Задания для самостоятельной работы




 

3. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

чтят, охватит, тускнели, буду готовиться, звеня, уйдя, засмеяться, играющие дети, про обидевшего меня человека, окружаемый войсками город, склеенную вазу, вследствие болезни, учиться в школе, по мере того как он взрослел, дерзну ли я, слишкомблизко, суждено страдать; нам пора идти; о, горе, горе; ну, за мной!

 

Выпишите из следующего отрывка а) глаголы (в т.ч. причастия и деепричастия), б) наречия (в т.ч. предикативы), в) служебные части речи. Проведите их морфологический анализ.

– Но неужели Катерина Ивановна могла обойтись такими малыми сред­ствами, даже еще закуску намерена?.. – спросил Раскольников, настойчиво продолжая разговор.

– Гроб ведь простой будет-с... и все будет просто, так что недорого... мы да­веча с Катериной Ивановной все рассчитали, так что и останется, чтобы помя­нуть... а Катерине Ивановне очень хочется, чтобы так было. Ведь нельзя же-с... ей утешение... она такая, ведь вы знаете...

– Понимаю, понимаю... конечно... Что это вы мою комнату разглядываете? Вот маменька говорит тоже, что на гроб похожа.

– Вы нам все вчера отдали! – проговорила вдруг в ответ Сонечка, каким-то сильным и скорым шепотом, вдруг опять сильно потупившись. Губы и подбо­родок ее опять запрыгали. Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова, и теперь слова эти вдруг вырвались сами собой. Последовало молчание. Глаза Дунечки как-то прояснели, а Пульхерия Александровна даже приветливо посмотрела на Соню.

– Родя, – сказала она, вставая, – мы, разумеется, вместе обедаем. Дунечка, пойдем... А ты бы, Родя, пошел, погулял немного, а потом отдохнул, полежал, а там и приходи скорее... А то мы тебя утомили, боюсь я...

– Да, да, приду, – отвечал он, вставая и заторопившись... – У меня, впрочем, дело...

– Да неужели ж вы будете и обедать розно? – закричал Разумихин, с удивле­нием смотря на Раскольникова, – что ты это?

– Да, да, приду, конечно, конечно... А ты останься на минуту. Ведь он вам сейчас не нужен, маменька? Или я, может, отнимаю его?

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.434-516

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.232-277

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.309-362

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Рус­ский язык, 1989. – С. 258-345

5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976

6. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972

7. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. Л., 1971

8. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

 


 

Занятие 5

Синтаксический анализ словосочетания и предложения

 

ПОРЯДОК

СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Указать вид предложения по цели высказывания

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске

3. Указать вид предложения по структуре

3.1. Для простого предложения:

3.1.1. Двусоставное-односоставное (определенно-личные, неопре­деленно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, но­минативные, генетивные, отрицательные генетивные)

3.1.2. Распространенное-нераспространенное

3.1.3. Полное-неполное-эллиптическое

3.1.4. Членимое-нечленимое

3.1.5. Утвердительное-отрицательное

3.1.6. **С осложнениями:

3.1.6.1. Однородные члены

3.1.6.2. Обособленные члены

3.1.6.3. Вводные конструкции

3.1.6.4. Вставные конструкции

3.1.6.5. Обращения

3.1.7. Анализ по членам предложения

3.1.7.1. **Подлежащее: номинативное-инфинитивное

3.1.7.2. **Сказуемое: простое-составное глагольное- составное именное – сложное

3.1.7.3. **Дополнение: прямое-косвенное; присловное-приос­новное

3.1.7.4. **Определение: согласованное-несогласованное

3.1.7.5. **Обстоятельство: вид обстоятельства

3.1.8. Указать интонационную конструкцию, соответствующую данному предложению

3.2. Для сложного предложения: простое полипредикативное – услож­ненное полипредикативное

3.2.1. Для простого полипредикативного: союзное-бессоюзное

3.2.1.1. Для бессоюзного:

3.2.1.1.1. Указать тип предложения: перечислительное – сопоставительное –обусловленное – объяснительное

3.2.1.2. Для союзного: сложносочиненное – сложноподчинен­ное

3.2.1.2.1. Для сложносочиненного:

3.2.1.2.1.1. Указать тип предложения: соединительное – противительное –разделительное – градационное

3.2.1.2.2. Для сложноподчиненного:

3.2.1.2.2.1. Указать тип придаточного: изъяснительное - определительное (субстантивно-определительное / ме­стоименно-определительное) - обстоятельственное (места, времени, образа действия, меры и степени, при­чины, следствия, цели, условия, уступки, сравнения, со­поставления, присоединения)

3.2.2. Для усложненного полипредикативного ® установить части, связанные

3.2.2.1. бессоюзной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.1

3.2.2.2. сочинительной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.2.1.

3.2.2.3. подчинительной связью

3.2.2.3.1. определить вид (со)подчинения придаточных: по­следовательное подчинение – однородное подчинение – па­раллельное подчинение (одночленное/разночленное)

® далее, как в пункте 3.2.1.2.2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: