ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА




ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА

 

1. Записать слово в фонематической транскрипции.

2. *[1]Записать слово в фонетической транскрипции.

3. Определить количество слогов и их границы (с указанием теории слого­деления).

4. Указать место ударения и акцентный тип слова.

5. Дать характеристику гласных: по ряду, по подъему, по огубленности, по отношению к ударению.

6. Дать характеристику согласных: по месту образования, по способу обра­зования, по соотношению шума и тона, по наличию-отсутствию палатальной артикуляции.

7. Указать особенности графики: соответствие написания слова слоговому принципу, его нарушение и отступление от него.

8. Указать особенности орфографии: соответствие написания слова морфо­логическому принципу, наличие других принципов.

 

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите фонетический анализ следующих слов:

играйте, съемка, (я) ловлю, добавь, семьи, раньше, район, строит, елка, сердце, уют, воробьев, тайна, лишь, мощь, тюфяк, цифра, черный, мышь, гиря.

 

2. Определите тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:

Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу, и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши, он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич – сказал он, увидя меня, – добро пожаловать! Как это вас бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, - сказал он мне, – что хо­тите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить».

– Точно так.

– Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разой­дитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближ­него, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите фонетический анализ следующих слов:

яблоко, жили, рожь, неуемный, баян, ожог пятидесяти, любящую, стараться, огурчик, скользкий, рюкзак, широко, известный, крупитчатый каемка, дочь.

 

4. Определите тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:

Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «По­смотрим, – сказал он – сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слу­шатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»

– Не твое дело, – отвечал я нахмурясь, – кто бы ни была эта Маша. Не тре­бую ни твоего мнения, ни твоих догадок.

– Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! – продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, – но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.

– Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

– С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

Кровь моя закипела.

– А почему ты об ней такого мнения? – спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

– А потому, – отвечал он с адской усмешкою, – что знаю по опыту ее нрав и обычай.

– Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бес­стыдным образом.

Швабрин переменился в лице.

– Это тебе так не пройдет – сказал он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите сатисфакцию.

– Изволь; когда хочешь! – отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.40-93, 104-124

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979

5. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969

7. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. Л., 1991

8. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л, 1983.

9. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. М., 1994

 


 

Занятие 2

Словообразовательный анализ слова

 

ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА

 

1. Определить окончание слова

2. **[2] Определить формообразующие суффиксы

3. Определить, является ли основа производной.

3.1. Да ®

3.1.1. найти производящую основу,

3.1.2. определить способ словообразования

3.1.3. ** указать аффикс(ы), с помощью которых образовано слово, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным зна­чением

3.1.4. **указать, есть ли различие в производной и производящей основе (ударение, чередование, усечение, наращение, наложение морфов)

3.1.5. вернуться в начало п.4

3.2. Нет ® определить, является ли основа членимой

3.2.1. Да ®

3.2.1.1. определить связанный корень, подобрать однокоренные слова

3.2.1.2. указать аффикс(ы), с которыми связан корень, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным значе­нием

3.2.2. Нет ® определить корень, подобрать однокоренные слова

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите словообразовательный анализ следующих слов:

заморозки, луковица, узость, буженина, гусиный, хранилище, кочегар, поют, нефтедобытчик, обоняние, низменность, быстрорастворимый, демонтаж, агита­цитя, букварь, поднявшийся, авитаминоз, доярка, рисунок, мошкара, воробей, созыв, ночующий, заречье, почтамт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: