В-35. Понятие, цели и задачи учебно-туристских походов. Критерии выбора районов для проведения учебно-туристских походов с учащимися.




Учебно-туристский поход – это мероприятие интегральной подготовки туристских кадров, где процесс обучения туризму планируется и осуществляется непосредственно в походных условиях.

Для учебного похода характерны следующие главные (стратегические) цели:

· безопасное преодоление разработанного маршрута в полном объеме и в запланированные сроки;

· обучение туристов

Цель обучения участников: формирование у них специальных знаний, умений и навыков в технике и тактике туризма, проведении экскурсионной работы, бесконфликтного руководства малыми группами туристов и пр.Наличие цели и задач обучения диктуют особенности организации и проведения учебного похода.

Важны следующие критерии выбора учебно-спортивного похода с учащимися:

· Соответствие района в целом (по технической, физической сложности возможных маршрутов, климатогеографическим характеристикам, степени автономности) этапу туристской подготовки обучаемых.

· Адекватная спортивно-техническая характеристика района (наличие характерных для данного вида туризма классифицированных участков, максимально соответствующих целям обучения).

· Высокая степень освоенности района с точки зрения спортивного туризма и полнота информации о районе похода. (в том числе должен иметься картографический материал необходимого качества).

· Наличие в учебном заведении необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

В целом можно говорить о том, что район с большим количеством маршрутов нужной категории сложности (судя по «Перечню классифицированных туристских маршрутов») можно рассматривать, как приемлемый для проведения учебно-спортивных походов и сборов.

Требования, предъявляемые к маршруту учебно-спортивного похода.

· Количественные показатели (протяженность маршрута, продолжительность похода) должны позволить выполнить намеченную программу обучения. На маршруте должны быть определены классифицированные участки – места проведения учебных занятий по технике и тактике туризма.

· Выбранная тактическая схема маршрута учебно-спортивного похода (линейный, кольцевой или комбинированный маршрут) должна быть оптимальной для выполнения как спортивной, так и учебной программы.

В-36. Методика комплектования медицинской походной аптечки. Характерные лекарственные средства, материалы и инструменты; правила их упаковки, транспортировки, применения.

Важной особенностью походной аптечки является то, что она комплектуется, в основном, медикаментами, рассчитанными на лечение острых заболеваний и травматических повреждений (а не хронических заболеваний). Фактически походная аптечка – это аптечка скорой помощи.

Универсальной походной аптечки скорой помощи не существует. Комплект аптечки будет качественно и количественно различаться в зависимости от ряда факторов.

Прежде всего, комплектование аптечки определяется следующим:

· наиболее вероятными травмами и заболеваниями, с которыми могут столкнуться участники похода данного вида по способу передвижения и данной категории сложности;

· продолжительностью маршрута и степенью его автономности;

· климатическими особенностями района похода и сезоном похода;

· количеством участников похода

· медицинской квалификацией санинструктора.

Наиболее характерные для туристов травмы – это легкие повреждения конечностей: ушибы, потертости, ссадины, мелкие порезы, намины. Типичны также легкие ожоги, местные обморожения. Не исключены растяжения и другие повреждения связок различных суставов, вывихи и переломы, раны от острых (топор) и тупых (камень) предметов.

Из заболеваний чаще других встречаются пищевые отравления, простуды. Поэтому в аптечку любых походов включают перевязочные материалы, антисептические средства наружного применения, средства нормализации сердечной деятельности (валидол, нитроглицерин), препараты для устранения последствий пищевых отравлений (активированный уголь, имодиум и пр.).

В лыжных походах в аптечке обязательно должны присутствовать специфичные лекарственные препараты и средства для борьбы с последствиями отморожения, переохлаждения.

Количество взятых в поход лекарственных средств во многом определяется продолжительностью, автономностью маршрута и количественным составом участников похода. Для определения количества большинства препаратов следует смотреть их дозировку и включать в аптечку, полагая, что с наибольшей вероятностью в течение похода тем или иным заболеванием (ОРЗ, пищевое отравление) будут поражены не более 2-х участников.

В случае оказания помощи при серьезных травмах лекарства, предназначенные для оказания первой помощи пострадавшим (обезболивающие, противошоковые, антибиотики и пр.), состояние которых подразумевает транспортировку, берутся из расчета на двух вероятных пострадавших и продолжительности транспортировки до места оказания квалифицированной помощи их из наиболее отдаленного участка маршрута.

Аптечка комплектуется следующими характерными лекарственными препаратами и материалами: перевязочные, кровоостанавливающие материалы (бинты, пластыри и пр.); антисептические средства наружного применения (перекись водорода, р-р йода и пр.); сердечнососудистые, успокаивающие средства (валидол, нитроглицерин); болеутоляющие и жаропонижающие средства (баралгин, кетонов и пр.); желудочно-кишечные средства (активированный уголь, иммодиум, противоинфекционные средства); противоинфекционные средства (антибиотики); прочие препараты (ушные и глазные капли и др.); инструменты (ножницы, пинцет).

Жаропонижающие, противопростудные средства (парацетамол). В походы выходного дня можно не брать.

Требования, предъявляемые к упаковке аптечки в целом и отдельных медикаментов внутри нее.

Во-первых, корпус аптечки должен быть достаточно жестким, сохраняющим форму и предохраняющим ее содержимое от деформации при переноске в рюкзаке и вне его. В этом отношении, удобны пластиковые ящики для инструментов, продающиеся в хозяйственных магазинах.

Во-вторых, даже при попадании в воду аптечка должна сохранять герметичность.

В-третьих, лекарственные средства лучше упаковывать блоками, в соответствие с их функциями и с обязательными подписями на лекарственных препаратах. Внутри аптечки должен быть вложен список медикаментов с показаниями к применению, дозировкой и противопоказаниями лекарственных средств.

В-четвертых, при упаковке аптечки следует предусмотреть внутренние прокладки между блоками лекарственных препаратов, амортизирующие возможные удары (встряску).

В-пятых, следует свести к минимуму массу упаковки. Самая тяжелая и неудобная упаковка – стекло. Следует свести количество препаратов в такой емкости к минимуму.

В-37. Понятие «физическая нагрузка» и «физическая работоспособность». Методика планирования и регулирования (дозирования) физической нагрузки в спортивных и рекреационных походах с различным контингентом населения.

Физическая нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, вызванная выполнением упражнений, а так же степень переносимых при этом трудностей.

Величина физической нагрузки определяется двумя ее сторонами – объемом и интенсивностью.

Под объемом нагрузки, в широком смысле, понимают суммарное количество выполненной работы за определенное время (работа при этом подразумевается как некая физическая активность, деятельность человека). В туризме объем нагрузки можно измерять, например, в мерах длительности движения и длины пройденного расстояния с грузом определенной массы.

Интенсивность нагрузки означает степень напряженности усилий при выполнении работы и степень ее концентрации во времени. В туризме интенсивность нагрузки измеряется, например, скоростью движения туриста с грузом определенной массы, длительностью интервалов движения и отдыха, массой переносимого груза.

Физическая работоспособность - потенциальная способность человека проявить максимальные усилия в работе (статической, динамической или смешанной). Чем выше работоспособность человека, тем большую по объему и мощности работу он способен выполнить; тем выше пределы его физических возможностей. Степень работоспособности человека зависит от комплекса морфологических, физиологических и иных особенностей организма (телосложения, антропометрических показателей, силы, выносливости, ловкости, механизмов энергопродукции, работы сердечнососудистой системы и т.д.).

Организаторы походов, туристских соревнований должны планировать необходимый и достаточный уровень физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей участников – их пола, возраста, степени тренированности, характера их работы (физической или умственной), состояния здоровья.

В период подготовки и проведения рекреационного похода, его организаторы должны дозировать физическую нагрузку участников.

Регулирование (дозирование) физической нагрузки:

За счет рационального составления маршрута похода и плана похода. Протяженность маршрута, продолжительность похода, планирование весовых нагрузок на участников, планирование пути (трассы) движения.

Объем нагрузки регулируют за счет выбора рационального режима движения и отдыха: определения протяженности дневного перехода, определения времени отдельных дневных переходов и времени привалов, определения суммарного времени движения (числа переходов), объема бивачных работ.

