Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Важнейшие положения, фиксирующие основы земельного строя государства, содержатся в Конституции Российской Федерации. Применительно к землеустройству Конституция РФ определяет компетенцию органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в организации законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне, в субъектах Федерации, на местах.
Из других законов для землеустройства первостепенное значение имеет Земельный кодекс.
Земельный кодекс — основной земельный закон. В Российской Федерации он вступил в действие с 30 октября 2001 г. Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в нашей стране как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В ст. 68, 69 кодекса дается понятие землеустройства, порядок его организации и проведения.
18 июня 2001 г. вступил в действие Федеральный закон «О землеустройстве», который устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты свои нормативные правовые акты, в которых имеются статьи, связанные с осуществлением землеустройства. В ряде регионов, в том числе в Воронежской области, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, принят и действует Закон «О землеустройстве». Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам
|
37. Межевание в сфере землеустройства.
Под межеванием земельного участка специалисты подразумевают процедуру определения его границ
Деятельность по установлению на местности административных границ, границ ЗУ, определению территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий является видом кадастровых работ (межевание), которая осуществляется при постановке ЗУ на государственный кадастровый учет и внесения сведений в ГКН.
Межевание земель, как комплекс, включает в себя землеустройство, геодезию и кадастровые работы. Для того чтобы получить кадастровый паспорт, необходимо произвести межевание территории. Порядок межевания земельного участка:
сбор и анализ, необходимой для проведения межевания информации (сведения на участок из ГКН).
извещение и согласование с теми лицами, чьи права могут быть затронуты при проведении межевания;
геодезическая съемка земельного участка;
обработка результатов, полученных в результате межевания, в камеральных условиях;
подготовка межевого плана;
сдача межевого плана в проверяющий государственный орган для вынесения решения о выдаче кадастрового паспорта.
Межевание ведется в рамках работ по землеустройству в соответствии с
Земельным и Градостроительным кодексами РФ,
Положением о проведении территориального землеустройства,
инструкцией по межеванию земель
другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.
|
Межевание земель выполняют проектно-изыскательные отделения Росеестр, а также ЮЛ и ФЛ, получившие лицензии на право осуществления геодезической и картографической деятельности..
38. Распределение и перераспределение земель как функция государства.
Эта функция государства в отношении регулирования земельных отношений выражается:
а) в проведении землеустроительных и других мероприятий, направленных на пространственно-территориальное устройство земель;
б) в изъятии земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства, с последующим предоставлением их другим лицам;
в) в изъятии или принудительном выкупе земельных участков (пусть даже и не было нарушений в их использовании) с последующей передачей их для государственных или общественных надобностей;
г) в выделении из существующих землепользовании новых земельных угодий с иным правовым режимом по основаниям, определяемым законом. Например, при выходе членов сельскохозяйственных предприятий из состава этого предприятия для ведения крестьянского хозяйства и др.
Под распределением и перераспределением земель между пользователями (предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами) понимается процесс их предоставления и изъятия для государственных, общественных, а также местных нужд граждан и их объединений.
Данная функция осуществляется с учетом приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд названных субъектов права.
|
Предоставление и изъятие земель взаимосвязаны и рассматриваются как стороны одного процесса. При его осуществлении государственные органы совершают совокупность действий, направленных либо на возникновение права пользования конкретным земельным участком у конкретных лиц (и соответственно на изъятие земли у прежних пользователей или из запаса), либо на прекращение права пользования участками (и соответственно на передачу их другим лицам или возврат в государственный запас).
Воторой учебник
В земельно-правовую теорию и практику давно и прочно вошло понятие распределения и перераспределения земель для их целевого хозяйственного использования. Распределение и перераспределение земель представляют собой непрерывный процесс перехода права на земельные участки от одних субъектов к другим, вызываемый объективной необходимостью постоянного вовлечения их в хозяйственный оборот. Этот процесс регламентирован законодательством, регулируется им с учетом приоритета особо ценных в хозяйственном отношении земель и представляет собой оборот земельных участков.
Есть два способа распределения и перераспределения земель:
- посредством издания административных актов соответствующими компетентными органами, т.е., по сути, первичное предоставление земельных участков;
- посредством совершения гражданско-правовых сделок с земельными участками.
В административном порядке
Он предполагает возможность предоставления как свободных земель, т.е. не находящихся в чьем-либо владении и пользовании (как правило, это земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности), так и земель, находящихся во владении и пользовании (в том числе и в собственности) конкретных граждан или юридических лиц. В последнем случае предоставлению земельных участков предшествует изъятие их у тех лиц, в чьих собственности или пользовании они находятся.
Предоставление земельных участков, как и их изъятие, осуществляется на основании решений (постановлений) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции
Установлено, что управление и распоряжение земельными участками, включая изъятие и предоставление их для государственных и муниципальных нужд, осуществляются их собственниками, т.е. Российской Федерацией в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, субъектами РФ в отношении земель, находящихся в их собственности, и органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности. Из этого общего правила следует одно исключение для субъектов РФ: они вправе, помимо земель, принадлежащих им на праве собственности, осуществлять отнесение к целевым категориям и перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности. Соответственно, этих полномочий органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица лишены. Очевидно, что Российская Федерация и ее субъекты могут при необходимости делегировать свои полномочия по распоряжению землей нижестоящим по подчиненности органам
39. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую.
ТЕМА. ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ.
использование земельных участков допускается только в строгом соответствии с категорией. Первичное установление категории осуществляется в процессе разграничения государственной собственности на землю правительством РФ. Категория земель устанавливается:
1) в документах кадастра недвижимости
2) В кадастровом паспорте земельного участка
3) В правоустанавливающих документах на земельный участок
В случае противоречия между данными этих документов, приоритет отдаётся записи в правоустанавливающих документах на землю.
В случае если категория не указана, орган местного самоуправления принимает НПА об отнесении земельного участка к землям определённой категории в зависимости от целей использования для которой участок предоставлен.
В случае хозяйственной Ильиной необходимости допускается перевод земель или земельных участков из одной категории в другую. Данные отношения регулируются закономьлт 21.12.2004 "о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую".
Для перевода заинтересованное лицо подает ходатайство в исполу тельный орган гос власти или МСУ.
Не требуется согласия если требуется переход для создания ООПТ либо в связи с изменением границ населённого пункта.
Решение отпереводе принимают следующие органы:
1) правительство РФ - в отношении федеральных земель
2) Органы исполнительной власти субъектов РФ - в отношении земель субъектов рф и частных и муниципальных сх земель.
3) Органы МСУ в отношении частных и муниципальных земель,'кроме сх
Сроки рассмотрения ходатайства:
- для правительства 3 месяца
- Дляьорганов МСУ и орг суб- 2 месяца
Закон предусматривает случаи, когда органы МСУ или органы гос власти осуществляют перевод без ходатайства:
1) для установления или изменения границ населённых пунктов
2) Для создания ООПТ без изъятия земельных участков у правообладателей
Перевод считается состоявшимся с момента внесения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение правоустанавливающих документов при этом не требуется.
В переводе мб отказано:
1) в случае установления несоответствиях испрашиваемого целевого назначения земель, утверждённым документом территориального планирования земле-устраительной или лесо-устраительной документации.
2) В соответствии с ФЗ ограничение перевода или зароет на такойьперевод. (например в фз ООПТ запрещается перевод...)
3) Наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы если её проведение предусмотренно ФЗ.
В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием для государственных или муниципальных нужд, перевод этого участка их одной категории в другую осуществляется после его изъятия за счёт средств соответствующего бюджета.
Разрешённое использование земельных участков находится в сфере действия градостроительного законодательства. В соответствии с градостроительным кодексом РФ: с 1 января 2005г виды разрешённого использования земельных участков, определяются согласно градостроительных регламентов.
С 1 января 2010г градостроительный регламент является обязательным документом в составе Правил землепользования и застройки, которые утверждают представительные органы МСУ потрезультатам публичных слушаний.
Виды разрешённого использовнаия:
1) основные
2) Условно-разрешённые
3) Вспомогательные (дополнительные).
Порядок их изменения может быть предусмотрен на уровне субъектов РФ.
Впервые разрешеное использование появилось в нашей стране с 1994 г. Земельное законодательство связывает его с зонированием территорий.
Градостроительное зонирование- это определение территориальных зон муниципальных образований с целью установления градостроительных регламентов для этих зон. Зоны устанавливаются в отношении земель на которых планируется застройка. Главным документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждённые НПА органа МСУ.
Градостроительный регламент - это установленные в пределах границ территориальные законы, виды разрешённого использования земельного участка, всего что находится над и под поверхностью участка, предельные параметры строительства, ограничения эксплуатации.
Градостроительный регламент не распространяется на:
- земельные участки, занятые памятниками
- Линейными объектами
- В границах территорий общего пользования, предназначенные для добычи полезных ископаемых
Градостроительный регламент не устанавливается для:
- земель лесного фонда
- Земельщ, покрытых поверхностными водными объектами
- Земель запаса
- Сельхоз угодий в составе сельхоз земель.
- Земель ООПТ
- Земель особых экономических зон.
Основным видом объектов земельных правоотношений являются земельные участки (учить ч3 ст 6 ЗК.).
Основными юридическими характеристиками земельного участка являются:
1. Границы и площади. Порядок определения границ установлен ФЗ "о государственном кадастре недвижимости", и включает в себя описание местоположения границ участка на местности, в том числе их установление путём межевания, отражения полученных данных в межевом плане и последующая постановка земельног участка на кадастровый учёт.
40. Порядок перевода земель лесного фонда в другие категории.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий возможен только по решению Правительства РФ!
Перевод земель лесного фонда в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации ООПТ;
2) установления или изменения черты поселения;
3) размещения объектов гос. или мун. значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В иных случаях перевод земель лесного фонда и в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:
1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;
2) прекращением нужд лесного хозяйства;
3) необходимостью обеспечения обороны страны, нужд с\х, энергетики, добычей полезн. ископаемых и пр.
Заявитель - ФЛ, ИП, ЮЛ, государственный орган или орган МСУ.
Состав документации о переводе:
ходатайство заявителя;
копии документов, подтверждающих личность заявителя;
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участок лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить;
акт выбора участка лесного фонда с приложением к нему плана с краткой хар. участка;
решение тер. органа ФА лесного хозяйства об утверждении акта выбора;
акт натурного технического обследования участка лесного фонда;
расчет размера потерь лесного хозяйства при переводе, составленный в установленном порядке;
схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
справка тер. органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка;
положительное заключение гос. экологической экспертизы по материалам, обосновывающим перевод;
проект акта Правительства Российской Федерации о переводе;
положительное заключение гос. экологической экспертизы по проекту акта Правительства РФ;
Начало срока проведения гос. экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки необходимых документов. Продолжительность не должна превышать 4 месяцев.
Положительное заключение является одним из обязательных условий перевода земель лесного фонда в другую категорию. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Территориальный орган ФА хозяйства в месячный срок с даты обращения обеспечивает выбор участка лесного фонда. Результаты выбора участка лесного фонда оформляются актом выбора.
Ходатайство и необходимая документация представляется в территориальный орган ФА лесного хозяйства по месту нахождения участка лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить. Территориальный орган ФА лесного хозяйства в 2-недельный срок с даты представления документации представляет ее в ФА лесного хозяйства либо возвращает с обоснованием причин возврата.
ФА лесного хозяйства в 2-недельный срок с даты получения представленной его территориальным органом документации осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и представляет в Министерство природных ресурсов Российской Федерации документацию о переводе либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
ФА лесного хозяйства до представления проекта акта Правительства Российской Федерации в Мин. природных ресурсов Российской Федерации направляет его на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок с даты получения заключения государственной экологической экспертизы по проекту акта Правительства Российской Федерации о переводе представляет в Министерство природных ресурсов Российской Федерации документацию о переводе либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Мин. природных ресурсов РФ вносит в 5-дневный срок в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о переводе с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в ФА лесного хозяйства. Перевод земель оформляется распоряжением Правительства.
За перевод лесных земель в земли иных категорий вносится плата.
41. Изъятие (выкуп) земель для государственных или муниципальных нужд.
Лекции булатской
Это самостоятельное основание для прекращения всех видов прав на землю. Институт ЗП регулируется главой 7.1.
Представляет собой юридический механизм воздействия государства на принадлежность з/у тем или иным субъектам земельных отношений и является комплексным правовым институтом земельного гражданского жилищного и градостроительного и налогового права. Порядок выкупа з/у регулируется ст279-283 ЗК. Особенности з/у определены градостроительным, жилищным и водным кодексами. При изъятии з/у из частной собственности используется правовая конструкция принудительного выкупа в рамках изъятия
Основания гос или муницип нужды в ст49
Фактическое основание - решение органа гос власти при изъятии для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти, для субъекта РФ- органа гос власти субъекта рф; в том числе при изъятии з/у для целей недропользования местного значения... обязательным условием изъятия являются утверждённые документы территориального планирования. Решение об изъятии может быть принято не позднее трёх лет с момента утверждения проекта планировки территории предусматривающего размещение таких объектов. Решение может быть принято органом власти по собственной инициативе либо на основании ходатайства лица на которое возложена обязанность о реализации оснований статьи 49. Таким образом субъектами отношений по изъятию являются: 1- орган власти принимающей решение об изъятии; 2- лицо обратившееся с ходатайством об изъятии з/у. Правом на обращение с ходатайством обладают лица перечисленные в п1 ст56.4, а также специально перечисленные правительством РФ; 3- правообладатели з/у. Ходатайство может быть составлено в письменном или электронном виде.
Второй этап изъятия - выявление правообладателей з/у а также правообладателей недвижимости расположенной на нем. Это действие должно быть осуществлено не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии. За 60 дней до принятия решения об изъятии...
Подготовка соглашения об изъятии з/у и расположенных на нем объектов недвижимости
Проект отравляется на подпись правообладателю.
Он считается полученным по правилам действующим в соответсвии с фз о почтовой связи. При отказе получить - отметка
Если в течение 90 дней орган власти не получил подписанное соглашение то орган власти или ходатай имеют право обратиться в суд о принудительном изъятии з/у и расположенной на нем недвижимости в судебном порядке
Возмещение за изымаемое имущество производится ща счёт средств соответствующего бюджета в денежной форме либо в порядке предусмотренном главой V.2 в форме обмена з/у.
Прекращение прав на з/у и недвижимость, переход их в гос или муницип собственность, обязательная гос регистрация и в случае необходимости перевод з/у в другую категорию за счёт средств ходатая.
Отношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд носят комплексный характер и регулируются нормами земельного, гражданского, жилищного законодательства и других отраслей права. Само изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях.
В п. 1 ст. 49 ЗК РФ указаны два основания возможного изъятия:
1) необходимость выполнения международных обязательств РФ
2) либо размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
• объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
• объекты использования атомной энергии;
• объекты обороны и безопасности;
• объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
• объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
• объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
• линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
• объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
• автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
Основания изъятия федеральных и частных земель могут быть установлены только федеральными законами, дополнительные основания изъятия региональных и муниципальных земель - также и законами субъектов РФ. (Иные обстоятельства: размещение олимпийских объектов, размещение объектов, необходимых для проведения Саммита АТЕС).
Общий порядок изъятия земель регулируется ст. 49, 63, 55 ЗК РФ и ст. 279 - 283 ГК РФ.
Процедура изъятия земельного участка сводится к следующим этапам:
1. Первый этап. Федеральный орган исполнительной власти (ФА по управлению федеральным имуществом), орган исполнительной власти субъекта РФ или орган муниципального образования принимает решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 279 ГК РФ).
Второй этап изъятия - выявление правообладателей з/у а также правообладателей недвижимости расположенной на нем. Это действие должно быть осуществлено не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии. За 60 дней до принятия решения об изъятии...
Подготовка соглашения об изъятии з/у и расположенных на нем объектов недвижимости
Проект отравляется на подпись правообладателю.
Он считается полученным по правилам действующим в соответсвии с фз о почтовой связи. При отказе получить - отметка
Если в течение 90 дней орган власти не получил подписанное соглашение то орган власти или ходатай имеют право обратиться в суд о принудительном изъятии з/у и расположенной на нем недвижимости в судебном порядке
Возмещение за изымаемое имущество производится ща счёт средств соответствующего бюджета в денежной форме либо в порядке предусмотренном главой V.2 в форме обмена з/у.
Прекращение прав на з/у и недвижимость, переход их в гос или муницип собственность, обязательная гос регистрация и в случае необходимости перевод з/у в другую категорию за счёт средств ходатая.
2. Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (ч. 4 ст. 279 ГК РФ).
3. Орган, принявший решение об изъятии земельного участка, должен не позднее чем за год до предстоящего изъятия участка письменно известить собственника об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (ч. 3 ст. 279 ГК РФ, ч. 4 ст. 32 ЖК РФ). (?????? или 60 дней)
- компенсация правообладателю в денежной или натуральной форме по рыночной стоимости в полном объеме убытков, причиненных изъятием.
- добровольное (в случае согласия) или принудительное (по решению суда) прекращение права на з.у. путем выкупа. Порядок определения размера убытков и выкупной цены усиановлены ПП РФ от 7.05.2003 г. N 262. Ст. 63 ЗК и ст. 281 ГК допускает возможномть рредоставления равноценного з.у. взамен изымаемого.
- гос регистрация прекращения прав на з.у.
- перевод з.у. в категорию, которая соответствует целям, для которых он был изъят.
Об изъятии земельного участка должны быть уведомлены собственник, землепользователи, арендаторы земельных участков, землевладельцы. С моментом уведомления связаны юридические последствия.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления о выкупе (ст. 282 ГК РФ).
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (ст. 55 ЗК РФ).
(есть еще Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд". Оно по процедуре резервирования.)
42. Правовые последствия изъятия земель для государственных или муниципальных нужд
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из оснований прекращения прав на земельные участки.
Прекращение права собственности при изъятии земельного участка носит возмездный характер и осуществляется указанными в законе субъектами в публичных целях.
Правовые последствия принятия решения о выкупе земельного участка состоят в установлении условий, которые ограничивают собственника в свободе осуществления его прав. В соответствии со ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
С момента государственной регистрации перехода права собственности при изъятии земель право собственности, естественно, прекращается, соответственно, прекращаются и другие вещные права.
Земельный участок может находиться не только в собственности, но и в пользовании, быть обремененным. При этом собственник земельного участка не несет ответственности перед третьими лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются изъятием у него земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Так, например, арендаторы не имеют никаких прав на сумму вознаграждения за отчуждаемый земельный участок, получаемый его собственником, они не могут обратиться с требованиями о предоставлении другого земельного участка, о возмещении убытков от досрочного прекращения договора, поскольку аренда прекращается помимо воли собственника, заключившего с ними договор, и без его вины. Но прекращение аренды в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд нарушает имущественные интересы арендаторов, обеспеченные в других отношениях законом, поэтому субъект, осуществляющий изъятие, обязан вознаградить причиняемый им непосредственно ущерб, если заинтересованные лица предъявят свои претензии.
Указанные лица имеют право требовать бесплатного предоставления им равноценных земельных участков. Кроме того, им должна быть возмещена стоимость принадлежащих на праве собственности зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке, а также причиненных изъятием убытков, включая упущенную выгоду, в полном объеме.
43. Возмещение убытков землепользователям при изъятии земель.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену).
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
Основанием для возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:
акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков.
Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Согласно ст. 8 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.
Подписанное соглашение о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд является подтверждением согласия участников указанного соглашения со всеми его условиями, в том числе с размером компенсации убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества.
Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с иском о признании вышеуказанного соглашения недействительным. Срок исковой давности – 3 года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
44. Понятие контроля (надзора) в сфере использования и охраны земель (земельный контроль) и его виды.
45. Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция.
46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)
ПОНЯТИЕ, ВИДЫИ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА).
До 2012г был гос контроль (и это было правильно), а сейчас называется гос надзор.
(вспомнить разницу между контролем и надзором).
контроль - выявление и устранение нарушений.
Надзор - только выявление нарушений. (систематический, более широкий круг субъектов).
Земельное законодательство наделяет граждан и ЮЛ широкими правами по В,П,Р землей. Одним из главных принципов рыночной экономики является самостоятельное хозяйствование на земле. ГК предоставлеяет право собственникам и иным лицам осуществлять такую деятельность без вмешательства со стороны 3л и применять все способы защиты своих прав. Однако это не означает бесконтрольности использования земли. Согласно ст 36 КРФ, хозяйственная деятельность на земле не должна наносить ущерб ОС, нарушать права и законные интересы иных лиц и государства. Выполнение этих предписаний обеспечивается систематическим проведением государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель. Его реализация предусмотрена ст 71,72,73 ЗК. (73 утратила силу).
Принципы (как и в управлении): законность, открытость, компетентность, юр ответственности, целесообразность, конституционный принцип не нарушения прав).
Контроль осуществляется на нескольких уровнях:
1) государственный земельный надзор
2) муниципальный земельный контроль
3) Общественный земельный контроль.
(Производственный земельный контроль упразднен).
Указанные виды контроля различаются по территории, объему функций и методике проведения.
Земельный контроль (надзор) как правовая мера выполняет 3 основные функции:
1) предупредительная, напавелна на предотвращение еще не начавшегося негативного воздействия
2) Информационная
3) Карательная. привлечение нарушителей к юр ответственности.
Наиболее значимым среди всех видов контроля является ГОСУДАРСВТЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР. Он осуществляется только фед органами государственной власти и их территориальными подразделениями:
А) РОСРЕЕСТР и ее территориальные органы осуществляют гос надзор за соблюдением земельного законодательства о недопущении самовольного занятия ЗУ, использования земель без документов, использования по целевому назначению; использования сх ЗУ и ЗУ для ИЖС и иного строительства. О наличии сохранности межевых знаков; соблюдение требований законодательства о переоформлении ЮЛ ПБП.