Логопед. Как хорошо пахнет в лесу! (Дети под народную мелодию «Ласточка» поднимают голову вверх (вдох), медленно опускают вниз (выдох).)
Воспитание мягкой атаки голоса.
Логопед. Расскажем, какой воздух в лесу. Ах, какой чистый воздух! Ах, какой хвойный воздух! (Дети повторяют.)
7. Перераспределение мышечного тонуса средствами релаксации.
Логопед. Решила Маша посмотреть, где растет самая высокая сосна.
(Звучит французская мелодия. Дети на акцент выполняют сильное движение головы в сторону. На слабые доли возвращаются в исходное положение.)
Логопед. Навстречу Маше из-за сосны выглянул зайчик.
(Звучит музыка. Появляется воспитатель в костюме зайца)
Развитие артикуляционной моторики.
Зайка. Здравствуй, Маша. Помоги мне, пожалуйста, закрыть окошко в моем домике, а то холодно стало в лесу.
Логопед. Стала Маша помогать зайке. Широко открыла ротик-окошко и закрыла его.
(Логопед показывает упражнение, а дети повторяют его 5раз)
Зайка. Маша, помоги покрасить потолок в домике.
Логопед. Улыбнулась Маша и приоткрыла рот. Язычок превратила в кисточку и начала красить потолок-нёбо.
(Логопед показывает упражнение, а дети повторяют.)
Логопед. Красить комнаты пора, —
Позвал зайчонок маляра.
Стала кисточка плясать.
Домик зайки не узнать!
Зайка. Ой, Маша, часики сломались. Почини их, пожалуйста.
Логопед. Маша открыла ротик, коснулась язычком-маятником левого и правого уголков рта. (Дети выполняют упражнение.)
Зайка. Ой, спасибо, Маша. Ты мне очень помогла. Приглашаю тебя покататься на качелях.
Логопед. Маша открыла ротик и улыбнулась. Подняла широкий язычок к носу и опустила к подбородку. (Дети повторяют 5 раз.)
Логопед. На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.
Зайка. Я очень люблю прыгать, бегать, скакать, играть. Пойдем, Маша, поиграем!
Развитие координации речи, движения и музыки.
(Проводится танец-игра «Бежит зайка по дорожке».)
10.Развитие слухового восприятия, снятие эмоционального
и мышечного напряжения.
Логопед. Ох, устала Маша, решила отдохнуть. (Звучит «Колыбельная зайки». Дети сидят на ковре в удобное позе.)
Логопед.
Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки.
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.
Баю-баю-баиньки,
Ускакали заиньки.
Ты же глазки закрывай
И скорее засыпай.
(Звучит фонограмма «Голос волка».)
Логопед. Испугалась Маша и спрашивает: «Кто это воет?»
Дети. Это волк.
Развитие динамического и звуковысотного слуха.
Логопед. Волк далеко (тихо тянет звук [у], дети повторяют). Волк близко (громко тянет звук [у], дети повторяют). Волчата отвечают: [у] (высоким голосом).
(Дети повторяют.)
11.Развитие музыкальной памяти.
(Звучит музыка в высоком регистре «Белка».)
Логопед. Маша не может догадаться, кто это к ней приближается?
(Появляется взрослый в костюме белки и предлагает спеть короткую песенку)
Развитие чувства ритма. Упражнение «Белка, белка, белочка».
Дети (поют и встряхиванием бутылочек с гречневой крупой передают ритмический рисунок песни).
Белка, белка, белочка, (3 раза) Белка, белка, волк.
13.Развитие координации темпа и ритма движений с музыкой.
(Белка приглашает Машу на танец. Исполняется танец с орешками. Композиция И. Суворовой.)
Белка. Машенька, я знаю, что ты пришла в лес за калиной для дедушки и бабушки. Вот калина висит под моим дуплом. Можешь набрать ее на зиму.
14.Развитие координации речи, движения, музыки.
(Дети ведут хоровод «На горе-то калина».)
Снятие излишнего возбуждения, переключение детей на другой вид деятельности.
Логопед. Стало в лесу темнеть. Пора Маше домой возвращаться. Пошла Маша тихо-тихо, чтобы не потревожить покой зверей, которые ушли в зимнюю спячку.
(Дети идут друг за другом медленным шагом под музыку А. Бедальдъе «Калиф багдадский».)
Организация окончания занятия.
(Логопед напоминает основные части занятия, поощряет детей за активность, доброжелательность и просит нарисовать зверей, которых повстречала Маша в лесу. Музыкальный руководитель и дети поют: «До сви-да-ни-я!» Дети уходят из зала без музыки.)
17.Воспитание ритма движений и ритма музыки в процессе рисования. Упражнение «Нарисуй-ка».
(Дети в группе рисуют зверей в зимнем лесу и дарят их кукле Маше. Логопед проводит с детьми беседу по их рисункам.)
Содержание
Методические рекомендации 3
Цель и задачи логопедической ритмики 4
Принципы организации занятий по логопедической
ритмике 5
Методы и приемы обучения на занятиях
по логопедической ритмике 9
Структура и содержание занятий по логопедической ритмике 10
Литература 24
Конспекты занятий по логопедической ритмике 26
Тема: «Каша из топора. Сказочное путешествие» 26
Тема: «В гостях у Федоры» 34
Тема: «Проводы зимы» 39
Тема: «Однажды на даче» 45
Тема: «Доктор Айболит» 53
Тема: «Профессии» 60
Тема: «Экскурсии по Санкт-Петербургу» 67
Тема: «Прогулка в лес»