Логопед. Ребятки, а разве только суп можно приготовить из овощей?
Дети. Нет. Еще можно приготовить винегрет, салат, котлеты, рагу, оладьи, солянку...
Логопед. Салат из овощей — это какой салат?
Дети. Овощной салат.
Логопед. Солянка из овощей — это какая солянка?
Дети. Овощная солянка.
Логопед. Рагу из овощей — это какое рагу?
Дети. Это овощное рагу.
Логопед. Котлеты из овощей — это какие котлеты?
Дети. Это овощные котлеты.
11.Развитие общей моторики, координации движений.
Логопед. Ребятки, а вы хотите помочь бабушке перенести овощи с огорода?
Дети. Хотим.
Логопед. Посмотрите, ребятки: чтобы дойти до овощей, нужно аккуратно перейти мостик, перепрыгнуть канавку, пройти по дорожке, взять овощ, таким же путем вернуться и положить овощ в корзину. Раз, два, три — игру скорей начни!
(Дети делятся на две команды. Высоко поднимая ноги, перешагивают гимнастические палки, перепрыгивают обруч, бегут по дорожке, забирают овощ, таким же путем возвращаются и кладут овощ в корзинку. Звучит русская народная мелодия «Полянка».)
12.Развитие мелкой моторики, регуляция мышечного тонуса, развитие интонационной выразительности.
Логопед. Бабушка просит вас, ребятки, помочь ей посолить капусту на зиму.
Дети.
| Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли, Посолили И набили плотно в кадку. Вот теперь у нас в порядке. | Ритмичные удары ребром ладоней по столу. Хватательные движения обеими руками. Указательный и средний пальцы трутся о большой. Удары обеими руками по столу. Отряхнуть руки. |
Развитие дыхания.
Логопед. Сдуем соль с ладошек. (Дети, не надувая щек, плавно дуют на ладошки.)
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Логопед. Хорошо потрудились. Пора отдохнуть. (Дети ложатся на ковер. Звучит нежная и тихая музыка.)
Мы лежим на травке...
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется... (2раза)
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать. Открыли; глазки. Потянулись, улыбнулись, сели. Подняли ручки, улыбнулись солнышку, встали. Посмотрели налево, вперед, направо. Весь урожай овощей убран.
Организация окончания занятия.
Логопед (с куклой-бабушкой на руке). Пора возвращаться домой. Вспомните, ребятки, какие овощи вы принесли с огорода бабушки?
Дети. Мы принесли капусту, картошку, морковку, свеклу петрушку, горох.
Музыкальный руководитель. Ребятки, споем бабушке волшебное слово «До свидания!» (Дети поют с повышением и понижением тона.)
16. Отражение лексической деятельности в рисовании. Закрепление пройденного материала.
(Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.)
Логопед. Ребятки, бабушка попросила нарисовать и заштриховать овальные, круглые овощи. (Дети под музыку «Урожайная» покидают музыкальный зал. В группе дети рисуют овощи, воспитатель проводит беседу по рисункам.)
Тема: «Доктор Айболит»
Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Возраст. Подготовительная к школе группа.
Этап. Формирование коммуникативных умений и навыков.
Цели занятия.
Коррекционные цели:
закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
дальнейшее развитие музыкального слуха;
развитие чувства ритмического рисунка, развитие способности выразить ритм в общей и мелкой моторике;
перераспределение мышечного тонуса;
развитие и активизация внимания;
воспитание оптико-пространственных ориентировок;
развитие общей и тонкой моторики;
развитие речевой моторики;
развитие певческого диапазона голоса;
развитие фонематического восприятия;
формирование навыка правильного употребления звуков в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Логопедические цели:
развитие длительного и плавного выдоха;
воспитание просодических компонентов речи;
уточнение знаний у детей о животных жарких стран;
развитие творческой активности, воображения.
Педагогическая цель:
развитие чувств коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование. Картина «Животные жарких стран», маски
Животных, костюм доктора Айболита, музыка П. И. Чайковского «Нянина сказка».
Ход занятия.
1.Организационный момент. Развитие музыкального слуха.
Упражнение «Музыкальное приветствие».
(Дети входят в музыкальный зал без музыки.) Музыкальный руководитель (поет с повышением и понижением тона). Здравствуйте. (Дети повторяют.)
2.Развитие зрительной ориентации на говорящего. Введение в тему занятия.
Логопед. Ребята, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Дети. Нужно делать зарядку, умываться, обливаться водой.
3.Развитие речевого дыхания, модуляции голоса, координация пения с движением. Упражнение «Моем шею, моем уши».
Логопед.
| Моем шею. Моем уши. Вытираем их посуше. Чистота всего дороже. Мы и зубы чистим тоже. Порошком, порошком. Раз, два, три — Зубы щеткой чище три. | Дети ладонями трут шею и уши. Имитируют растирание полотенцем. Грозят пальчиком правым и левым. Имитируют движениями чистку зубов вправо и влево. Пальцы складывают в щепоть и посыпают правой ручкой, левой ручкой. Три хлопка в ладоши. Имитируют движениями чистку зубов в направлении сверху вниз. |
4.Воспитание коммуникативных навыков, умения вести
диалог.
(Звучит музыка из мультфильма «Доктор Айболит». Входит доктор Айболит.)
Айболит. Услышал вашу песню. Она мне очень понравилась. Я очень люблю детей, которые следят за чистотой. Скажите, а вы любите делать зарядку?
Дети. Да, любим.
(Дети выполняют музыкально-ритмическую композицию «Танцуйте сидя», муз. А. И. Бурениной.)
(Логопед приносит птичку, в клюве которой находится письмо, и отдает его Айболиту
Айболит. Приезжайте, доктор, в Африку скорей И спасите, доктор, наших малышей.
Ох, ребята, мне нужно срочно собираться в дорогу. Но я один не дойду, я один пропаду. Что станет с моими больными — зверями лесными? Вот беда! Я забыл все средства передвижения. Помогите мне их вспомнить.
(Логопед проводит с детьми игру «Стоп — хлоп». Дети идут по кругу. Логопед называет средства передвижения: машина, самолет, лошадь, автобус, ишак, троллейбус. Дети останавливаются, услышав в их названии звук [ш], и хлопают в ладоши, услышав звук [с].)
Айболит. Ребята, напомните мне, пожалуйста, на каком виде транспорта можно быстрее добраться до Африки?
(Дети называют воздушный транспорт.)
Айболит. Спасибо, ребята! Полетим в милую Африку на самолете.
5.Развитие общих речевых навыков, координация речи с
движением. Упражнение «Самолет».
Айболит.
Руки в стороны — в полет Дети бегут на носочках по кругу, расставив
Отправляем самолет. руки в стороны.
Правое крыло вперед, Поворот через правое плечо.
Левое крыло вперед — Поворот через левое плечо.
Полетел наш самолет. Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
Айболит. Прилетели, пойдем по горам.