Регулировать интенсивность нагрузки в условиях туристского похода можно за счет изменения скорости движения и массы переносимого груза. Интенсивность нагрузки зависит и от характера выбранного пути движения (например, напряженность работы туриста при ходьбе по удобной лесной дороге значительно меньше, чем напряженность работы при движении по труднопроходимым лесным, заболоченным участкам).

В-38. Содержание, виды и формы рекреационного туризма.

Наиболее значимыми классификационными основаниями для выделения и описания видов и форм рекреационного туризма с точки зрения предмета изучения являются: цель туристского мероприятия и уровень физической активности участников мероприятия.

Исходя из конкретных целей, задач рекреационных туристских мероприятий выделяют четыре вида рекреационной туристской деятельности: рекреационно-развлекательный (релаксационный) туризм, рекреационно-оздоровительный туризм, рекреационно-познавательный и рекреационно-спортивный туризм.

Рекреационно-развлекательный туризм преследуют цель отдыха и развлечения участников. Пример (одна из форм) такого мероприятия – поездка на морской курорт с целью пляжно-купального отдыха.

Рекреационно-оздоровительный туризм преследует цель целенаправленного использования определенных оздоровительных технологий. Акцент при планировании такого тура делается на полноценный отдых и укрепление здоровья туристов. Для оздоровительного туризма (форма – оздоровительный поход выходного дня) характерны технологии, позволяющие сохранить и даже улучшить состояние здоровья участников. К таким технологиям, прежде всего, относится дозированная физическая нагрузка в природной среде, процедуры закаливания, банные процедуры, употребление целебных травяных чаев и пр.

Рекреационно-познавательный туризм – это туристские мероприятия с двумя доминирующими целями: отдых и приобретение новых (для себя) знаний. Следовательно, в этом таксоне рекреационного туризма «лежат» любые рекреационные туристские путешествия, где кроме программы отдыха планируется и некая познавательная (экскурсионная) программа. Например, участники такого мероприятия с активными способами передвижения как экологический поход, имеют как явный познавательный мотив, так и мотив оздоровления путем вследствие применения дозированной физической нагрузки.

К рекреационно-спортивному туризму отнесятся все рекреационные туристские мероприятия, где для полноценного отдыха и оздоровления участников активно используются технологии различных видов спорта (горнолыжного, подводного плавания, бега, лыжных гонок и пр.). В таких мероприятиях, кроме мотива полноценного отдыха, у участников явно прослеживается мотив личного спортивного совершенствования (желание улучшить технику катания на лыжах, технику ориентирования на местности, технику сплава на плотах и байдарках и т.д.), присутствует спортивный азарт.

Формы рекреационного туризма:

Рекреационно-развлекательный: пляжно - купальный, корпоративно-развлекательный.

Рекреационно-оздоровительный: санаторно-курортное лечение, оздоровительный поход.

Рекреационно-познавательный: агротуризм, экологический поход.

Рекреационно-спортивный туризм: горнолыжный тур.

В-39. Особенности разработки маршрутов учебно-туристских походов. Маркированные учебно-туристские маршруты и методика их обустройства (на примере пеших и лыжных походов по территории Республики Беларусь).

Учебно-туристский поход – это мероприятие интегральной подготовки туристских кадров, где процесс обучения туризму планируется и осуществляется непосредственно в походных условиях. Поход изначально планируется как учебно-спортивный или учебно-рекреационный.

Для учебного похода характерны следующие главные (стратегические) цели:

· безопасное преодоление разработанного маршрута в полном объеме и в запланированные сроки;

· обучение туристов.

В план проведения учебного похода руководитель (педагог) обязательно вносит план-график учебной работы на маршруте. В нем указываются конкретные учебные задачи, содержание учебной работы на маршруте, место и время ее проведения.

Пример. План учебной работы в лыжном походе первой категории сложности:

· Обучение технике преодоления склонов на лыжах (спуски со склона с применением торможения плугом, полу плугом; повороты на спуске, подъемы на склон). Обучение должно проводиться на всем протяжении маршрута; акцентировано – на участке Хатынского леса.

· Обучение технике и тактике преодоления труднопроходимого леса на лыжах (техника движения по азимуту; техника движения группы по просекам, с преодолением лесных завалов) (участки маршрута Хатынский лес, пос. Хоруженцы – гора Лысая и др.).

· Обучение технике ориентирования на местности и определению точки стояния (на малых и больших привалах, на протяжении всего похода).

· Обучение технике организации ночлега и приготовления горячего питания в зимних полевых условиях (на протяжении всего похода).

Конкретное содержание планируемой учебной работы определяется этапом туристской подготовки и соответствующими программами обучения.

Особенности учебно-туристического похода - маршрут учебного похода может повторяться из года в год: главное чтобы он соответствовал целям и задачам обучения туризму. Требования, предъявляемые к маршруту учебно-туристического похода:

· Количественные показатели (протяженность маршрута, продолжительность похода) должны позволить выполнить намеченную программу обучения.

· На маршруте должны быть определены классифицированные участки – места проведения учебных занятий по технике и тактике туризма.

· Выбранная тактическая схема маршрута (линейный, кольцевой или комбинированный маршрут) должна быть оптимальной для выполнения как спортивной, так и учебной программы.

Обозначенный на местности (или на карте) маршрут многократного использования, специально обустроенный для целей обучения туризму, называется учебным маркированным маршрутом.

На маркированном маршруте места организации биваков и проведения учебных занятий заранее определены и подготовлены.

Маркированный маршрут учебного похода может проходить через специальные туристские полигоны, спроектированные и оборудованные для целей обучения туристской технике и тактике. Туристский полигон имеет сравнительно небольшую площадь (например, около 2-5 квадратных километров) и содержит характерные для данного вида туризма естественные препятствия, на которых туристы проходят обучение технике передвижения и страховки. Важно также, чтобы на район полигона имелась спортивная карта для эффективного обучения туристов технике ориентирования на местности.

В-40. Содержание «Правил проведения туристских походов». Требования их к руководителям и участникам.

Важнейший нормативный документ, регулирующий спортивную туристскую деятельность – «Правила проведения туристских походов » утверждены постановлением Министерства спорта и туризма «Об утверждении правил проведения туристских походов (15.08.2006 №26).

«Правила» определяют важнейшие понятия и термины спортивного туризма (Глава 1 Общие положения). Здесь же определяются требования к участникам и руководителю спортивных туристских групп.

Основные требования к созданию и деятельности маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) изложены в Главе 2. В частности «Правила» определяют, что МКК являются общественными органами республиканских и местных органов управления физической культуры, спорта и туризма и создаются с целью «выпуска туристских групп на маршрут спортивного туристского похода и их консультации по вопросам, входящим в компетенцию маршрутно-квалификационной комиссии, с целью обеспечения безопасности в спортивном туризме».

Глава 3 «Правил» определяет обязанности и права участников спортивных походов. Руководитель т уристского похода обязан: обеспечить подбор участников туристской группы с учетом их физической подготовленности, умения и навыков, технической оснащенности, а также психологической совместимости членов туристской группы. Провести на необходимом уровне качества все организационные мероприятия, принимать необходимые меры по обеспечению безопасности участников туристского похода на маршруте.

Участник туристского похода обязан своевременно выполнять указания руководителя туристского похода, участвовать в подготовке туристского похода и пр.

В главе 4 «Правил» изложены особенности организации и проведения спортивных походов. Важнейшим методологическим положением является установленная «Правилами» классификация походов по шести категориям сложности.

В-41. Содержание «Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях». Требования «Инструкции» к их участникам и руководителям.

Важнейший нормативный документ, регулирующий рекреационную и спортивную туристскую деятельность учащихся средних, средних специальных учреждений образования, студентов вузов – это Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. N 35а «Об утверждении инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях». «Инструкция» определяет правила организации похода учреждениями образования, обязанности участников и руководителей похода, их статус. В Инструкции указаны формы необходимых документов (Маршрутного листа), определены обязательные условия обеспечения безопасности походов с учащимися.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: