Логопед. Ребятки, а разве только суп можно приготовить из овощей?
Дети. Нет. Еще можно приготовить винегрет, салат, котлеты, рагу, оладьи, солянку...
Логопед. Салат из овощей — это какой салат?
Дети. Овощной салат.
Логопед. Солянка из овощей — это какая солянка?
Дети. Овощная солянка.
Логопед. Рагу из овощей — это какое рагу?
Дети. Это овощное рагу.
Логопед. Котлеты из овощей — это какие котлеты?
Дети. Это овощные котлеты.
11.Развитие общей моторики, координации движений.
Логопед. Ребятки, а вы хотите помочь бабушке перенести овощи с огорода?
Дети. Хотим.
Логопед. Посмотрите, ребятки: чтобы дойти до овощей, нужно аккуратно перейти мостик, перепрыгнуть канавку, пройти по дорожке, взять овощ, таким же путем вернуться и положить овощ в корзину. Раз, два, три — игру скорей начни!
(Дети делятся на две команды. Высоко поднимая ноги, перешагивают гимнастические палки, перепрыгивают обруч, бегут по дорожке, забирают овощ, таким же путем возвращаются и кладут овощ в корзинку. Звучит русская народная мелодия «Полянка».)
12.Развитие мелкой моторики, регуляция мышечного тонуса, развитие интонационной выразительности.
Логопед. Бабушка просит вас, ребятки, помочь ей посолить капусту на зиму.
Дети.
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли, Посолили И набили плотно в кадку. Вот теперь у нас в порядке. | Ритмичные удары ребром ладоней по столу. Хватательные движения обеими руками. Указательный и средний пальцы трутся о большой. Удары обеими руками по столу. Отряхнуть руки. |
Развитие дыхания.
Логопед. Сдуем соль с ладошек. (Дети, не надувая щек, плавно дуют на ладошки.)
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Логопед. Хорошо потрудились. Пора отдохнуть. (Дети ложатся на ковер. Звучит нежная и тихая музыка.)
Мы лежим на травке...
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется... (2раза)
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать. Открыли; глазки. Потянулись, улыбнулись, сели. Подняли ручки, улыбнулись солнышку, встали. Посмотрели налево, вперед, направо. Весь урожай овощей убран.
Организация окончания занятия.
Логопед (с куклой-бабушкой на руке). Пора возвращаться домой. Вспомните, ребятки, какие овощи вы принесли с огорода бабушки?
Дети. Мы принесли капусту, картошку, морковку, свеклу петрушку, горох.
Музыкальный руководитель. Ребятки, споем бабушке волшебное слово «До свидания!» (Дети поют с повышением и понижением тона.)
16. Отражение лексической деятельности в рисовании. Закрепление пройденного материала.
(Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.)
Логопед. Ребятки, бабушка попросила нарисовать и заштриховать овальные, круглые овощи. (Дети под музыку «Урожайная» покидают музыкальный зал. В группе дети рисуют овощи, воспитатель проводит беседу по рисункам.)
Тема: «Доктор Айболит»
Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Возраст. Подготовительная к школе группа.
Этап. Формирование коммуникативных умений и навыков.
Цели занятия.
Коррекционные цели:
закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
дальнейшее развитие музыкального слуха;
развитие чувства ритмического рисунка, развитие способности выразить ритм в общей и мелкой моторике;
перераспределение мышечного тонуса;
развитие и активизация внимания;
воспитание оптико-пространственных ориентировок;
развитие общей и тонкой моторики;
развитие речевой моторики;
развитие певческого диапазона голоса;
развитие фонематического восприятия;
формирование навыка правильного употребления звуков в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Логопедические цели:
развитие длительного и плавного выдоха;
воспитание просодических компонентов речи;
уточнение знаний у детей о животных жарких стран;
развитие творческой активности, воображения.
Педагогическая цель:
развитие чувств коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование. Картина «Животные жарких стран», маски
Животных, костюм доктора Айболита, музыка П. И. Чайковского «Нянина сказка».
Ход занятия.
1.Организационный момент. Развитие музыкального слуха.
Упражнение «Музыкальное приветствие».
(Дети входят в музыкальный зал без музыки.) Музыкальный руководитель (поет с повышением и понижением тона). Здравствуйте. (Дети повторяют.)
2.Развитие зрительной ориентации на говорящего. Введение в тему занятия.
Логопед. Ребята, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Дети. Нужно делать зарядку, умываться, обливаться водой.
3.Развитие речевого дыхания, модуляции голоса, координация пения с движением. Упражнение «Моем шею, моем уши».
Логопед.
Моем шею. Моем уши. Вытираем их посуше. Чистота всего дороже. Мы и зубы чистим тоже. Порошком, порошком. Раз, два, три — Зубы щеткой чище три. | Дети ладонями трут шею и уши. Имитируют растирание полотенцем. Грозят пальчиком правым и левым. Имитируют движениями чистку зубов вправо и влево. Пальцы складывают в щепоть и посыпают правой ручкой, левой ручкой. Три хлопка в ладоши. Имитируют движениями чистку зубов в направлении сверху вниз. |
4.Воспитание коммуникативных навыков, умения вести
диалог.
(Звучит музыка из мультфильма «Доктор Айболит». Входит доктор Айболит.)
Айболит. Услышал вашу песню. Она мне очень понравилась. Я очень люблю детей, которые следят за чистотой. Скажите, а вы любите делать зарядку?
Дети. Да, любим.
(Дети выполняют музыкально-ритмическую композицию «Танцуйте сидя», муз. А. И. Бурениной.)
(Логопед приносит птичку, в клюве которой находится письмо, и отдает его Айболиту
Айболит. Приезжайте, доктор, в Африку скорей И спасите, доктор, наших малышей.
Ох, ребята, мне нужно срочно собираться в дорогу. Но я один не дойду, я один пропаду. Что станет с моими больными — зверями лесными? Вот беда! Я забыл все средства передвижения. Помогите мне их вспомнить.
(Логопед проводит с детьми игру «Стоп — хлоп». Дети идут по кругу. Логопед называет средства передвижения: машина, самолет, лошадь, автобус, ишак, троллейбус. Дети останавливаются, услышав в их названии звук [ш], и хлопают в ладоши, услышав звук [с].)
Айболит. Ребята, напомните мне, пожалуйста, на каком виде транспорта можно быстрее добраться до Африки?
(Дети называют воздушный транспорт.)
Айболит. Спасибо, ребята! Полетим в милую Африку на самолете.
5.Развитие общих речевых навыков, координация речи с
движением. Упражнение «Самолет».
Айболит.
Руки в стороны — в полет Дети бегут на носочках по кругу, расставив
Отправляем самолет. руки в стороны.
Правое крыло вперед, Поворот через правое плечо.
Левое крыло вперед — Поворот через левое плечо.
Полетел наш самолет. Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
Айболит. Прилетели, пойдем по горам.