды, при педоаствлении ЗУ в качестве служебного надела, основанием является приказ работодателями решение учредителя- когда предоставляется рабочим, руководящему составу).
ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА ЗУ.
4) Приобретение ЗУ на торгах. Предусмотренно ст 39.3 ЗК, процедура 39.11-39.13.
3) Торги проводятся только в форме аукциона
4) Объединять лоты запрещено
5) Если инициатива проведения аукциона исходит от заинтересованного в ЗУ лица, то все подготовительные действия осуществляет это лицо. Если к этому моменту ЗУ не образован, то орган власти власти утверждает схему расположения ЗУ.
Если образование участка предусмотренно утверждённым проектом межевания территории или схемой расположения участка, то орган власти обеспечивает выполнение кадастровых работ или регистрации прав на участок.
Следующим этапом является получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, только после этого принимается решение о проведении аукциона.
2. Предоставление ЗУ гражданам бесплатно, ст 39.5, особенности (проуедура) ст 39.19. Применяется в отношении закрытого перечня субъектов имеющих право на землю. (граждане имеющие трёх или более детей, герои, служители религиозных организаций, благотворительного назначения).
|
ЗУ предоставляются бесплатно однократно.
3. Предоставление ЗУ на котором расположены здания и сооружения. Ст 35 и 39.20 которые закрепляют исключительное право собственности или в аренду граждан или ЮЛ которые собственники этих зданий и сооружений. При этом если помещения в здании расположены на неделимом ЗУ, принадлежат лицам на разных правах, либо на неделимом ЗУ расположены несколько зданий, принадлежащих разным лицам на разных правах, в этих случаях ЗУ мб предоставлен 3 лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Право аренды, безвозмездного (срочного) пользования, доверительного управления земельного участка возникает на основании договора. Договор аренды земельного участка заключается в соответствии с нормами ГК РФ. В аренду могут быть переданы земельные участки прошедшие государственный кадастровый учет. Договором аренды права арендаторы могут быть ограничены в соответствии с ЗК РФ. Преимущественное право на аренду земельного участка обладает собственник здания, расположенного на передаваемом в аренду земельном участке.
Земельные участки передаются в ипотеку в соответствии с ГК РФ, а также ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Не могут быть предметом ипотеки земельные участки сельскохозяйственных угодий, а также части земельных участков, площадь которых меньше установленного нормативными правовыми актами минимального размера.
71. Основания прекращения права на пользование земельными участками.
+СМ К-П (вопрос 65)
Прекращение права пользования на землю осуществляется по различным основаниям которые делятся на первичные и вторичные.
|
Первичные основания прекращения права пользования землей установлены гл.17 ГК РФ и нормами ЗК РФ. Это конфискация, реквизиция, прекращение права пользования на имущество, которое не может принадлежать лицу (например при переходе ЗУ иностранному лицу, и при этом данный Зу не может принадлежать ему).
Вторичные права на землю прекращаются при:
¥ прекращении деятельности предприятия;
¥ изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд (производится с возмещением причиненных изъятием убытков, в т. ч. упущенной выгоды);
¥ совершении противоправного деяния, за которое предусмотрено изъятие земельного участка;
¥ использовании земельного участка не по целевому назначению;
¥ нерациональном использовании земли;
¥ систематической неуплате платежей за землю;
¥ истечении срока, на который был предоставлен земельный участок и др.
ПРЕКРАЩЕНИЕ АВ НА ЗЕМЛЮ.
1. основания:
4) Прекаращение права добровольно
2.По объективным причинам
3.Принудительно (против воли).
- Добровольное прекращение прав на ЗУ происходит в случаях:
- добровольного отказа от права собственности и иных прав на землю. Ст 53 ЗК, 225,236 ГК. Добровольный отказ от ПНВ И ПБП ст 53. От договора аренды - данный пункт не применяется (досрочное приращением договрра аренды по инициативе арендатора или арендодателя).
Регестрируется желание отказа от ЗУ, переходит в Мун собствености и оказываются в фонде перераспределения.
2) соврешение гражданско-правовых сделок. К-П предусмотрена ст 37 ЗК, 549-558 гк.
Договр мены ст 567-571 гк (по общему правилу применяются правила к-П). Можно обменять на ЗУ и на другое недвижимое имущество, а про движимые вещи закон умалчивает.
Догвор дарения ст 572-582 ГК. Безвозмездность - главное условие.
Заключение догвора постоянной ренты, пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением. Ст 583-605 ГК.
3) Наследование ЗУ. Ст 1110-1175,1182-1183 ГК. По завещанию либо по закону. В ПНВ предаётся право!!!
4) внесение ЗУ в качестве вклада в складочный (устанвный, паевой)фонд хоз товар детства, общества, кооператива. Влечёт переход права собственности на ЗУ Ю лицу. Регулируется ст 66,70,83,89,90,95,99,100,108,109,116 ГК.
3) Утрата права собствености по объективным причинам (не зависящим от воли собственика):
4) смерть собственика или юр гибель ЗУ. В качестве юр гибели рассматривают: раздел, объединение ЗУ. А также на практике имеются случаи физической гибели ЗУ с определённым целевым назначением (размыв или затопление суши)- это не только гибель, но и самомостоятельный переход ЗУ из одной категории в другую.
4) принудительное прекращение прав на землю. 4 группы:
- действия органов публичной власти, направленные на прекращение прав на землю, добросовестного собственика или правообладателя ЗУ:
- Изъятие ЗУ путём выкупа для гос или Мун нужд ст 49 и гл7.1 ЗК.
- Реквизиция. Ст 51 ЗК, 242 ГК. О временном изъятии ЗУ у любого правообладателя в случае угроз жизни и здоровью населению или в Чрезвычайной ситуации с возмещением. Также в случае невозможности возврата ЗУ, то возмещение рыночной стоимости.
- Национализация. Изъятие имущества из ЧС в доход государства на основании закона.
2) действия органов публичной власти, направленные на принудительное прекращение прав на ЗУ лиц, которым данный участок не может принадлежать в силу закона. Ст 5 закона об обороте земель сх назначения (ин граждане...)
3) действия органов публичной власти направленные на принудительное прекращение прав на ЗУ лиц, совершивших неправомерные действия, в том числе земельные правонарушения. К таким случаям относятся использование ЗУ с нарушением земельного законодательства ст 44-48, 54 ЗК, ст 6 ФЗ "об обороте земель сх назначения ". К этой же группе относятся: конфискация ст 50 ЗК; изъятие ЗУ, который не используется в соответствии с его назначением.
4) действия органов публичной власти направленные на принудительное прекращение права собственности лица, которому данный участок не может принадлежать в силу закона (например в силу ст 5 ФЗ ” об Обороте земель сх назначения” если к иностранному гражданину в порядке наследования переходит сх ЗУ, он должен произвести его отчуждение в течении одного года.
5) обращение взыскания на имущество по обязательствам ст 237 ГК (на заложенные ЗУ мб обращено взыскание в порядке, определенном ФЗ ” о залоге недвижимого имущества (ипотеке)”.
Особое место занимает принудительное прекращение прав на землю всвязи с банкротством. Согласно фз ” о банкротстве”, арбитр суд производит продажу ЗУ на торгах и из вырученных средств погашает долги банкрота.
ИЗЪЯТИЕ ЗУ ДЛЯ ГОС И МУН НУЖД.
Это функция государственного и Мун управления земельным фондом. Правовые нормы об изъятии образуют самостоятельный правовой институт. Изъятие осуществляется путем выкупа с возмещением собственнику и иным правообладателям рыночной стоимости имущества и убытков, связанных с изъятием.
Основания для изъятия (ст 49 ЗК).
Изъятие мб осуществлено абсолютно любого ЗУ, кроме ООПТ.
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗАЕМЛЮ КАК САНКЦИЯ ЗА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
В соотв ст 6 ФЗ ” Об обороте земель сх назначения”:
1. принудительно мб изъят ЗУ, который используется с нарушением требований рационального землепользования, которое повлекло существенное снижение плодородия почв, или значительное ухудшение экологической обстановки.
2. если ЗУ не используется Болле 3х лет. Признаки не использования устанавливаются правительством РФ в отношении каждого субъекта федерации. Изъятие осуществляется в судебном порядке при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земли после назначения административного наказания.
Прекращение права на ЗУ подлежит обязательной гос регистрации
72. Условия и порядок возникновения и прекращения права на пользование земельными участками.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
Обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости”. (???? ИЛИ ФЗ О КАДАСТРОВОЙ ДЕЯЕТЬНОСТИ (01.01.2017)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)