ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА
1. Записать слово в фонематической транскрипции.
2. *[1]Записать слово в фонетической транскрипции.
3. Определить количество слогов и их границы (с указанием теории слогоделения).
4. Указать место ударения и акцентный тип слова.
5. Дать характеристику гласных: по ряду, по подъему, по огубленности, по отношению к ударению.
6. Дать характеристику согласных: по месту образования, по способу образования, по соотношению шума и тона, по наличию-отсутствию палатальной артикуляции.
7. Указать особенности графики: соответствие написания слова слоговому принципу, его нарушение и отступление от него.
8. Указать особенности орфографии: соответствие написания слова морфологическому принципу, наличие других принципов.
ЗАДАНИЯ
1. Проведите фонетический анализ следующих слов:
играйте, съемка, (я) ловлю, добавь, семьи, раньше, район, строит, елка, сердце, уют, воробьев, тайна, лишь, мощь, тюфяк, цифра, черный, мышь, гиря.
2. Определите тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:
Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу, и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши, он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич – сказал он, увидя меня, – добро пожаловать! Как это вас бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, - сказал он мне, – что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить».
|
– Точно так.
– Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3. Проведите фонетический анализ следующих слов:
яблоко, жили, рожь, неуемный, баян, ожог пятидесяти, любящую, стараться, огурчик, скользкий, рюкзак, широко, известный, крупитчатый каемка, дочь.
4. Определите тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:
Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «Посмотрим, – сказал он – сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»
– Не твое дело, – отвечал я нахмурясь, – кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.
– Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! – продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, – но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.
– Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.
|
– С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.
Кровь моя закипела.
– А почему ты об ней такого мнения? – спросил я, с трудом удерживая свое негодование.
– А потому, – отвечал он с адской усмешкою, – что знаю по опыту ее нрав и обычай.
– Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бесстыдным образом.
Швабрин переменился в лице.
– Это тебе так не пройдет – сказал он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите сатисфакцию.
– Изволь; когда хочешь! – отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его.
…
Список литературы для подготовки к занятию
1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.40-93, 104-124
2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979
5. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.
6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969
7. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. Л., 1991
8. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л, 1983.
9. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. М., 1994
Занятие 2
Словообразовательный анализ слова
ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА
1. Определить окончание слова
2. **[2] Определить формообразующие суффиксы
3. Определить, является ли основа производной.
3.1. Да ®
3.1.1. найти производящую основу,
|
3.1.2. определить способ словообразования
3.1.3. ** указать аффикс(ы), с помощью которых образовано слово, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным значением
3.1.4. **указать, есть ли различие в производной и производящей основе (ударение, чередование, усечение, наращение, наложение морфов)
3.1.5. вернуться в начало п.4
3.2. Нет ® определить, является ли основа членимой
3.2.1. Да ®
3.2.1.1. определить связанный корень, подобрать однокоренные слова
3.2.1.2. указать аффикс(ы), с которыми связан корень, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным значением
3.2.2. Нет ® определить корень, подобрать однокоренные слова
ЗАДАНИЯ
1. Проведите словообразовательный анализ следующих слов:
заморозки, луковица, узость, буженина, гусиный, хранилище, кочегар, поют, нефтедобытчик, обоняние, низменность, быстрорастворимый, демонтаж, агитацитя, букварь, поднявшийся, авитаминоз, доярка, рисунок, мошкара, воробей, созыв, ночующий, заречье, почтамт.