Принципы организации занятий по логопедической ритмике




Методические рекомендации

Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, самосто­ятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается доста­точный словарный запас.

У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошиб­ки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематиче­ского восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошколь­ного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной

школы.

На основе нашего опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль может сыграть лого­педическая ритмика. Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помо­щью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познаватель­ную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к усло­виям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с рече­выми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Не зря понятие ритма вошло в название логопе­дической ритмики. При ее использовании повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.

Цель и задачи логопедической ритмики

 

Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и ис­правление неречевых и речевых психических функций. Лого­педическая ритмика помогает решать оздоровительные, обра­зовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, поход­ки. Развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представле­ний. Развитие ловкости, силы, переключаемое™, координа­ции движений, организаторских способностей.

Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмиче­скую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Вос­питание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие органи­заторских способностей.

Коррекционные задачи. Коррекционная направленность ло­гопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапно­стью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.

Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют на­рушенные функции, а с другой — развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроиз­ведения речевого и двигательного материала.

Принципы организации занятий по логопедической ритмике

Занятия по логопедической ритмике строятся на общеди­дактических и специфических принципах.

Поскольку важным для занятий является принцип систе­матичности, элементы логопедической ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика дает устойчивый результат: в организме ребенка и его психомото­рике происходит положительная перестройка различных сис­тем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной. Учитывайте, что только при систематических по­вторениях формируются и закрепляются здоровые двигатель­ные динамические стереотипы, и включайте новые раздражи­тели в выработанный динамический стереотип без резких из­менений, с постепенной дозировкой уровня сложности. Одни и те же упражнения и игры повторяйте. Постепенное услож­нение двигательных, речевых и музыкальных заданий дости­гается правильным распределением материала на занятиях в течение всего года. Побудительные мотивации на занятиях по логопедической ритмике строятся на отношении ребенка к своей деятельности. По мнению Г. А. Волковой, сознательная, активная деятельность ребенка зависит от возникающего ин­тереса к предполагаемому заданию, сознательного его воспри­ятия, понимания цели и способа выполнения. Активность де­тей стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, играми и упражнениями. На занятиях стоит широко использовать принцип наглядности. При разучивании новых Движений безукоризненный практический показ движений педагогом создает объективную предпосылку для успешного их освоения. Педагог — это образец для детей.

Следует отметить, что часто приходится занижать требования. С детьми речевой старшей группы занятия строятся по материалу массовой средней группы. Предварительное обсле­дование каждого ребенка помогает выяснить степень наруше­ния, темперамент, двигательный статус. На основании обоб­щения и практического учета результатов обследования легче осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Принцип всестороннего воздействия предполагает обеспе­чение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные ме­ханизмы регуляции и способствуют комплексности корректи­рующих воздействий.

Этиопатогенетический принцип требует дифференцирован­ного построения занятий в зависимости от причины и патогене­за речевого расстройства. Так, у детей с логопедическим заклю­чением «ФФНР. Стертая псевдобульбарная дизартрия» на заня­тиях по логопедической ритмике в первую очередь необходимо развивать координацию движений, певческий диапазон голоса, воспитывать просодику речи, нормализовывать речевую функ­цию, корректировать эмоционально-личностную сферу. При ра­боте с детьми, у которых выявлено общее недоразвитие речи, внимание акцентируется на развитии неречевых психических функций, фонематическом восприятии, общей, тонкой и рече­вой моторике. Для детей с тяжелым нарушением речи («Общее недоразвитие речи (соответствующего уровня речевого разви­тия). Стертая псевдобульбарная дизартрия») проводимые лого-ритмические занятия должны быть направлены на коррекцию моторных нарушений, развитие неречевых и речевых функций, восстановление связи между речевой и общей моторикой и т. д.

Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физи­ческие возможности детей с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъеме, с быстрой сменой дея­тельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Необходимо осуществлять связь занятий по логопедической ритмике с другими медико-психолого-педагогическими воздей­ствиями и основными видами музыкальной деятельности (слу­шанием музыки, пением, музыкально-ритмическими движе­ниями, праздниками, танцевальным творчеством). На данных занятиях делайте упор на те установки, которые дети получили на логопедических, познавательных, физкультурных, музыкаль­ных занятиях. Учитывайте приближающееся к норме состояние мышечного тонуса у детей с речевыми нарушениями после фи­зиотерапии, массажа, лечебной физкультуры.

Для повышения эффективности работы большое внимание следует уделять обеспечению взаимосвязи всех специалистов и родителей. На основании выявленной симптоматики специ­алистами назначается и проводится индивидуальная програм­ма, включающая медикаментозное лечение, логопедические и физические занятия и упражнения. Работа идет в тесной вза­имосвязи с родителями. Они регулярно приглашаются на ло-горитмические занятия. Это позволяет им видеть успехи ре­бенка и то, над чем еще предстоит работать дома.

С целью достижения наибольшего эффекта должен также учитываться принципэтапности, определяющий логическую последовательность приобретения, закрепления и совершен­ствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному». В соответ­ствии с этим работа с детьми на занятиях по логопедической ритмике делится на 3 этапа.

Первый этап — подготовительный. Он включает:

создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его дви­гательных и музыкальных способностей;

формирование устойчивого слухового и зрительного вни­мания;

воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основ­ных движений;

развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха;

развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пе­нии, певческого диапазона;

развитие чувства ритма;

развитие общей, тонкой моторики, мимики;

развитие артикуляционного аппарата;

формирование у детей подражательности движениям педагога;

обучение детей навыкам релаксации;

обогащение пассивного и активного словаря;

коррекцию эмоционально-личностной сферы;

формирование способности отражать лексическую тему в
изобразительной деятельности.

Второй этап — этап формирования первичных произноси­тельных умений и навыков. Он включает в себя:

продолжение развития неречевых функций, указанных в
подготовительном этапе;

развитие мышления;

совершенствование речевой моторики для формирования
артикуляционной базы звуков;

развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха;

развитие фонематического восприятия;

формирование связной речи, расширение понимания
грамматических форм слов;

закрепление навыков релаксации;

обогащение пассивного и активного словаря;

коррекцию эмоционально-личностной сферы;

развитие умения отражать лексическую тему в изобрази­
тельной деятельности.

Третий этап — этап формирования коммуникативных уме­ний и навыков. Он включает:

закрепление двигательных умений общей и мелкой мото­рики;

дальнейшее развитие музыкального слуха;

развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантоми­мики, просодики речи, фонематического восприятия;

развитие речевой моторики;

формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;

накопление пассивного и активного словаря ребенка;

дальнейшую коррекцию эмоционально-личностной сферы;

закрепление навыков отражать лексическую тему в изобра­зительной деятельности.

Методы и приемы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Построение логоритмических занятий базируется на сово­купности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Они подбираются в процессе обуче­ния с учетом степени усвоения двигательного материала, об­щего развития ребенка, его физического состояния.

Так, при обучении движению используются:

наглядно-зрительные приемы, такие как показ педаго­гом движения; подражание образам окружающей жизни; ис­пользование зрительных ориентиров и наглядных пособий
(карточки, фотографии и т.д.);

приемы для обеспечения тактильно-мышечной нагляд­ности с применением различного инвентаря: обручей, куби­ков, гимнастических палок, скакалок и т. д.

наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции дви­жения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и другие музыкальные инструменты; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приемы:

• краткое одновременное описание и объяснение новых дви­жений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;

пояснение и показ движения;

указания при самостоятельном воспроизведении детьми
показанного педагогом движения;

разъяснение смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;

команды для акцентирования внимания и одновременно­сти действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народного творчества образный сюжетный рассказ для развития выразительных
движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (он длится 1—2 минуты);

словесную инструкцию, которая позволяет оживить следы
прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать
новые знания и умения.

Кроме наглядных и словесных методов, используются также практические. Они обеспечивают на игровых занятиях проверку правильности восприятия детьми заданий. Практи­ческие методы могут реализовываться в игровой или соревно­вательной формах.

Игровая форма активизирует элементы наглядно-образно­го и наглядно-действенного мышления, помогает совершен­ствовать разнообразные двигательные навыки, развивает само­стоятельность движений, быстроту ответной реакции на изме­няющиеся условия и творческую инициативу.

Соревновательная форма практического метода применя­ется как средство совершенствования уже отработанных дви­гательных навыков, воспитания чувства коллективизма. Она используется как воспитательное средство, содействующее со­вершенствованию двигательных навыков и воспитанию мо­рально-волевых качеств личности.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Каждое занятие по логопедической ритмике проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Дан­ное время необходимо для подготовки организма ребенка к ос­новным моторной и речевой нагрузкам. В подготовительной части используются такие упражнения, как повороты и накло­ны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями ру­ками, с изменением направления и темпа движения, с пере­строениями. Широко используются вводные упражнения, на­пример «Тропинка», «В парке», «Сугробы», «Ритмическая разминка», «Пойдем в огород», «На дачу» и т. д. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- и левостороннем направлениях движения, в марши­ровке спиной назад, к центру. Вводные упражнения дают уста­новку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для трениров­ки устойчивости широко используются упражнения с переша­гиванием через гимнастические палки, кубики,обручи. Музы­кально-ритмические упражнения, например «Едем к бабушке в деревню», «Танцуйте сидя», подготовительной части направле­ны на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движений, мышечного тонуса.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

на развитие основных сторон внимания;

регулирующие мышечный тонус;

счетные упражнения;

формирующие чувство музыкального размера;

на развитие чувства темпа и ритма;

на развитие координации движения;

на координацию речи с движением;

на координацию пения с движением;

слушание музыки для снятия эмоционального и мышеч­ного напряжения;

пение;

игра на музыкальных инструментах;

на развитие тонких движений пальцев рук;

на развитие речевых и мимических движений;

игры (статические, малоподвижные, подвижные).
Переход к основной части занятия осуществляется по мере готовности организма ребенка к восприятию физических и эмоциональных нагрузок. При этом переход должен быть ло­гичным завершением подготовительной части, незаметным для ребенка, но настраивающим его на главный вид деятельности. Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В нее входят Упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокой­ную музыку.

После проведения занятия по логопедической ритмике ор­ганизуется изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование) под руководством логопеда, педагога для передачи впечатлений, полученных на занятии, воспитания способности отражать лексическую тему в изобразительной деятельности.

Данные занятия проводятся один раз в неделю. На них закрепляются и отрабатываются умения, навыки, знания, по­лученные на предшествующих логопедических занятиях, на которых использовались элементы логопедической ритмики.

Рассмотрим подробнее каждый из видов упражнений, ре­комендованных для включения в занятия по логопедической ритмике.

Упражнения на развитие у детей дыхания, голоса и арти­куляции целесообразно проводить на подготовительном этапе. По мере успешного устранения речевого нарушения количе­ство этих упражнений сокращается, но не исключаются, так как в использовании логоритмического и логопедического ма­териалов должна быть преемственность. Эти упражнения про­водятся для нормализации деятельности периферических от­делов речевого аппарата детей.

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность вы­доха, его силу и постепенность. В упражнения включается ре­чевой материал, произносимый на выдохе. Сначала отдельно согласные: [с], [х], [т], [щ], затем отдельно гласные звуки, затем — согласные в сочетании с гласными звуками. Далее дети обучаются произносить на выдохе слова с открытыми и закрытыми слогами, затем двух- и трехсложные слова, а также фразы (для детей средней группы из 3 слов, для старшей — из 4, для подготовительной — из 5 слов).

Примерами упражнений на развитие дыхания являются упражнения «Что это?», «Летят листочки», «Узнай фрукт», «Соль на ладошке», «Вьюга», «Пильщики», «Капитаны». Упражнения на развитие голоса — «Ау!», «Самолеты», «Летит ракета», «Пароходы» и т.д. Для развития артикуляции служат упражнения «Трубочка», «Заборчик», «Лягушки улыбаются», «Рупор» и др.

В упражнениях «Ау!», «Самолеты», «Летит ракета» разви­ваются сила голоса, высота, длительность звучания и вырази­тельность. Эти упражнения сочетаются с движениями рук, ту­ловища, головы.

Упражнения для развития голоса проводятся под музыку и без нее. Гласные звуки дети поют с изменением высоты голоса. Длительность звучания зависит от продолжительности выдоха. Для формирования выразительности голоса используется мело­декламация: чтение стихотворения с вопросительной, воскли­цательной, побудительной интонациями под соответствующую музыку. Дополнительно проводятся артикуляторные упражне­ния для развития четкой дикции. Сначала под счет педагога или ритмичную музыку гласные обозначаются немой артикуля­цией, затем произносятся шепотом и громко изолированно, а затем в ряду из 2—3—4 гласных и всего ряда. Затем на выдохе произносятся слоги, слова со звуками [п], [т], [к], [ш] шепотом и громко, четверостишия со сменой ударения и темпа речи.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков дыхательные, голосовые, артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматиза­ции, в ходьбу с замедлением, в упражнения с пением. В за­нятия по развитию дыхания, голоса и артикуляции включают­ся пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: Ах!, Ох!, Ух!, Ой!

На занятиях по логопедической ритмике также проводятся упражнения, регулирующие мышечный тонус. (Например: «Птички», «Веселые ножки», «На парад», «Лужи» и т.д.) Они помогают детям почувствовать свои мышцы, учат управлять Движениями. Дети знакомятся с громким и тихим звучаниями музыкального инструмента, стоя или сидя около него и вы­полняя во время тихого звучания слабые движения, а во время громкого — сильные. Затем упражнения усложняются, и дети выполняют их при ходьбе, беге, подскоках с предметами Выделяются общеразвивающие и коррекционные упраж­нения. Общеразвивающие упражнения могут быть с предме­тами (например, с мячом) и без них. В движениях с мячом чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц. Коррекционные упражнения применя­ются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия. Чувство равновесия развивается у детей в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания. Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку.

Неотъемлемой составляющей логоритмических занятий являются упражнения, активизирующие внимание. Например, «Жуки», «Дятел», «Прогулка», «Марш» и т. д. Они формируют быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раздра­жители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную; умение воспроизводить ряд последовательных дей­ствий, способность переключаться с одного движения на дру­гое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Для сопровождения упражнений на развитие внимания широ­ко используются слово, музыка, жесты.

Для коррекции поведения детей при выполнении заданий используются счетные упражнения. Они помогают детям встать парами или по трое, построиться в две шеренги. Во время счет­ных упражнений педагог произносит цифры, слова, стихи. Дети повторяют за ним текст и одновременно выполняют движения, как, например, в игре «Моем, чистим зубы» О. С. Боромыковой:

Моем шею, моем уши, Вытираем их посуше. Чистота всего дороже! Мы и зубы чистим тоже Порошком, порошком. Один, два, три, Зубы щеткой чище три.

На счет «один, два, три» дети должны трижды хлопнуть в ладоши.

В занятия по логопедической ритмике включаются рече­вые упражнения с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения. Примером могут служить уп­ражнения «Грибочки», «Повар» и т.д. Подбирается материал для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения у детей с диагнозом «ОНР. Стертая псевдобульбарная диз­артрия». Следует помнить, что дети с подобным диагнозом не могут одновременно выполнять действия и произносить стихи из-за расстройства дыхания. Их необходимо разделить на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет движения, а другая произносит стихотворение.

На занятиях по логопедической ритмике детям дается пер­воначальное понятие об акценте как ударном моменте в зву­чании. Они должны научиться прислушиваться и различать отдельные моменты на фоне равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением, например таким образом. Музыкальный руководитель выделяет аккордом ак­цент в любом регистре музыкального инструмента. Дети, стоя или сидя на месте, дают условную двигательную реакцию хлопком, движением ноги, передачей, ловлей мяча. Такие уп­ражнения подготавливают детей к работе над акцентом — мет­рическим и переходным. При выполнении заданий на метри­ческий акцент необходимо точное совпадение движения с ак­центом, чередующимся через определенные промежутки времени. Сначала условное движение выполняется только ру­ками или ногами, позже движения становятся комбинирован­ными, например на акцент — шаг вперед, на последующие, слабые части звучания — хлопки. Эти упражнения могут про­водиться как индивидуально, так и со всей группой, но необ­ходимо следить, чтобы каждый выполнял задание индивиду­ально, не нарушая своей ошибкой общего фона.

Также используются упражнения на восприятие переход­ного акцента. Переходный акцент не всегда падает на счет «раз», а последовательно переходит в каждом следующем такте на «два», «три», «четыре». Переход акцента важен в ритмичных Упражнениях с речью. Например:

Потапка топает в тапках (1, 2, 3);

Потапка топает в тапках (1, 2, 3);

Потапка топает в тапках (1, 2, 3).

Или:

Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3);

Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3);

Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3).

Логопед выписывает на доске цифры и объясняет, что вы­деленные цифры означают акцент. Дети считывают цифры, сопровождая ударные моменты хлопками и усилением голоса. Затем переходный акцент закрепляется в ходьбе: на ударный счет делается шаг вперед, а на безударный — шаг назад. Эти упражнения помогают усвоить логическое ударение в речи.

Нормализация темпа общих движений содействует форми­рованию правильного речевого темпа. Для этого в занятия должны включаться соответствующие упражнения. Зная темп движения каждого ребенка, можно скорректировать темп того, у кого слишком быстрое или замедленное движение. У детей с речевыми нарушениями отработка темпа движений проис­ходит во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами. Примером могут служить упражнения «Едем к бабушке в деревню», «Самолеты», «Жигули» и др.

Ритмические упражнения служат средством формирования и развития у детей с речевой патологией чувства ритма и выразительности в движении и в речи. Известно, что дети с диагнозом «ОНР. Стертая псевдобульбарная дизартрия» справляются не со всеми ритмическими заданиями. Напри­мер, они не могут простучать несложный ритмический рису­нок. Обучение детей воспроизведению ритмического рисунка хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне, игрой на дудочке ведется с помощью несложных в ритмическом отношении музыкальных произведений, русских народных мелодий, знакомых детям мелодий из мультфиль­мов. Если ребенок не может воспроизвести показанный в мед­ленном темпе или по частям ритмический рисунок, то педагог берет его руки в свои и действует ими, а затем просит ребенка повторить то же действие.

При разучивании сложных композиций сначала осваива­ется движение, состоящее из небольшого числа элементов, затем их количество постепенно увеличивается. Когда дети осваивают технологию повторения действия по подражанию, число элементов перестает влиять на результат. В ходе заня­тий используются упражнения на угадывание животного по его характерным движениям, имитацию действий и движений людей (мести дорожки, играть в снежки, варить суп, кататься на лыжах, коньках и т. д.). Движения выполняются ритмично, под музыку.

Кроме того, на занятиях дети обучаются правильному вос­приятию изображений по картинке. Сначала им демонстриру­ется действие, а дети повторяют его. Затем одна группа детей называет действие, а другая группа его выполняет. Постепенно в работу включаются картинки с изображением различных действий, например: человек копает землю, делает сквореч­ник, прыгает через лужи и др.

Важное место занимает формирование чувства коллектив­ного ритма. Наибольший эффект достигается при использо­вании плясок, танцев, хороводов. В занятия можно включать, например, хороводы: «Урожайная», «Блины», «Масленица», «Тает снег, тает лед» и т.д., танец с ложками, «Пляска», дви­жение под музыку и пение «Мы — маленькие зайки» и т. д.

На занятиях широко используется пение. Пение — слож­ный процесс звукообразования, где важны координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выяснить певческий диапазон голоса детей. Пев­ческий диапазон — это объем звуков, который определяется расстоянием от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Учитываются возраст­ные возможности детей. Для детей средней группы 4—5 лет диапазон составляет «ре — си» первой октавы, для детей стар­шей группы 5—6 лет «ре — си» первой октавы, иногда «до» второй октавы. Для детей подготовительной к школе группы 6—7 лет «ре» первой октавы — «до» второй октавы.

Важно сформировать правильную позу. Необходимо напо­минать детям, что во время пения нужно сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч, положив руки на колени или опус­тив вдоль туловища.

В ходе занятий по логопедической ритмике у детей воспи­тываются вокальные навыки, дети учатся петь звонко, легко, напевно, без крика, не делая вдох в середине слова или му­зыкальной фразы. Во время пения вдох должен быть быстрым, глубоким, а выдох — медленным, дикция — четкая и ясная. Для развития правильного звукообразования и певческого ды­хания используются мелодии с короткими и длинными то­нальностями, на которых воспитываются постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. На таких за­нятиях формируются хоровые навыки — взаимодействие ан­самбля и строя. Ансамбль означает слитность, т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование. В начале коррекционного курса подбираются песни с короткими предложениями, а позднее — с длинными. Темп — медленный и средний. Предпочтение отдается пес­ням, в тексте которых много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные мешают правильному звукообра­зованию и певческой дикции. Детям легче усвоить интонацию мелодии, если ее строение имеет ясную ладовую основу, т. е. если в ней часто встречаются звуки технического трезву­чия. При выборе песни необходимо выполнять следующие ус­ловия:

соответствие возрасту;

коррекционная направленность;

содержательность;

простота и запоминаемость мелодии;

возможность инсценирования текста песни.

При обучении пению можно использовать следующие при­емы. Перед слушанием песни провести беседу о ее содержа­нии, раскрыть настроение, чувства, выраженные в песне. Затем педагог выразительно исполняет песню, показывает от­дельные певческие моменты, обращает внимание детей на ар­тикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. В занятиях по логопедической ритмике используется песенный репертуар, рекомендованный программой воспитания и обучения в дет­ском саду под редакцией М. А. Васильевой.

С помощью музыкальных игрушек и детских инструмен­тов развиваются творческие и музыкально-сенсорные способ­ности детей. На занятиях по логопедической ритмике можно использовать:

игрушки-инструменты со звуком неопределенной высо­ты — бубны, треугольники, погремушки, деревянные ложки;

игрушки-инструменты, издающие звуки только одной вы­
соты, — дудки, свирели;

игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим
звукорядами — металлофоны, колокольчики.
Колокольчики используются для развития звуковысотного

слуха. Они звучат различно по высоте, и дети узнают, какой ко­локольчик поет выше, а какой ниже. Для формирования разли­чения направления звукоряда используется металлофон, постав­ленный наклонно. Для развития ритмического чувства хорошо использовать деревянные ложки, маракасы, треугольники, по­гремушки, бубны. Педагог показывает детям ритмический рису­нок, а они его повторяют. Для развития тембрового слуха дети учатся сравнивать звучание не только струнных, но и духовых или ударных инструментов, а также сходных по тембру и харак­теру звучания, например металлофона и треугольника. Для раз­вития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут усиливать или ослаблять звучание в зависи­мости от игровой ситуации (игра «Близко — далеко»). Игры на музыкальных инструментах способствуют развитию мелкой мо­торики, дыхания (во время игры на дудочках), голоса и артику­ляции (при исполнении песен), слуха (при подборе знакомых песен, считалок).

На логоритмических занятиях используется самостоятельная музыкальная деятельность. Она тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, испол­няют пляски. Применяются также и статические игры, где дви­жения ограничены по количеству, а главным действующим эле­ментом является эмоциональный фактор (игры «Сладкое варе­нье и лимон», «Солнышко и туча», «Кислая и сладкая ягоды» и т. д.)- Находят применение малоподвижные и полуподвижные игры, где есть элементы статики и движения. В этих играх физи­ческая и нервная нагрузки умеренные, они содержат больше эмоциональности (игры «Что сделать, чтобы вырос красивый цветок?»,«Море волнуется», этюд «Ой, ой, живот болит»). Про­водимые с детьми подвижные игры («У медведя во бору», «Вес­нянка», «Звездочет» и другие) характеризуются большой эмо­циональностью. В них включаются бег, прыжки, ходьба, кото­рые требуют быстроты реакции, силы, ловкости. Применяются также сюжетные подвижные игры, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный образ («Вот идет лиса», «Лиса и утка», «Хитрый кот»). Кроме того, используются несюжетные подвижные игры, которые содержат двигательные задания с эле­ментами соревнования («Кто самый меткий?», «Кто быстрее по­строит гнездо?»). Игры-драматизации стихотворного и прозаи­ческого текстов на разные темы и сюжеты проводятся с музыкой и без нее. Содержание игры и образов дети передают движения­ми, мимикой, пантомимикой, выразительной речью («Гриб-гри­бочек», «Сидела кошка на окошке»).

Для развития орального праксиса необходимо добиться ди­намичности, экономичности и скорости выполнения движе­ний туловища, рук, ног, головы, развить моторную, сенсомоторную координации, доведя выполнение движений до авто­матизма. Этому способствуют упражнения «Кулачки», «Уточка», «Парикмахерская». Широко используются специ­альные упражнения для мышц лица, губ, языка, нижней че­люсти, мягкого нёба. С их помощью дети учатся мимикой показывать веселого, грустного человека, человека, пробу­ющего кислый лимон и сладкое варенье. В упражнения по звукоподражанию включаются восклицания Ох!, Ух!, Ах! Все артикуляционные упражнения выполняются детьми под счет, ритмичную музыку, метроном, речевое сопровождение. При­мерами таких упражнений служат: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Чищу зубы», «Качели» и т.д. Особое место в системе занятий по логопедической ритмике занимают упраж­нения для развития фонематического восприятия. Отмечено, что на первом этапе обучения дети правильно употребляют звуки в отработанных словах и фразах, выделяют звук в словах, анализируют слоги и слова, но при практическом приме­нении полученных знаний они должны правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и сочетаний. Как раз этих практических навыков свободного, произвольного владе­ния речевыми средствами детям не хватает. На логопедиче­ских занятиях и занятиях по логопедической ритмике работа начинается с простых слоговых упражнений, с помощью ко­торых отрабатывается произношение поставленных звуков в слогах, развивается способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду. Такие упражнения развивают чувство ритма, концентрируют внимание детей на изменении звукового состава слова, под­готавливают к самостоятельному выделению ударного слога.

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяются специальные упражнения и игры со стихами. Стихи помогают детям легче преодолеть трудности произно­шения. Используются считалки, в которых каждый ритмиче­ский акцент сопровождается движением руки. Например:

Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком — Получилась полка.

Детям с речевой патологией трудно в нужны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: