Правовое регулирование экологического контроля в сфере использования и охраны земель и их компетенция




Ст. 58 Конституции РФ ЗК РФ ФЗ «Об охране ОС»

Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 

Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)"

Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"

Не забудьте Положение о ФС по надзору в сфере природопользования

Виды экологического контроля (в зависимости от субъекта и сферы действия контроля):

• государственный;

• ведомственный;

• муниципальный;

• общественный.

 

 

48.­ ­Административное обследование объектов зе­мельных отношений

Эта функция ведена в земельное законодательство ФЗ н234 от 21.07.2014 и предусмотрено ст 71.2 ЗК. (а вступил в силу с 2015).

Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

Административное обследование осуществляют органы государственного земельного надзора в порядке предусмотренном Правительством РФ. Объектами обследования являются все ЗУ независимо от форм собственности и целевого назначения. Содержание административного обследования составляет:

- наблюдение

- анализ состояния и сбор сведений о порядке землепользования в отношении всех субъектов - правообладателей ЗУ, путем сбора информации в открытых и общедоступных информационных ресурсах.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений"

 

49.­ ­Порядок нормирования земельных участков ­в сфере использования и охраны земель.

Согласно ст. 33 ЗК РФ

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

• для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ,

• для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – НПА ОМСУ.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

 

Например, максимальный размер общей площади с\х угодий одного гражданина или ЮЛ на территории одного муниципального образования,устанавливаются субъектом РФ равным не менее 10процентам общей площади с\х угодий,расположенных на указанной территории.

 

50.­ ­Правовое регулирование консервации земель­.

Консервация земель - временное исключение земель из хозяйственного оборота с целью предотвращения развития или устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных земель. Постановлением правительства РФ от 02.10.02 г. № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

Подготовка предложений о консервации земель осуществляется Росеестр с участием Мин. природных ресурсов и экологии, Мин. здравоохранения и Мин. с\х в пределах их компетенции на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей или арендаторов земельных участков.

Предложения по консервации земель должны включать:

а) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании;

б) карты с нанесенными границами земельных участков и частей земельных участков, подлежащих консервации

в) предложения об участии собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель;

г) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации земель.

 

Предложение о консервации земель федеральной собственности рассматривает правительство РФ, о землях собственности субъектов – ОИВ субъектов, муниципальных земель – органами МСУ.

 

Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции; находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

 

51.­ ­Понятие мелиорации земель. Виды (типы) ме­лиорации земель.

Порядок проведения работ по мелиорации земель регулируется ФЗ «О мелиорации земель». Цели:

повышения продуктивности земледелия;

обеспечения гарантированного производства с\х продукции;

создания условий для вовлечения в с\х оборот неиспользуемых земель.

Мелиорация земель (ст. 2)— коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, агролесомелиоративных и других мелиоративных мероприятий.

Типы мелиорации земель:

•гидромелиорация,

•агролесомелиорация,

•культуртехническая мелиорация

•химическая мелиорация.

Гидромелиорация земель - комплекс мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, засушливых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.

Гидромелиорация включает осуществление мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель - комплекс мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования свойств защитных лесных насаждений.

К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:

противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, берегах рек и других территориях;

полезащитная - защита земель путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;

проведение иных культуртехнических работ.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

Мелиорация проводится на основе утвержденных проектов с учетом строительных, экологических, санитарных стандартов, норм и правил. ЗУ, на которых размещены системы мелиорации и гидротехнические сооружения, представляются организации, которая получила лицензию на проведение мелиорации, на праве ПБП.

Если ЗУ, находящийся в чс, граничит с землями, на которых проводится мелиорация, то на этом ЗУ мб установлен сервитут для обеспечения мелиорации.

Мелиорация земель планируется Минсельхозом РФ в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. Работы по мелиорации земель вправе проводить граждане и организации, которые имеют соответствующие лицензии.

В ФЗ определен порядок использования земель для проведения мелиоративных мероприятий. Земельные участки, предоставляются и изымаются для выполнения мелиоративных мероприятий в порядке, предусмотренном земельным законодательством. После завершения мелиоративных работ объекты мелиорации принимаются в эксплуатацию.

Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна выполняется в соответствии с требованиями специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель.

 

52.­ ­Понятие и правовое регулирование рекульти­вации земель.

Рекультивация.

Проведение предусмотрено п. 1 ст. 13 ЗК. Отношения регулируются Постановлением правительства от 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Рекультивация = восстановление земель и плодородного слоя почвы, нарушенных ЮЛ и гражданами:

А) при разработке месторождений полезных ископаемых, торфа

Б) проведения строительных, мелиоративных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы

В) при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов

Г) загрязнении поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы.

Мероприятия по рекультивации включают проектно-изыскательские работы, государственную экологическую экспертизу проекта рекультивации, работы по снятию или нанесению плодородного слоя, очистку территории от отходов, высадку культурных растений и т.п.

Проект рекультивации составляется с учетом экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водо-хозяйственных, лесо-хозяйственных и других нормативов с учетом природно-климатических условий.

Способы рекультивации:

1) Технический = планировка и формирование откосов, строительство дорог и специальных сооружений

2) Биологический = работа с почвой, удобрение, посадка специальных культур

 

 

Статья 101 ЗК обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственных оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при работах, связанных с нарушением земель.

 

 

53.­ ­Правовая охрана земель.­

Правовая охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на:

• Их рациональное использование

• Защиту от вредных воздействий

• Восстановление продуцивных(?) земель

• Воспроизводство и повышение плодородия почв

• Предотвращение необоснованного изъятия земель из с/х оборота

Земля в Рф охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соотв. территории.

Один из основных принципов земельного права в соответствии со ст. 1 ЗК является приоритет охраны земли как компонента ОС перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 36 Конституции, владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает законные права и интересы других лиц.

Правовое регулирование охраны земель предусмотрено гл. 2 ЗК. Цели охраны можно разделить на 3 группы:

1) Превентивные = направлены на предотвращение деградации, загрязнения, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности.

2) Восстановительные = призваны обеспечить улучшение и восстановление нарушенных земель.

3) Побудительные = способствуют стимулированию рационального и эффективного землепользования.

 

 

Содержание охраны земель

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от различного вида эрозий, в результате которых происходит деградация земель (от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель);

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии законодательством.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель.

 

 

54.­ ­Порядок разрешения земельных споров.­

Различают три категории споров, возникающих из земельных отношений:

– земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей;

– земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением;

– имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей.

По общему правилу, в судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры

• об отказе в предоставлении земельного участка;

• о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка;

• об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т.д.

Досудебный (административный) порядок разрешения земельных споров ЗК РФ не предусматривается. Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Земельные споры рассматриваются судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с АПП и ГПП.

ЗК РФ законодательно закрепил возможность передачи сторонами спора в третейский суд. Существуют постоянно действующие третейские суды и суды ad hoc (для данного конкретного случая). Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые сами практически устанавливают правила, по которым будет развиваться процедура рассмотрения дела, за исключением тех положений, которые определены законодательством в качестве императивных норм, не подлежащих изменению соглашением сторон. Постоянно действующий третейский суд, в отличие от суда ad hoc, действует на основании положения о его образовании, регламента, положения об арбитражных расходах и сборах, устанавливается список третейских судей.

 

55.­ ­Понятие и виды ответственности за нарушен­ия земельного законодательства.

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к субъектам земельных правоотношений в случае их неправомерного поведения.

Основанием для привлечения является земельное правонарушение – т.е. конкретное действие \бездействие, которое противоречит требованиям земельного законодательства.

Виды ЮО.

Согласно п.1 ст. 74 ЗК устанавливается административная и уголовная, ст. 75 – дисциплинарная, ст. 76- гражданско-правовая.

Уголовная ответственность установлена УК РФ за совершение преступлений в сфере использования и охраны земель.

УО наступает за следующие преступления:

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей ст. 170 УК + квалифицирующие признаки.

Искажение учетных данных государственного земельного кадастра

Умышленное занижение размеров платежей за землю

Нарушение правил охраны ОС (ст 254)

Отравление, загрязнение или иная порча земли

Административная ответственность. Административные правонарушения следует отличать по степени общественной опасности, предусмотрены КоАПом, предусматривает для ЮЛ и ФЛ ответственность за:

Самовольное занятие земельного участка или его использование без правоустанавливающих документов.

Уничтожение межевых знаков, которые определяют местоположение

Самовольное занятие земельного участка прибрежной, защитной полосы водного объекта

Самовольная переуступка прав на землю

Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения

Порча земель – любые негативные действия по поводу незаконного складирования отходов, порча плодородного слоя

Невыполнение обязанностей по рекультивации

Использование земельных участков не по целевому назначению

Нарушение порядка предоставления и правового режима земельных участков и лесов в водоохранных зонах

Нарушение сроков и порядка переоформления титулов на землю ЮЛ на право аренды или собственности

Гражданско-правовая ответственность – за нарушение земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемых законом, правам и интересам субъектам отношений, применяются меры ГП ответственности

А – договорная, т.е. основанием выступает договор, например неустойка

Б – внедоговорная, императивная

Может быть индивидуальной, солидарной, долевой

В качестве основного вида санкций выступает возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением. Согласно ст. 76 ЗК, вред возмещается в полном объеме, т.е. возмещается реальный ущерб, упущенная выгода и неполученный доход.

Для ГП ответственности не имеет значение личность причинителя ущерба, форма и степени его вины.

Дисциплинарная ответственность – предусмотрена ТК РФ.

Субъектами являются работники предприятия во время трудовых отношений. ТК не содержит перечень проступков. По решению вышестоящей организации за невыполнение трудовых обязанностей которые повлекли нарушение

Виды санкций в ст. 92 –замечание, выговор, увольнение.

Если виновен руководитель то привлечь можно по заявлению профсоюзной организации.

Материальный ущерб возмещается в полном объеме или в пределах месячного заработка, размер ущерба исчисляется по рыночным ценам.

Земельно-правовая ответственность – в перечне оснований для прекращения прав на землю законодательство предусматривает возможность принудительного изъятия земельных участков у собственников и у землепользователей, в связи с нарушением ими земельного законодательства. Поскольку прекращение прав на землю в этих случаях имеет характер санкции за совершение земельного правонарушения, в науке ЗП принято говорить об особом виде ЮО – земельно-правовой.

Право собственности на земельный участок принудительно прекращается в следующих случаях –

Нерациональное использование земель

Использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением

Использование земельного участка методами, приводящими к снижению качества и ухудшению экологической обстановки

Переход права собственности к лицу, которое в силу закона не может быть собственником

Отчуждение земельного участка в случае выплаты компенсации участнику долевой собственности вместо выдела доли в натуре

Решение суда о признании права собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором недвижимость расположена ст. 272 ГК

 

56.­ ­Формы (титулы) права землепользования. Ве­щные и обязательственные права на землю п­о действующему законодательству и их клас­сификация.

ТЕМА. ПРОИЗВОДНЫЕ ПАВА НАЗЕМЛЮ.

В ГП права на имущество делятся на вещные и обязательств нерве. В отношении ЗУ главным правом в системе вещных прав является право собственности. Все оствнельные права на землю являются производными. При этом некоторые правовые формы называют титулами.

Анализ современного земельного и гражданского законодательства позволяет обобщить признаки вещных и обязательственных прав на землю.

 

ВЕЩНЫЕ ПРАВА:

1) Происходят от права собственности. Тоесть всегда уже по объёму прав и обязанностей чем право собственности.

2) Обладают зависимостью от правомочий собственика. Например на отдельные формы распоряжения землёй нужно спрашивать согласие или уведомлять собственика.

3) Обладают определённой самостоятельностью. Согласно ч3 ст 2016 ГК при переходе права собственности на ЗУ к другому лицу, права на ЗУ вещные не прекращаются

4) Правообладатель не является подчиненным собственнику и имеет право на защиту от вмешательства собственика в свободное хозяйствованием на земле. Правообладатель действует своей волей и в своём интересе. Более того правообладатель может подать иск к собственнику.

5) Вещные права обладают абсолютным характером, тоесть распространяются на неограниченный круг лиц, участвующих в земельных правоотношениях.

6) Вещные права вытекают из положений закона и не могут быть изменены соглашением сторон.

 

ВИДЫВЕЩНЫХ ПАВ НА ЗЕМЛЮ:

1. Право собственности

1. Право пожизненного наследуемого владения землёй.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования ЗУ.

3. Сервитут.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВА.

- Возникают из соглашения сторон. Имеют относительный характер, так как касаются только лиц, участвующих в правоотношении.

- Существуют в установленной законом форме Предоставляют землепользователю только оговорены караван и обязаности.

- Как правило носят срочный и возмездный характер

- Обеспечивают возможность взаимного воздействия сторон друг на друга. (например в договоре можно предусмотреть неустойку)

 

ВИДЫобязательственных прав на землю:

1) аренда

2) Безвозмездное пользование. (в новой редакции)

3) Ипотека

4) Рента

5) Доверительное управление предприятием как имущественного комплекса.

Ипотека и рента - этотспособ обременения прав на землю.

 

На земельные участки происходит двойная регистрация права собственности и производного права в соответствии с законом "о гос регистрации прав на недв имущество и сделок с ним".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: