3. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосочетаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):
чтят, охватит, тускнели, буду готовиться, звеня, уйдя, засмеяться, играющие дети, про обидевшего меня человека, окружаемый войсками город, склеенную вазу, вследствие болезни, учиться в школе, по мере того как он взрослел, дерзну ли я, слишкомблизко, суждено страдать; нам пора идти; о, горе, горе; ну, за мной!
Выпишите из следующего отрывка а) глаголы (в т.ч. причастия и деепричастия), б) наречия (в т.ч. предикативы), в) служебные части речи. Проведите их морфологический анализ.
– Но неужели Катерина Ивановна могла обойтись такими малыми средствами, даже еще закуску намерена?.. – спросил Раскольников, настойчиво продолжая разговор.
– Гроб ведь простой будет-с... и все будет просто, так что недорого... мы давеча с Катериной Ивановной все рассчитали, так что и останется, чтобы помянуть... а Катерине Ивановне очень хочется, чтобы так было. Ведь нельзя же-с... ей утешение... она такая, ведь вы знаете...
– Понимаю, понимаю... конечно... Что это вы мою комнату разглядываете? Вот маменька говорит тоже, что на гроб похожа.
– Вы нам все вчера отдали! – проговорила вдруг в ответ Сонечка, каким-то сильным и скорым шепотом, вдруг опять сильно потупившись. Губы и подбородок ее опять запрыгали. Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова, и теперь слова эти вдруг вырвались сами собой. Последовало молчание. Глаза Дунечки как-то прояснели, а Пульхерия Александровна даже приветливо посмотрела на Соню.
– Родя, – сказала она, вставая, – мы, разумеется, вместе обедаем. Дунечка, пойдем... А ты бы, Родя, пошел, погулял немного, а потом отдохнул, полежал, а там и приходи скорее... А то мы тебя утомили, боюсь я...
|
– Да, да, приду, – отвечал он, вставая и заторопившись... – У меня, впрочем, дело...
– Да неужели ж вы будете и обедать розно? – закричал Разумихин, с удивлением смотря на Раскольникова, – что ты это?
– Да, да, приду, конечно, конечно... А ты останься на минуту. Ведь он вам сейчас не нужен, маменька? Или я, может, отнимаю его?
Список литературы для подготовки к занятию
1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.434-516
2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.232-277
3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.309-362
4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – С. 258-345
5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976
6. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972
7. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. Л., 1971
8. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.
Занятие 5
Синтаксический анализ словосочетания и предложения
ПОРЯДОК
СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Указать вид предложения по цели высказывания
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске
3. Указать вид предложения по структуре
3.1. Для простого предложения:
3.1.1. Двусоставное-односоставное (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, генетивные, отрицательные генетивные)
|
3.1.2. Распространенное-нераспространенное
3.1.3. Полное-неполное-эллиптическое
3.1.4. Членимое-нечленимое
3.1.5. Утвердительное-отрицательное
3.1.6. **С осложнениями:
3.1.6.1. Однородные члены
3.1.6.2. Обособленные члены
3.1.6.3. Вводные конструкции
3.1.6.4. Вставные конструкции
3.1.6.5. Обращения
3.1.7. Анализ по членам предложения
3.1.7.1. **Подлежащее: номинативное-инфинитивное
3.1.7.2. **Сказуемое: простое-составное глагольное- составное именное – сложное
3.1.7.3. **Дополнение: прямое-косвенное; присловное-приосновное
3.1.7.4. **Определение: согласованное-несогласованное
3.1.7.5. **Обстоятельство: вид обстоятельства
3.1.8. Указать интонационную конструкцию, соответствующую данному предложению
3.2. Для сложного предложения: простое полипредикативное – усложненное полипредикативное
3.2.1. Для простого полипредикативного: союзное-бессоюзное
3.2.1.1. Для бессоюзного:
3.2.1.1.1. Указать тип предложения: перечислительное – сопоставительное –обусловленное – объяснительное
3.2.1.2. Для союзного: сложносочиненное – сложноподчиненное
3.2.1.2.1. Для сложносочиненного:
3.2.1.2.1.1. Указать тип предложения: соединительное – противительное –разделительное – градационное
3.2.1.2.2. Для сложноподчиненного:
3.2.1.2.2.1. Указать тип придаточного: изъяснительное - определительное (субстантивно-определительное / местоименно-определительное) - обстоятельственное (места, времени, образа действия, меры и степени, причины, следствия, цели, условия, уступки, сравнения, сопоставления, присоединения)
3.2.2. Для усложненного полипредикативного ® установить части, связанные
3.2.2.1. бессоюзной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.1
3.2.2.2. сочинительной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.2.1.
3.2.2.3. подчинительной связью
3.2.2.3.1. определить вид (со)подчинения придаточных: последовательное подчинение – однородное подчинение – параллельное подчинение (одночленное/разночленное)
® далее, как в пункте 3.2.1.2.2