1. Дать характеристику слова с точки зрения системных связей
1.1. Многозначность-однозначность
1.2. Омонимы (с указанием их типов)
1.3. Синонимы (с указанием их типов)
1.4. Антонимы (с указанием их типов)
1.5. Паронимы
1.6. Сочетаемость
2. Дать характеристику слова с точки зрения происхождения: исконно русские (*индоевропейские, *общеславянские, *восточно-славянские, *собственно русские) - заимствованные из славянских языков (в т.ч. старославянские) - заимствованные из неславянских языков (широко употребительные заимствования из греческого, тюркских, немецкого, французского, английского и др. языков, экзотизмы, варваризмы)
3. Дать характеристику слова с точки зрения вхождения в активный-пассивный словарный запас: входящие в активный словарный запас - устаревающие – устаревшие (историзмы, архаизмы: собственно лексические, лексико-семантические, лексико-фонетические, лексико-словообразовательные) - неологизмы (*указать происхождение)
4. Дать характеристику слова с точки зрения сферы употребления: общеупотребительное – диалектное – профессионализм – жаргонизм – просторечное
5. Указать значение слова в контексте: прямое, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное
ЗАДАНИЯ
1. Проведите анализ слов как лексических единиц:
тать, волна, изукрашенный, гипотенуза, алебарда, боди-арт, понятливый, италийский, мультяшка, яранга, задиафрагмировать, настучать, навязчивый, чистый, тупой, очи, талантливый, догадливый, бокс, мир, вуаль, сафьян, советчик, демократичный, сари, зурна.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выпишите из отрывка а) многозначные слова, б) синонимы, в) антонимы, г) паронимы, д) заимствованные слова, е) устаревшие слова, з) неологизмы.
|
Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешка-
ми, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в
чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно, ново... и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Как не рассеяться! в первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый раз на ярмарке!.. Но ни один из прохожих и проезжих не знал, чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая мачеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей старой кобылы, тащившейся, за долгое служение, теперь на продажу. Неугомонная супруга... но мы и позабыли, что и она тут же сидела на высоте воза, в нарядной шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, нашиты были хвостики, красного только цвета, в богатой плахте, пестревшей, как шахматная доска, и в ситцевом цветном очипке, придававшем какую-то особенную важность ее красному, полному лицу, по которому проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перенести встревоженный взгляд свой на веселенькое личико дочки.
|
3. Проведите анализ слова как лексической единицы:
гость, зодчие, капремонт, офонареть, высокомерный, фиеста, близкий, теплый, богомаз, робкий, смерд, вежливый, вигвам,честный, батарея, такт, компания, гносеология, коммюнике, цельный, сытный, гриль-бар, останки.
Список литературы для подготовки к занятию
1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.125-215, 252-306
2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.9-36, 40-43, 49-81
3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977
4. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТЕСТЫ