Порядок анализа слова как лексической единицы




 

1. Дать характеристику слова с точки зрения системных связей

1.1. Многозначность-однозначность

1.2. Омонимы (с указанием их типов)

1.3. Синонимы (с указанием их типов)

1.4. Антонимы (с указанием их типов)

1.5. Паронимы

1.6. Сочетаемость

2. Дать характеристику слова с точки зрения происхождения: исконно рус­ские (*индоевропейские, *общеславянские, *восточно-славянские, *собственно русские) - заимствованные из славянских языков (в т.ч. старо­славянские) - заимствованные из неславянских языков (широко употреби­тельные заимствования из греческого, тюркских, немецкого, французского, английского и др. языков, экзотизмы, варваризмы)

3. Дать характеристику слова с точки зрения вхождения в активный-пассив­ный словарный запас: входящие в активный словарный запас - устареваю­щие – устаревшие (историзмы, архаизмы: собственно лексические, лексико-семантические, лексико-фонетические, лексико-словообразовательные) - не­ологизмы (*указать происхождение)

4. Дать характеристику слова с точки зрения сферы употребления: обще­употребительное – диалектное – профессионализм – жаргонизм – просто­речное

5. Указать значение слова в контексте: прямое, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное

 

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите анализ слов как лексических единиц:

тать, волна, изукрашенный, гипотенуза, алебарда, боди-арт, понятливый, италийский, мультяшка, яранга, задиафрагмировать, настучать, навязчивый, чистый, тупой, очи, талантливый, догадливый, бокс, мир, вуаль, сафьян, совет­чик, демократичный, сари, зурна.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выпишите из отрывка а) многозначные слова, б) синонимы, в) антонимы, г) паронимы, д) заимствованные слова, е) устаревшие слова, з) неологизмы.

Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешка-

ми, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в

чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хо­зяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит не­сколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими гла­зами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно, ново... и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Как не рассеяться! в пер­вый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый раз на ярмарке!.. Но ни один из прохожих и проезжих не знал, чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая ма­чеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей ста­рой кобылы, тащившейся, за долгое служение, теперь на продажу. Неугомонная супруга... но мы и позабыли, что и она тут же сидела на высоте воза, в наряд­ной шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, на­шиты были хвостики, красного только цвета, в богатой плахте, пестревшей, как шахматная доска, и в ситцевом цветном очипке, придававшем какую-то особенную важность ее красному, полному лицу, по которому проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перенести встревоженный взгляд свой на веселенькое личико дочки.

 

3. Проведите анализ слова как лексической единицы:

гость, зодчие, капремонт, офонареть, высокомерный, фиеста, близкий, теп­лый, богомаз, робкий, смерд, вежливый, вигвам,честный, батарея, такт, компа­ния, гносеология, коммюнике, цельный, сытный, гриль-бар, останки.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.125-215, 252-306

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.9-36, 40-43, 49-81

3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977

4. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ТЕСТЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: