2. Проведите словообразовательный анализ следующих слов:
жилище осока, пастух, углубить, переделать, обгон, полеводческий, широколиственный, знакомство, буденовка, препятствие, разнообразить, переплетчик, помутнение, подкрахмаливать, типичность, приплясывать, морщинистый, воссоединение, подколодный, разборка, перебрасываться, настроиться, наесться, подстаканник,.
3. Выпишите из отрывка слова а) с производной основой, б) с непроизводной членимой основой, в) с непроизводной нечленимой основой. Разберите десять слов по составу
Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество.
Список литературы для подготовки к занятию
|
1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.307-361
2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.158-188
3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.133-239
4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – С. 24-145
5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973
6. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного анализа. М., 1980.
Занятие 3
Морфологический анализ имен существительных,
имен прилагательных, имен числительных, местоимений
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1. Собственное-нарицательное
2. Конкретное-вещественное-абстрактное-собирательное
3. Одушевленное-неодушевленное
4. Род
5. Склонение
6. Число
7. Падеж
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Качественное-относительное (в т.ч. притяжательное)
2. *Степень сравнения
3. *Краткая-полная форма
4. Число
5. Род
6. Падеж
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
1. Простое-сложное-составное
2. Разряд
2.1. Количественное: определенно-количественное -неопределенно-количесвенное – собирательное;
2.2. Порядковое ® как относительные прилагательные (п. 5.4, 5.5, 5.6)
3. Падеж
4. *Род
5. *Число
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕСТОИМЕНИЯ
1.1. Разряд
1.1.1. Местоимение-существительное: личные – возвратные – вопросительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее п.7.2 и далее;
|
1.1.2. Местоимение-прилагательное: притяжательные указательные – определительные – вопросительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее как относительное прилагательное (п. 5.4, 5.5, 5.6);
1.1.3. Местоимение-числительное: указательные – вопросительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее как числительное (п.6.3);
1.1.4. Местоимение-наречия: указательные – вопросительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее как наречие.
1.2. *Падеж
1.3. *Число
1.4. *Лицо
1.5. *Род
ЗАДАНИЯ
1. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосочетаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):
соль, со щами, кофе, ябеда, у знамени, Мехико, вчерашний, труднее, близка, лисий мех, лисьи повадки, сто первый, пятеро, (ему) под сорок, много, к четырем пятым, один из таких ребят, чей-то шепот, человек, котороготы любишь, никто не знал.
2. Выпишите из следующего отрывка а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) имена числительные, г) местоимения. Проведите их морфологический анализ.
Помещение мастерской составилось из трех квартир, выходящих на одну площадку и обратившихся в одну квартиру, когда пробили двери из одной в другую. Квартиры эти прежде отдавались за 700, 550 и 425 руб. в год, всего за 1675 руб. Но отдавая все вместе по контракту на 5 лет, хозяин дома согласился уступить их за 1250 руб. Всего в мастерской 21 комната, из них 2 очень большие, по 4 окна, одна служит приемною, другая – столовою; в двух других, тоже очень больших, работают; в остальных живут. Мы прошли 6 или 7 комнат, в которых живут девушки (я все говорю про первое мое посещение); меблировка этих комнат тоже очень порядочная, красного дерева или ореховая; в некоторых есть стоячие зеркала, в других – очень хорошие трюмо; много кресел, диванов хорошей работы. Мебель в разных комнатам разная, почти вся она постепенно покупалась по случаям, за дешевую цену. Эти комнаты, в которых живут, имеют такой вид, как в квартирах чиновничьих семейств средней руки, в семействах старых начальников отделения или молодых столоначальников, которые скоро будут начальниками отделения. В комнатах, которые побольше, живут три девушки, в одной даже четыре, в других по две.
|