Тема 3. Прогнозирование макроэкономического развития. Философско-исторический подход к формированию образа будущего, в том числе экономических прогнозов.




Планирование на основе прогнозирование. Предвидение. Прогноз. Гипотеза. Сценарии и концепции развития. Прогнозирование макроэкономического развития: понятие и виды. Классификация прогнозов: по масштабу прогнозирования, по времени упреждения, по характеру исследуемых объектов, по функциональному признаку. Источники прогнозной информации. Система социально-экономических прогнозов как система целей перспективного сбалансированного развития экономики. Место прогнозов в стратегическом управлении.

Этапы и процедуры прогнозирования. Анализ объекта прогнозирования. Информационная база прогнозирования. Система показателей прогнозов. Прогнозные балансы природных ресурсов. Балансы трудовых ресурсов. Балансы основных фондов. Материальные балансы. Сценарии прогнозов: инерционный (базовый), оптимистический, пессимистический.

Подходы различных научных школ: К.Маркс, Тоффлер, Белл, Гелбрейт, Кондратьев, Глазьев.

Неразрывная связь предвидения и перспективных планов. Методология интегрального прогнозирования. Прогнозирование циклов и кризисов. Прогнозирование в кризисных ситуациях.

 

Тема 4. Методологические основы прогнозирования и планирования.

Понятие метода, его виды. Классификационные признаки методов прогнозирования: интуитивные и формализованные методы. Система показателей и ее применение в прогнозировании и планировании.

Характеристика и классификация экспертных методов. Виды экспертных методов. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Метод "Дельфи". Методы экспертных оценок. Методика проведения экспертных опросов. Метод коллективной генерации идей.

Построение сценариев. Имитационное моделирование. Методы экстраполяции. Методы моделирования. Границы применения методов моделирования при разработке социально-экономических прогнозов. Методы теории катастроф.

Базовые методы планирования и прогнозирования. Балансовый метод. Виды и принципиальные свойства балансов. Основные закономерности, заложенные в структуру балансов. Способы устранения недостатков балансовых методов. Балансовая система и ее типы. Модель межотраслевого баланса. Конечный и промежуточный продукт. Коэффициенты прямых затрат. Модель В.Леонтьева «затраты – выпуск». Частные случаи применения балансового метода: баланс доходов и расходов населения, бюджет, топливно-энергетический баланс и др.

Статистические методы. Использование относительных и средних величин. Виды и методы анализа временных рядов. Анализ и прогнозирование тренда. Индексный метод. Проблема обоснованности и точности статистических оценок. Корреляционный анализ связей в экономических системах. Регрессионные модели. Способы выработки прогнозов с использованием производственных функций. Кластерный анализ. Дискриминантный анализ.

Основные методы разработки планов. Программно-целевой метод планирования. Нормативный метод макроэкономического планирования и прогнозирования. Понятие и сущность нормы и норматива. Порядок формирования норм и нормативов. Информационная база нормативного планирования и прогнозирования. Недостатки нормативного метода и способы их устранения. Виды экономических индикаторов в планах и прогнозах развития национальной экономики.

Понятие и содержание макроэкономического программирования. Цели программирования. Типы экономических программ: сводные, государственные, федеральные целевые, отраслевые и проблемные, региональные целевые, межгосударственные, международные, целевые; сводные, социальные, экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные; краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Формы программирования: национальные антикризисные программы, национальные программы, национальные проекты, целевые программы. Исторический опыт развития программирования в России и за рубежом. Система национальных проектов и программ.

Основы методологии программирования. Программно-целевые методы. Сущность программно-целевого метода. Система программного управления. Технологии национального программирования. Выбор объекта программы. Древо целей. Система мероприятий. Структуризация программы. Бизнес-планы. Отбор проектов и корректировка программ. Финансирование программы. Управление программой. Обеспечение программы: законодательное, информационное, кадровое. Мониторинг и реализация программы.

 

Тема 5. Организация прогнозно-плановой работы в экономике.

Понятие организации прогнозно-плановой работы. Организации, их задачи и функции.

Принципы организации планирования и прогнозирования. Законодательное обеспечение прогнозно-плановой работы. Система органов, осуществляющих планирование и прогнозирование. Целевые структуры. Взаимосвязь уровней планирования и прогнозирования. Планирование и прогнозирование на предприятиях. Порядок разработки планов-прогнозов

 

Тема 6. Научные основы планирования и прогнозирования развития страны, Динамика и структура национальной экономики.

Понятие и содержание макроэкономического планирования. Стратегическое планирование: принципы и формы. Содержание стратегического планирования: цели, задачи, горизонт планирования и пространственная структура. Генеральная цель и миссия. Стратегия социально-экономического развития. Концепция социально-экономического развития. Взаимосвязь стратегического планирования, прогнозирования и текущего планирования.

Планирование и прогнозирование основных направлений экономического развития страны. Гос. Планирование.

Показатели макроэкономической динамики: ВВП, уровень инфляции, безработицы, объем промышленного производства, внешней торговли, совокупного спроса и т.д. Прогнозирование показателей инвестиционной и денежно-кредитной сферы: инвестиции, валютный курс, денежная масса, расходы и доходы бюджета. Стратегическое планирование экономического роста. Прогнозирование структурных показателей экономики. Стратегии развития секторов экономики России.

Обеспечение экономического роста. Основные макроэкономические показатели. Государственный бюджет. Проблемы планирования государственного бюджета.

Понятие и содержание макроэкономического программирования.

 

Тема 7. Планирование и прогнозирование социального развития и уровня жизни, трудовые ресурсы, демографические проблемы. Проблемы обоснованности социально-экономических прогнозов.

Теоретико-методологические основы социального прогнозирования.

Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства. Современное состояние социального прогнозирования в РФ. Система социальных прогнозов и программ в РФ. Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования в РФ. Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения. Прогнозные расчеты показателей социального развития

Демографический прогноз: численность населения, половозрастная структура населения, показатели естественного прироста, миграция и др. Прогнозирование рынка труда и занятости. Прогнозирование уровня жизни: денежные доходы населения, заработная плата, прожиточный минимум, конечное потребление, пенсии. Социальные прогнозы и программы.

 

Тема 8. Прогнозирование и стратегическое планирование и программирования развития инновационной деятельности (НТП).

Научно-технический прогресс, его закономерности и возможности их использования. Технологический уклад. Технологические циклы и их структура. Показатели научно-технического развития. Прогнозы и планы научно-технического развития. Инновационная деятельность: понятие и показатели. Формирование инновационных прогнозов и планов. Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития инновационной деятельности. Инновационная политика. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности.

 

Тема 9. Методологические основы планирования обеспеченности природными ресурсами.

Классификация природных ресурсов,. Методологические основы планирования обеспеченности природными ресурсами. Прогнозирование обеспеченности российской экономики природными ресурсами.

Тема 10. Прогнозирование и стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства.

Роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики страны. Особенности малого и среднего предпринимательства. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства (209 ФЗ). Основные государственные и региональные программы развития малого и среднего предпринимательства в РФ.

 

 

Тема 11. Теоретические аспекты прогнозирования, программирования и стратегического планирования отраслей экономики.

Классификация территорий. Механизмы (частно-государственное партнерство, сетевое взаимодействие. Прогнозирование как условие опережающего развития. Институциональные условия опережающего развития. Механизмы социально-экономического развития
энергосырьевого сектора экономики, отраслей производственной сферы, сферы обслуживания, транспорта, Аграрно-промышленного комплекса. прогнозирование кадрового обеспечения развития территорий.

12. Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях.

Экономические кризисы: сущность, показатели. Характеристика экономических кризисов. Теории кризисов. Прогнозирование кризисов. Диагностика и разработка антикризисных мер. Инструменты антикризисного регулирования: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика. Возможности регионов в регулировании кризисов. Опыт антикризисного регулирования в развитых странах. Антикризисные программы.

Возможные сценарии и перспективы развития российской экономики

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения студентами содержания дисциплины используются следующие образовательные технологии:

1.Стандартные методы обучения:

Лекции, семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в заданиях для практических работ, практические задания, докладов, рефераты, эссе, консультации преподавателей.

Самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

2.Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

Обсуждение подготовленных студентами эссе, рефератов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий (определяется по каждому направлению/специальности федеральным государственным образовательным стандартом).

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной формах по дисциплине «макроэкономическое планирование и прогнозирование» составляет 30 %.

6. Учебно-методические материалы

6.1.Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

 

Практические занятия – важная и необходимая форма организации учебного процесса при изучении дисциплины. Она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, учебниками и учебными пособиями, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются навыки экономического мышления и выполнения плановых расчетов, умение использовать имеющуюся информацию для принятия плановых решений по направлениям деятельности предприятия, анализировать производственную ситуацию, определять возможности ее решения.

Практические занятия являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов.

 

Примерные темы докладов

1. Место планирования и программирования в развитии национальной экономики. Функции планирования, прогнозирования и программирования.

2. Система стратегического регулирования развития национальной экономики.

3. Социально—экономические системы.

4. Особенности директивного планирования. Опыт зарубежных стран

5. Прогнозирование макроэкономического развития.

6. Философско-исторический подход к формированию экономических прогнозов

7. Проблемы обоснованности социально-экономических прогнозов

8. Прогнозирование и стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства.

9. Прогнозирование как условие опережающего развития.

6.2.Задания и методические указания по выполнению письменных работ

 

Задания к контрольной работе и методические указания по ее выполнению

Главное условие успешного овладения студентами знаниями заключается в систематической самостоятельной работе.

Необходимо иметь в виду, что каждая тема должна изучаться на основе понимания материала предыдущих тем, поскольку все они связаны между собой в логической последовательности.

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний. Контрольная работа по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» состоит в написании реферата, который должен содержать следующие основные части: введение, основную часть, заключение, список литературы.

Реферат должен включать аналитический обзор, отобранной литературы по теме, анализ статистических показателей рассматриваемого в реферате сектора экономики России, оценку методологии прогнозирования и рассмотрение современных программ развития данного сектора российской экономики. Материал должен быть изложен логично, содержать актуальную научную и статистическую информацию.

Реферат объемом до 20 страниц оформляется в соответствии с общепринятыми нормами. Тему реферата студенты выбирают из предложенного перечня по желанию.

Для изучения курса пользуйтесь литературой, указанной в списке, что поможет вам более полно изучить темы и написать реферат.

1) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития агропромышленного комплекса.

2) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития рынка труда.

3) Прогнозирование, стратегическое планирование обеспеченности российской экономики природными ресурсами.

4) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития энергосырьевого сектора.

5) Прогнозирование, планирование и программирование территориального развития.

6) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития здравоохранения.

7) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития жилищно-коммунального хозяйства.

8) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития малого и среднего предпринимательства.

9) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития банковского сектора.

10) Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития инновационной деятельности.

 

Задания к курсовой работе и методические указания по ее выполнению

Курсовая работа представляет собой самостоятельную научно-учебную работу по выбранной теме на основе изучения достижений мировой экономической мысли, применения научных методов исследования, анализа статистических и фактических данных о развитии экономики.

Как учебная работа курсовая работа является завершающим этапом изучения курса и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и насколько может применить полученные знания в процессе исследования по избранной теме.

Курсовая работа отражает полученные студентом знания не только по мировой экономике и международным экономическим отношениям, но и по другим базовым курсам, таким как микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений, экономическая история и др. В курсовой работе студент должен применить полученные навыки расчета различных показателей динамики (темпов роста, индексов) и статики (удельного веса и др.), полученных в рамках курса статистика, эконометрика и др. для исследования экономических процессов и явлений мировой экономики.

Курсовая работа позволяет студенту глубже раскрывать процессы, протекающие в экономической жизни общества, анализировать макроэкономические модели, а также исследовать возможности их практического использования.

Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы в будущем для подготовки выпускной квалификационной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: