3. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосочетаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):
бедность, чернила, детвора, домишко, в беспорядке, в саду, золочеными куполами, о летнем дне, деревянное лицо, прекраснейший, двадцать один год, на три четверти, двое, каждый из нас, мои родители, некто господин N., своего друга, перебороть себя.
Выпишите из следующего отрывка а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) имена числительные, г) местоимения. Проведите их морфологический анализ.
Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
|
Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина и неподвижность его не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.
Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя; они слишком живо напоминают нам бренный состав наш и держат в страхе и тоске за жизнь. И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
Список литературы для подготовки к занятию
1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.362-433
2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.189-231
3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.240-308
4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – С. 146-257
5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976
6. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972
7. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.
Занятие 4
Морфологический анализ глаголов,
Служебных частей речи, междометий
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Г ЛАГОЛОВ
1.1. Вид
1.2. Личная форма – причастие – деепричастие – инфинитив
|
1.2.1. Для личных форм
1.2.1.1. Переходность
1.2.1.2. Возвратность
1.2.1.3. Спряжение
1.2.1.4. Класс
1.2.1.5. Наклонение
1.2.1.6. *Время
1.2.1.7. Число
1.2.1.8. *Лицо
1.2.1.9. *Род
1.2.2. Для причастия
1.2.2.1. Действительное-страдательное
1.2.2.2. Время
1.2.2.3. *Полная-краткая форма
1.2.2.4. *Падеж
1.2.2.5. Число
1.2.2.6. *Род
1.2.3. Для деепричастия
1.2.3.1. Переходность
1.2.3.2. Возвратность
1.2.4. Для инфинитива
1.2.4.1. Переходность
1.2.4.2. Возвратность
1.2.4.3. Спряжение
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРЕЧИЙ
1. Разряд: места – времени –– образа действия – меры и степени – причины – следствия – цели – условия – уступки – сравнения; предикатив
2. *Степень сравнения
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОГОВ
1. Простой-составной
2. Производный-непроизводный
3. Разряд: места-времени- причины-цели- совместность-объектность- орудия действия- ист.информации – сравнения – уступки- определения
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЮЗОВ
1.1. Простой-составной
1.2. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный, сопоставительный(градационный), пояснительный) –подчинительный (времени, причины, следствия, цели, условия, уступки, сравнения, сопоставительный)
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЧАСТИЦ
Разряд: формообразующая – смыслоразличительная (отрицательная, модальная: усилительная, выделительно-ограничительная, вопросительная, утвердительно-отрицательная)
ЗАДАНИЯ
1. Проведите морфологический анализ следующих слов [3] (в словосочетаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):
|
застучит, кружится, казнили, белеет, перестроив, страшась, ныть, со сверкающими глазами, отвисшая губа, о разрушенном здании, еле сдерживаемый гнев, что-то наподобие чашки, идти по улице; не только гости, но и хозяева; сверкал, как алмаз; пусть он принесет книгу; даже не думай; теперь-то испугался; ему грустно; тьфу, пропасть.
Выпишите из следующего отрывка а) глаголы (в т.ч. причастия и деепричастия), б) наречия (в т.ч. предикативы), в) служебные части речи. Проведите их морфологический анализ.
При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.
Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку, ссыпают, — опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется — опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было.