Методические рекомендации
Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.
У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной
школы.
На основе нашего опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль может сыграть логопедическая ритмика. Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. При ее использовании повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.
|
Цель и задачи логопедической ритмики
Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемое™, координации движений, организаторских способностей.
Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.
Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.
|
Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой — развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Принципы организации занятий по логопедической ритмике
Занятия по логопедической ритмике строятся на общедидактических и специфических принципах.
Поскольку важным для занятий является принцип систематичности, элементы логопедической ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика дает устойчивый результат: в организме ребенка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной. Учитывайте, что только при систематических повторениях формируются и закрепляются здоровые двигательные динамические стереотипы, и включайте новые раздражители в выработанный динамический стереотип без резких изменений, с постепенной дозировкой уровня сложности. Одни и те же упражнения и игры повторяйте. Постепенное усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий достигается правильным распределением материала на занятиях в течение всего года. Побудительные мотивации на занятиях по логопедической ритмике строятся на отношении ребенка к своей деятельности. По мнению Г. А. Волковой, сознательная, активная деятельность ребенка зависит от возникающего интереса к предполагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, играми и упражнениями. На занятиях стоит широко использовать принцип наглядности. При разучивании новых Движений безукоризненный практический показ движений педагогом создает объективную предпосылку для успешного их освоения. Педагог — это образец для детей.
|
Следует отметить, что часто приходится занижать требования. С детьми речевой старшей группы занятия строятся по материалу массовой средней группы. Предварительное обследование каждого ребенка помогает выяснить степень нарушения, темперамент, двигательный статус. На основании обобщения и практического учета результатов обследования легче осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Принцип всестороннего воздействия предполагает обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.
Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Так, у детей с логопедическим заключением «ФФНР. Стертая псевдобульбарная дизартрия» на занятиях по логопедической ритмике в первую очередь необходимо развивать координацию движений, певческий диапазон голоса, воспитывать просодику речи, нормализовывать речевую функцию, корректировать эмоционально-личностную сферу. При работе с детьми, у которых выявлено общее недоразвитие речи, внимание акцентируется на развитии неречевых психических функций, фонематическом восприятии, общей, тонкой и речевой моторике. Для детей с тяжелым нарушением речи («Общее недоразвитие речи (соответствующего уровня речевого развития). Стертая псевдобульбарная дизартрия») проводимые лого-ритмические занятия должны быть направлены на коррекцию моторных нарушений, развитие неречевых и речевых функций, восстановление связи между речевой и общей моторикой и т. д.
Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъеме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.
Необходимо осуществлять связь занятий по логопедической ритмике с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушанием музыки, пением, музыкально-ритмическими движениями, праздниками, танцевальным творчеством). На данных занятиях делайте упор на те установки, которые дети получили на логопедических, познавательных, физкультурных, музыкальных занятиях. Учитывайте приближающееся к норме состояние мышечного тонуса у детей с речевыми нарушениями после физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры.
Для повышения эффективности работы большое внимание следует уделять обеспечению взаимосвязи всех специалистов и родителей. На основании выявленной симптоматики специалистами назначается и проводится индивидуальная программа, включающая медикаментозное лечение, логопедические и физические занятия и упражнения. Работа идет в тесной взаимосвязи с родителями. Они регулярно приглашаются на ло-горитмические занятия. Это позволяет им видеть успехи ребенка и то, над чем еще предстоит работать дома.
С целью достижения наибольшего эффекта должен также учитываться принципэтапности, определяющий логическую последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному». В соответствии с этим работа с детьми на занятиях по логопедической ритмике делится на 3 этапа.
Первый этап — подготовительный. Он включает:
создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей;
формирование устойчивого слухового и зрительного внимания;
воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений;
развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха;
развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона;
развитие чувства ритма;
развитие общей, тонкой моторики, мимики;
развитие артикуляционного аппарата;
формирование у детей подражательности движениям педагога;
обучение детей навыкам релаксации;
обогащение пассивного и активного словаря;
коррекцию эмоционально-личностной сферы;
формирование способности отражать лексическую тему в
изобразительной деятельности.
Второй этап — этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Он включает в себя:
продолжение развития неречевых функций, указанных в
подготовительном этапе;
развитие мышления;
совершенствование речевой моторики для формирования
артикуляционной базы звуков;
развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха;
развитие фонематического восприятия;
формирование связной речи, расширение понимания
грамматических форм слов;
закрепление навыков релаксации;
обогащение пассивного и активного словаря;
коррекцию эмоционально-личностной сферы;
развитие умения отражать лексическую тему в изобрази
тельной деятельности.
Третий этап — этап формирования коммуникативных умений и навыков. Он включает:
закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики;
дальнейшее развитие музыкального слуха;
развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия;
развитие речевой моторики;
формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;
накопление пассивного и активного словаря ребенка;
дальнейшую коррекцию эмоционально-личностной сферы;
закрепление навыков отражать лексическую тему в изобразительной деятельности.
Методы и приемы обучения на занятиях по логопедической ритмике
Построение логоритмических занятий базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Они подбираются в процессе обучения с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития ребенка, его физического состояния.
Так, при обучении движению используются:
наглядно-зрительные приемы, такие как показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий
(карточки, фотографии и т.д.);
приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т. д.
наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и другие музыкальные инструменты; короткие стихотворения.
Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приемы:
• краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;
пояснение и показ движения;
указания при самостоятельном воспроизведении детьми
показанного педагогом движения;
разъяснение смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народного творчества образный сюжетный рассказ для развития выразительных
движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (он длится 1—2 минуты);
словесную инструкцию, которая позволяет оживить следы
прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать
новые знания и умения.
Кроме наглядных и словесных методов, используются также практические. Они обеспечивают на игровых занятиях проверку правильности восприятия детьми заданий. Практические методы могут реализовываться в игровой или соревновательной формах.
Игровая форма активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия и творческую инициативу.
Соревновательная форма практического метода применяется как средство совершенствования уже отработанных двигательных навыков, воспитания чувства коллективизма. Она используется как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков и воспитанию морально-волевых качеств личности.
Структура и содержание занятий по логопедической ритмике
Каждое занятие по логопедической ритмике проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребенка к основным моторной и речевой нагрузкам. В подготовительной части используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Широко используются вводные упражнения, например «Тропинка», «В парке», «Сугробы», «Ритмическая разминка», «Пойдем в огород», «На дачу» и т. д. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- и левостороннем направлениях движения, в маршировке спиной назад, к центру. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики,обручи. Музыкально-ритмические упражнения, например «Едем к бабушке в деревню», «Танцуйте сидя», подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движений, мышечного тонуса.
Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
на развитие основных сторон внимания;
регулирующие мышечный тонус;
счетные упражнения;
формирующие чувство музыкального размера;
на развитие чувства темпа и ритма;
на развитие координации движения;
на координацию речи с движением;
на координацию пения с движением;
слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
пение;
игра на музыкальных инструментах;
на развитие тонких движений пальцев рук;
на развитие речевых и мимических движений;
игры (статические, малоподвижные, подвижные).
Переход к основной части занятия осуществляется по мере готовности организма ребенка к восприятию физических и эмоциональных нагрузок. При этом переход должен быть логичным завершением подготовительной части, незаметным для ребенка, но настраивающим его на главный вид деятельности. Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В нее входят Упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.
После проведения занятия по логопедической ритмике организуется изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование) под руководством логопеда, педагога для передачи впечатлений, полученных на занятии, воспитания способности отражать лексическую тему в изобразительной деятельности.
Данные занятия проводятся один раз в неделю. На них закрепляются и отрабатываются умения, навыки, знания, полученные на предшествующих логопедических занятиях, на которых использовались элементы логопедической ритмики.
Рассмотрим подробнее каждый из видов упражнений, рекомендованных для включения в занятия по логопедической ритмике.
Упражнения на развитие у детей дыхания, голоса и артикуляции целесообразно проводить на подготовительном этапе. По мере успешного устранения речевого нарушения количество этих упражнений сокращается, но не исключаются, так как в использовании логоритмического и логопедического материалов должна быть преемственность. Эти упражнения проводятся для нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата детей.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность. В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала отдельно согласные: [с], [х], [т], [щ], затем отдельно гласные звуки, затем — согласные в сочетании с гласными звуками. Далее дети обучаются произносить на выдохе слова с открытыми и закрытыми слогами, затем двух- и трехсложные слова, а также фразы (для детей средней группы из 3 слов, для старшей — из 4, для подготовительной — из 5 слов).
Примерами упражнений на развитие дыхания являются упражнения «Что это?», «Летят листочки», «Узнай фрукт», «Соль на ладошке», «Вьюга», «Пильщики», «Капитаны». Упражнения на развитие голоса — «Ау!», «Самолеты», «Летит ракета», «Пароходы» и т.д. Для развития артикуляции служат упражнения «Трубочка», «Заборчик», «Лягушки улыбаются», «Рупор» и др.
В упражнениях «Ау!», «Самолеты», «Летит ракета» развиваются сила голоса, высота, длительность звучания и выразительность. Эти упражнения сочетаются с движениями рук, туловища, головы.
Упражнения для развития голоса проводятся под музыку и без нее. Гласные звуки дети поют с изменением высоты голоса. Длительность звучания зависит от продолжительности выдоха. Для формирования выразительности голоса используется мелодекламация: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной интонациями под соответствующую музыку. Дополнительно проводятся артикуляторные упражнения для развития четкой дикции. Сначала под счет педагога или ритмичную музыку гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко изолированно, а затем в ряду из 2—3—4 гласных и всего ряда. Затем на выдохе произносятся слоги, слова со звуками [п], [т], [к], [ш] шепотом и громко, четверостишия со сменой ударения и темпа речи.
На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков дыхательные, голосовые, артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с пением. В занятия по развитию дыхания, голоса и артикуляции включаются пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: Ах!, Ох!, Ух!, Ой!
На занятиях по логопедической ритмике также проводятся упражнения, регулирующие мышечный тонус. (Например: «Птички», «Веселые ножки», «На парад», «Лужи» и т.д.) Они помогают детям почувствовать свои мышцы, учат управлять Движениями. Дети знакомятся с громким и тихим звучаниями музыкального инструмента, стоя или сидя около него и выполняя во время тихого звучания слабые движения, а во время громкого — сильные. Затем упражнения усложняются, и дети выполняют их при ходьбе, беге, подскоках с предметами Выделяются общеразвивающие и коррекционные упражнения. Общеразвивающие упражнения могут быть с предметами (например, с мячом) и без них. В движениях с мячом чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия. Чувство равновесия развивается у детей в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания. Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку.
Неотъемлемой составляющей логоритмических занятий являются упражнения, активизирующие внимание. Например, «Жуки», «Дятел», «Прогулка», «Марш» и т. д. Они формируют быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную; умение воспроизводить ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Для сопровождения упражнений на развитие внимания широко используются слово, музыка, жесты.
Для коррекции поведения детей при выполнении заданий используются счетные упражнения. Они помогают детям встать парами или по трое, построиться в две шеренги. Во время счетных упражнений педагог произносит цифры, слова, стихи. Дети повторяют за ним текст и одновременно выполняют движения, как, например, в игре «Моем, чистим зубы» О. С. Боромыковой:
Моем шею, моем уши, Вытираем их посуше. Чистота всего дороже! Мы и зубы чистим тоже Порошком, порошком. Один, два, три, Зубы щеткой чище три.
На счет «один, два, три» дети должны трижды хлопнуть в ладоши.
В занятия по логопедической ритмике включаются речевые упражнения с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения. Примером могут служить упражнения «Грибочки», «Повар» и т.д. Подбирается материал для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения у детей с диагнозом «ОНР. Стертая псевдобульбарная дизартрия». Следует помнить, что дети с подобным диагнозом не могут одновременно выполнять действия и произносить стихи из-за расстройства дыхания. Их необходимо разделить на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет движения, а другая произносит стихотворение.
На занятиях по логопедической ритмике детям дается первоначальное понятие об акценте как ударном моменте в звучании. Они должны научиться прислушиваться и различать отдельные моменты на фоне равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением, например таким образом. Музыкальный руководитель выделяет аккордом акцент в любом регистре музыкального инструмента. Дети, стоя или сидя на месте, дают условную двигательную реакцию хлопком, движением ноги, передачей, ловлей мяча. Такие упражнения подготавливают детей к работе над акцентом — метрическим и переходным. При выполнении заданий на метрический акцент необходимо точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через определенные промежутки времени. Сначала условное движение выполняется только руками или ногами, позже движения становятся комбинированными, например на акцент — шаг вперед, на последующие, слабые части звучания — хлопки. Эти упражнения могут проводиться как индивидуально, так и со всей группой, но необходимо следить, чтобы каждый выполнял задание индивидуально, не нарушая своей ошибкой общего фона.
Также используются упражнения на восприятие переходного акцента. Переходный акцент не всегда падает на счет «раз», а последовательно переходит в каждом следующем такте на «два», «три», «четыре». Переход акцента важен в ритмичных Упражнениях с речью. Например:
Потапка топает в тапках (1, 2, 3);
Потапка топает в тапках (1, 2, 3);
Потапка топает в тапках (1, 2, 3).
Или:
Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3);
Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3);
Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3).
Логопед выписывает на доске цифры и объясняет, что выделенные цифры означают акцент. Дети считывают цифры, сопровождая ударные моменты хлопками и усилением голоса. Затем переходный акцент закрепляется в ходьбе: на ударный счет делается шаг вперед, а на безударный — шаг назад. Эти упражнения помогают усвоить логическое ударение в речи.
Нормализация темпа общих движений содействует формированию правильного речевого темпа. Для этого в занятия должны включаться соответствующие упражнения. Зная темп движения каждого ребенка, можно скорректировать темп того, у кого слишком быстрое или замедленное движение. У детей с речевыми нарушениями отработка темпа движений происходит во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами. Примером могут служить упражнения «Едем к бабушке в деревню», «Самолеты», «Жигули» и др.
Ритмические упражнения служат средством формирования и развития у детей с речевой патологией чувства ритма и выразительности в движении и в речи. Известно, что дети с диагнозом «ОНР. Стертая псевдобульбарная дизартрия» справляются не со всеми ритмическими заданиями. Например, они не могут простучать несложный ритмический рисунок. Обучение детей воспроизведению ритмического рисунка хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне, игрой на дудочке ведется с помощью несложных в ритмическом отношении музыкальных произведений, русских народных мелодий, знакомых детям мелодий из мультфильмов. Если ребенок не может воспроизвести показанный в медленном темпе или по частям ритмический рисунок, то педагог берет его руки в свои и действует ими, а затем просит ребенка повторить то же действие.
При разучивании сложных композиций сначала осваивается движение, состоящее из небольшого числа элементов, затем их количество постепенно увеличивается. Когда дети осваивают технологию повторения действия по подражанию, число элементов перестает влиять на результат. В ходе занятий используются упражнения на угадывание животного по его характерным движениям, имитацию действий и движений людей (мести дорожки, играть в снежки, варить суп, кататься на лыжах, коньках и т. д.). Движения выполняются ритмично, под музыку.
Кроме того, на занятиях дети обучаются правильному восприятию изображений по картинке. Сначала им демонстрируется действие, а дети повторяют его. Затем одна группа детей называет действие, а другая группа его выполняет. Постепенно в работу включаются картинки с изображением различных действий, например: человек копает землю, делает скворечник, прыгает через лужи и др.
Важное место занимает формирование чувства коллективного ритма. Наибольший эффект достигается при использовании плясок, танцев, хороводов. В занятия можно включать, например, хороводы: «Урожайная», «Блины», «Масленица», «Тает снег, тает лед» и т.д., танец с ложками, «Пляска», движение под музыку и пение «Мы — маленькие зайки» и т. д.
На занятиях широко используется пение. Пение — сложный процесс звукообразования, где важны координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выяснить певческий диапазон голоса детей. Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется расстоянием от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Учитываются возрастные возможности детей. Для детей средней группы 4—5 лет диапазон составляет «ре — си» первой октавы, для детей старшей группы 5—6 лет «ре — си» первой октавы, иногда «до» второй октавы. Для детей подготовительной к школе группы 6—7 лет «ре» первой октавы — «до» второй октавы.
Важно сформировать правильную позу. Необходимо напоминать детям, что во время пения нужно сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч, положив руки на колени или опустив вдоль туловища.
В ходе занятий по логопедической ритмике у детей воспитываются вокальные навыки, дети учатся петь звонко, легко, напевно, без крика, не делая вдох в середине слова или музыкальной фразы. Во время пения вдох должен быть быстрым, глубоким, а выдох — медленным, дикция — четкая и ясная. Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания используются мелодии с короткими и длинными тональностями, на которых воспитываются постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. На таких занятиях формируются хоровые навыки — взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль означает слитность, т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование. В начале коррекционного курса подбираются песни с короткими предложениями, а позднее — с длинными. Темп — медленный и средний. Предпочтение отдается песням, в тексте которых много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные мешают правильному звукообразованию и певческой дикции. Детям легче усвоить интонацию мелодии, если ее строение имеет ясную ладовую основу, т. е. если в ней часто встречаются звуки технического трезвучия. При выборе песни необходимо выполнять следующие условия:
соответствие возрасту;
коррекционная направленность;
содержательность;
простота и запоминаемость мелодии;
возможность инсценирования текста песни.
При обучении пению можно использовать следующие приемы. Перед слушанием песни провести беседу о ее содержании, раскрыть настроение, чувства, выраженные в песне. Затем педагог выразительно исполняет песню, показывает отдельные певческие моменты, обращает внимание детей на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. В занятиях по логопедической ритмике используется песенный репертуар, рекомендованный программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
С помощью музыкальных игрушек и детских инструментов развиваются творческие и музыкально-сенсорные способности детей. На занятиях по логопедической ритмике можно использовать:
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты — бубны, треугольники, погремушки, деревянные ложки;
игрушки-инструменты, издающие звуки только одной вы
соты, — дудки, свирели;
игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим
звукорядами — металлофоны, колокольчики.
Колокольчики используются для развития звуковысотного
слуха. Они звучат различно по высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, а какой ниже. Для формирования различения направления звукоряда используется металлофон, поставленный наклонно. Для развития ритмического чувства хорошо использовать деревянные ложки, маракасы, треугольники, погремушки, бубны. Педагог показывает детям ритмический рисунок, а они его повторяют. Для развития тембрового слуха дети учатся сравнивать звучание не только струнных, но и духовых или ударных инструментов, а также сходных по тембру и характеру звучания, например металлофона и треугольника. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра «Близко — далеко»). Игры на музыкальных инструментах способствуют развитию мелкой моторики, дыхания (во время игры на дудочках), голоса и артикуляции (при исполнении песен), слуха (при подборе знакомых песен, считалок).
На логоритмических занятиях используется самостоятельная музыкальная деятельность. Она тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски. Применяются также и статические игры, где движения ограничены по количеству, а главным действующим элементом является эмоциональный фактор (игры «Сладкое варенье и лимон», «Солнышко и туча», «Кислая и сладкая ягоды» и т. д.)- Находят применение малоподвижные и полуподвижные игры, где есть элементы статики и движения. В этих играх физическая и нервная нагрузки умеренные, они содержат больше эмоциональности (игры «Что сделать, чтобы вырос красивый цветок?»,«Море волнуется», этюд «Ой, ой, живот болит»). Проводимые с детьми подвижные игры («У медведя во бору», «Веснянка», «Звездочет» и другие) характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются бег, прыжки, ходьба, которые требуют быстроты реакции, силы, ловкости. Применяются также сюжетные подвижные игры, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный образ («Вот идет лиса», «Лиса и утка», «Хитрый кот»). Кроме того, используются несюжетные подвижные игры, которые содержат двигательные задания с элементами соревнования («Кто самый меткий?», «Кто быстрее построит гнездо?»). Игры-драматизации стихотворного и прозаического текстов на разные темы и сюжеты проводятся с музыкой и без нее. Содержание игры и образов дети передают движениями, мимикой, пантомимикой, выразительной речью («Гриб-грибочек», «Сидела кошка на окошке»).
Для развития орального праксиса необходимо добиться динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы, развить моторную, сенсомоторную координации, доведя выполнение движений до автоматизма. Этому способствуют упражнения «Кулачки», «Уточка», «Парикмахерская». Широко используются специальные упражнения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. С их помощью дети учатся мимикой показывать веселого, грустного человека, человека, пробующего кислый лимон и сладкое варенье. В упражнения по звукоподражанию включаются восклицания Ох!, Ух!, Ах! Все артикуляционные упражнения выполняются детьми под счет, ритмичную музыку, метроном, речевое сопровождение. Примерами таких упражнений служат: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Чищу зубы», «Качели» и т.д. Особое место в системе занятий по логопедической ритмике занимают упражнения для развития фонематического восприятия. Отмечено, что на первом этапе обучения дети правильно употребляют звуки в отработанных словах и фразах, выделяют звук в словах, анализируют слоги и слова, но при практическом применении полученных знаний они должны правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и сочетаний. Как раз этих практических навыков свободного, произвольного владения речевыми средствами детям не хватает. На логопедических занятиях и занятиях по логопедической ритмике работа начинается с простых слоговых упражнений, с помощью которых отрабатывается произношение поставленных звуков в слогах, развивается способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду. Такие упражнения развивают чувство ритма, концентрируют внимание детей на изменении звукового состава слова, подготавливают к самостоятельному выделению ударного слога.
Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяются специальные упражнения и игры со стихами. Стихи помогают детям легче преодолеть трудности произношения. Используются считалки, в которых каждый ритмический акцент сопровождается движением руки. Например:
Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком — Получилась полка.