Айболит. Ох, как мы устали. Ляжем на полянку и послушаем звуки природы.
(Звучит фонограмма «Звуки природы» (шум ветра, океана, дождя, голоса животных и птиц). Дети в свободной позе слушают звуки природы.)
Логопед.
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело... (2раза)
Будто мы лежим на травке...
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется... (2 раза)
Нам понятно, что такое
Состояние покоя...
(После длительной паузы, тихим голосом.)
Хорошо нам отдыхать...
Но уже пора вставать.
(Голос звучит громко.)
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
19. Организация окончания занятия. Закрепление лексической темы в изобразительной деятельности. Воспитание ритма движений и ритма музыки.
(Логопед задает детям обобщающие вопросы и просит вспомнить животных жарких стран, в названии которых слышится звук [с] или звук [ш]. Доктор Айболит просит детей нарисовать этих животных и прислать ему рисунки. Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка. Музыкальный руководитель и дети поют: «До сви-да-ни-я!»
Дети без музыки уходят в группу. В группе под тихую плавную музыку дети рисуют животных и дарят свои рисунки доктору Айболиту. Айболит проводит беседу с детьми об их рисунках.)
Тема: «Профессии»
Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Возраст. Подготовительная к школе группа.
Этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков.
Цели занятия.
Коррекционные цели:
воспитание тормозных установок, координации, переключаемое, плавности движений;
развитие чувства ритмического рисунка, развитие способности выразить ритм в общей и мелкой моторике;
перераспределение мышечного тонуса;
развитие и активизация внимания;
воспитание оптико-пространственных ориентировок;
развитие общей и тонкой моторики, мимики;
совершенствование речевой моторики;
развитие координации речи, движения и музыки;
развитие звуковысотного слуха;
развитие динамического слуха;
развитие тембрового слуха
развитие певческого диапазона голоса;
развитие фонематического восприятия.
Логопедические цели:
развитие длительного и плавного выдоха;
воспитание просодических компонентов речи;
уточнение знаний у детей о профессиях;
развитие творческой активности, воображения.
Педагогические цели:
развитие чувства коллективизма;
развитие чувства взаимопомощи.
Оборудование. Обручи, мяч, спецодежда, пластмассовый магазин, игрушечные кухонная плита и посуда.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Развитие мелодического слуха, тактильных ощущений. Упражнение «Все пришли?»
Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, ребята. Все пришли? Ты кто?
Дети (поют). Ма-шень-ка, Вла-дик...
Музыкальный руководитель. По порядку рассчи-тайсь!
(Ребенок дотрагивается до ладошек следующего в ряду и про-певает: «Первый», «Второй» и т. д.)
2.Развитие зрительной ориентации на говорящего. Введение в тему занятия.
Логопед. Ребята, а хотите отправиться в универмаг за школьными принадлежностями?
Дети. Хотим!
(Логопед предлагает детям отправиться на трамвае.) Дети (идут по кругу топающим шагом).
Трамвай звенит,
Трамвай дрожит,
Народ в него валом валит!
(Останавливаются и маршируют на месте.)
Дзынь, дзынь, дзынь.
(Снова идут топающим шагом, поднимают и опускают руку.)
3.Закрепление правильной артикуляции звука [ш].
Логопед. Двери открываются: «Шшшшш» (длительно). Дети, открыли ротик, подняли широкий язычок за верхние зубки и подули на язычок, как я: «ШШШШШ». (Дети повторяют.) Двери закрываются: «Ш» (отрывисто). (Дети повторяют.)
Логопед. Поехали.
Дети. Дзынь, дзынь, дзынь.
Развитие звуковысотного слуха.
Логопед. Приехали. Двери открываются: «Шшшшш» (длительно).
(Дети повторяют.)
Логопед (выставляя пластмассовый магазин). Это универмаг. Школьные принадлежности продаются на втором этаже. Поедем на эскалаторе.
Музыкальный руководитель (вместе с детьми поет).
С этажа на этаж
Эскалатор едет наш.
Ух! Ух!
Развитие мышления.
(Появляется продавец-взрослый.)
Продавец. Дети, вы хотите купить школьные принадлежности?
Дети. Да.
Продавец. Хорошо, но продам я их вам, если вы угадаете загадки.
Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот и ум приобретет.
Что это за дом?
Дети. Школа.
Продавец. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети. Книга.
Продавец. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет,
Там заметку кладет.
Дети. Это карандаш.
Продавец. Молодцы, ребята, правильно разгадали загадки. За это я хочу научить вас петь короткую песенку про школьные принадлежности. (Детям раздаются колокольчики.)
Развитие чувства ритма.
(Продавец и дети звоном колокольчиков передают ритмический рисунок песенки: Книжка, книжка, карандаш, (3 раза) Книжка, книжка, клей.)
Продавец. Ребята, отгадайте последнюю загадку:
Кулик-невелик
Сотне ребят велит:
То сядь да учись,
То встань — да разойдись.
Дети. Школьный звонок.
(Продавец предлагает детям поиграть со школьным колокольчиком.)
6.Развитие слухового внимания, координация пения с движением, работа над чистотой интонирования, напевностью,
дыханием. Упражнение «Я бегу, бегу, бегу», муз. О. С. Боромыковой.
Логопед. Я бегу, бегу, бегу.
Колокольчик я несу.
Колокольчик в руки дам
И на место сяду сам.
(Один ребенок выполняет легкий бег, неся колокольчик с большим бантиком. Он передает колокольчик тому ребенку, около которого останавливается, и садится на место.)